Использование ресурсов Интернет в дистанционном обучении студентов гуманитарным дисциплинам
Ассматриваются вопросы использования интернет-ресурсов для совместной работы преподавателя со студентами в социальных сетях с целью мотивации к изучению гуманитарных дисциплин, исследуются процессы формирования с помощью ресурсов сети Интернет критического мышления обучаемых и приобретения ими соответствующих общекультурных компетенций. Авторами проводится анализ эффективности разнообразных форм самостоятельной работы, предлагаемой студентам при изучении гуманитарных дисциплин.
USE OF INTERNET RESOURCES IN DISTANCE LEARNING OF STUDENTS IN HUMANITARIAN DISCIPLINES.pdf Введение Интернет-среда становится неотъемлемым ресурсом в процессе образования на всех его стадиях и во всех его проявлениях. Дистанционная форма обучения как никакая другая сопряжена с интернет-средой и именно в ней организует свой образовательный контент. В связи с этим проблема использования ресурсов Интернет в дистанционном обучении, в частности при изучении гуманитарных дисциплин, является весьма актуальной. Основная задача преподавателя, работающего со студентами ДО, - научить их использовать интернет-ресурсы как совокупность материалов, необходимых для самостоятельного освоения дисциплины и формирования требуемых компетенций, и осуществлять интернет-взаимодействие. 1. Совместная работа со студентами в социальных сетях Понятие социальной сети (сетевого сервиса, сервиса Веб 2.0) в области информационных технологий пока не имеет общепринятого определения. Существующие трактовки, как правило, высвечивают только одну или две характерные черты социальной сети. Так, Е. Бондаренко социальной сетью называет «программное обеспечение в Интернете, позволяющее пользователям создавать свои профили и связываться с другими участниками в виртуальном пространстве» [1]. О.А. Клименко под социальной сетью понимает «интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети» [2] . Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Стандартные социальные сети позволяют пользователю присоединять людей к своей сети, выходить на других пользователей через своих знакомых, посылать сообщения, размещать фотографии, тексты и любой другой контент. В настоящее время социальные сети являются одним из самых популярных сервисов, которым пользуется большая часть интернет-аудитории. Согласно результатам исследований TNS Web Index за март 2014 г., социальные сети завоевали 80 % дневной аудитории. В зависимости от региона России пользователи тратят на социальные сети от 30 до 41 % от всего времени, проведенного в Интернете. Самыми популярными социальными сетями в нашей стране являются «Одноклассники» - 19 млн, «ВКонтакте» - 27,9 млн пользователей, причём «ВКонтакте» отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85 %. Возможности социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно изучены: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения. Однако возможности социальных сетей можно использовать в педагогической деятельности для решения самых различных задач: в социальных сетях можно эффективно организовать коллективную работу распределенной учебной группы, долгосрочную проектную деятельность, международные обмены, в том числе научно-образовательные, дистанционное обучение и т.д. Социальные сети позволяют сделать обучение более индивидуальным: студенты, желающие глубже исследовать какую-либо тему, могут объединяться в виртуальные группы, внутри которых будут публиковаться ссылки на интересующие их материалы и вестись дискуссии. Возможность индивидуального общения студента и преподавателя способствует большей степени понимания и усвоения учебного материала студентами. При помощи социальных сетей студенты могут в любой момент задать своему преподавателю интересующие их вопросы. Социальные сети способствуют разрушению иерархических границ между пользователями. Зачастую связь между преподавателем и студентами отсутствует в силу различных причин, в том числе культурно-обусловленных: некоторые студенты не считают возможным первыми обратиться к преподавателю по поводу возникающих проблем. Социальная сеть помогает снять данный барьер и значительно облегчить прямое общение между преподавателем и студентами. Можно выделить следующие преимущества использования социальной сети в качестве учебной площадки: 1. Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей молодёжной интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации студентов к новому коммуникативному пространству, и помогает организовать личностно ориентированное обучение. 2. В социальной сети человек выступает под своим именем и фамилией. 3. Технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент. 4. Возможность совместной работы. 5. Наличие форума, стены, чата. 6. Каждый участник социальной сети может создать и вести свой блог. 7. Активность участников прослеживается через ленту друзей. Проиллюстрируем данный инструмент интер-нет-взаимодействия на примере дистанционного курса «История» в СибГУТИ. Общение в сети выступало в качестве дополнительной формы взаимодействия между преподавателем и студентами. В самой популярной среди молодёжи России социальной сети «ВКонтакте» была создана виртуальная группа, на «стене» которой были размещены курс лекций, методические указания по выполнению домашней письменной работы, ссылки на дополнительные учебные материалы, словарь исторических терминов, экзаменационные вопросы. Студенты могли в удобное для себя время посмотреть документальные фильмы, художественные киноленты, упомянутые преподавателем во время обзорных лекций, чтобы обратить внимание на разные подходы к трактовке и оценке деятельности различных исторических персонажей, в частности Ивана Грозного. Опубликованные в виртуальной группе фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга иллюстрировали материалы, изложенные в курсе лекций по истории преобразовательной деятельности Петра I. Студенты оперативно получали у преподавателя ответы на вопросы, возникавшие в ходе подготовки и выполнения домашней письменной работы. Студенты, проживающие в отдалённых местах России и за её границами, присылали преподавателю на рецензию домашние работы в электронном виде. В качестве проблемных моментов, которые возникали при использовании социальных сетей, следует отметить: отсутствие сетевого этикета участников; низкий уровень мотивации преподавателей; высокую степень трудозатрат преподавателя по организации и поддержке учебного процесса. Для решения названных проблем следует разрабатывать и апробировать новые методики применения социальных сетей в образовательном пространстве. Таким образом, современные социальные сети предоставляют сегодня широкий спектр возможностей для взаимодействия преподавателя и студентов в процессе дистанционного обучения. 2. Формирование критического мышления и общекультурных компетенций студентов с помощью интернет-ресурсов Критическое мышление - это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Это особый способ думать о любом предмете или явлении, при котором происходит активное использование структур и интеллектуальных стандартов [3]. Развитое критическое мышление позволяет грамотно собирать информацию, в том числе и в интернет-среде; рассуждать и обосновывать свою позицию; четко и ясно формулировать интернет-запрос; использовать и интерпретировать абстрактные идеи; эффективно взаимодействовать с людьми при поиске новых решений. Критическое мышление реализуется в разных формах самостоятельной работы студентов, предлагаемых в гуманитарных курсах дистанционного обучения. Наиболее распространенными среди них являются реферат и аналитическое эссе. Одним из видов самостоятельной работы студентов, обучающихся с помощью дистанционных технологий, является реферат. Преподаватель должен пояснить студентам дистанционного обучения, что реферат отличается от исследовательской работы, он представляет собой краткое изложение в письменном виде содержания трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен содержать представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности. Задача студента - обобщить и самостоятельно изложить проблему на базе фактов, почерпнутых из литературы. При написании рефератов преподаватели не должны возражать против привлечения студентами материалов из Интернета. Глобальную сеть нужно рассматривать как средство обучения. Новые компьютерные технологии позволяют современному студенту работать с неизмеримо большим объемом информации, чем несколько десятилетий назад. В сети Интернет сегодня можно найти оцифрованные труды отечественных и зарубежных учёных, электронные копии документов, тысячи отсканированных исторических источников, включая уникальные античные и средневековые тексты, материалы различных экспедиций, коллекции фотографий, карт, схем и пр. В то же время начавшаяся «электронная эпоха» ставит перед нами новые проблемы: достоверность копии (например, идентичность электронной версии оригиналу документа); проблему оперирования информацией (как ссылаться на фрагменты электронной копии, если соответствующий сайт может изменить адрес или исчезнуть). В нормативно-правовом плане эта проблема до сих пор не решена. Студентам, пишущим рефераты, можно посоветовать руководствоваться при работе с электронными ресурсами следующими правилами. Для поиска необходимой информации в сети Интернет следует прибегать к помощи поисковых систем. Выбор поисковой системы зависит исключительно от личных предпочтений студента. Можно порекомендовать студентам интеллектуальную поисковую систему Nigma.ru, которая разрабатывается и поддерживается студентами и аспирантами МГУ им. М.В. Ломоносова. Поиск реализован с использованием Яндекс.XML, Google, Yahoo, MSN, Rambler, Altavista, Апорт и собственной поисковой технологии Nigma.ru. С недавних пор реализована новая возможность поисковой системы - поиск по электронным библиотекам. Теперь с помощью интеллектуальной поисковой системы Nigma.ru можно не только найти полную информацию по любому автору и тексты всех его произведений (как русской, так и зарубежной литературы), но и подготовить реферат по философии, истории и другим наукам. Важно при отборе материала определить, кем сервер создан и поддерживается. Поясним это на примере интернет-ресурсов, затрагивающих экологическую тематику. Среди них можно обратить внимание на серверы органов власти в области охраны природы; сайты общественных организаций и движений, отражающих в глобальной сети их деятельность (например, «Центр охраны дикой природы» (http://www.biodiversity.ru/) или сайт «Международный социально-экологический союз» (http://www.seu.ru/); экологические интернет-проекты, тематические экологические ресурсы (например, FOREST.RU (http://forest.ru)); эколого-информационные справочные системы (например, «Всероссийский экологический портал» (http://ecoportal.ru/) или Справочно-информационная служба «Ecoline» (http://www.ecoline.ru/)); экологические электронные периодические издания; экологические форумы и конференции; образовательные сайты по экологической тематике. Подобные сайты могут содержать достоверную информацию, однако она отражает разные точки зрения на одни и те же вопросы. В таком случае можно выбрать один из вариантов выполнения задания: либо собрать все точки зрения по выбранной теме, либо остановиться на понравившейся точке зрения и аргументировать свой выбор. Осуществляемый студентом отбор материала создаёт условия для самостоятельного познания нового, способствует формированию у него критического мышления. Следует пояснять студентам, как разумно пользоваться найденной информацией, не потратив время на лишнее и не упустив нужное. Можно дать студентам следующие советы: 1. Отбросить всевозможные банки готовых рефератов (опознать их можно по названиям сайтов, слову «реферат», «заказ» в комментарии). 2. Отбросить ссылки на всевозможные семинары и курсы обучения, ссылки на вузовские кафедры, так как там мало искомой информации. 3. Нужно подсказать студентам, что на страницах библиотек вузов обычно выложены не книги, а электронные каталоги библиотек. 4. Как правило, на страницах фирм и предприятий, на которые ведутся ссылки, размещены рекламные тексты и контактная информация, но многие специализированные агентства и фирмы, кроме рекламы, размещают на своих сайтах сборники статей по нужной теме, образцы готовых отчетов, исследования по конкретным предприятиям или сферам профессионального интереса. 5. Как правило, очень полезны ссылки на журналы - чаще всего оттуда можно скачать статью по выбранной теме, посмотреть архивы публикаций. В Интернете сегодня можно найти исторические журналы, не имеющие печатных аналогов: «Русский журнал» (www.russ.ru), «Русский исторический журнал» (www.mahaon.ru), «Мир истории» (www.tellur.ru). Среди подобных изданий выгодно отличается степенью научности журнал «Исследовано в России» (http://zhurnal.ape. relarn.ru), существующий в Интернете с 1998 г. 6. Очень ценные ресурсы - тематические сайты (порталы). На них опубликованы монографии, статьи, энциклопедии, справочные материалы и работы специалистов по той или иной отрасли знаний. В качестве таких образовательных порталов можно порекомендовать студентам http://www.edu.ru и http://www.auditorium.ru. 7. Следует избегать ссылок на литературу и документы, размещенные на частных интернет-сайтах. Их авторы часто грешат размещением на своих страницах небрежно отсканированных и не пронумерованных текстов произведений и не делают при этом ссылок. 8. Студент должен различать собственно научную литературу и публикации научно-популярного, а зачастую и псевдонаучного характера, что для непрофессионала непростая задача. В Интернете можно найти немало исторических публикаций, которые не признаются научным сообществом в качестве достоверных и не включаются в списки использованной литературы и источников. Так, на нескольких частных сайтах выставлена «Велесова книга», комментируемая как «первый славянский исторический и культурный источник», что совершенно неверно. Поэтому здесь не лишним будет обращение за консультациями к преподавателю. В реферате используются чужие материалы, поэтому необходимо соблюдать авторские права. Это означает, что неотъемлемой частью реферата является список используемых ресурсов. В их число могут войти и традиционные бумажные источники (книги, энциклопедии), и интернет-сайты. Кроме того, по списку представленных в реферате источников можно судить о серьезности работы, проделанной студентом. Интернет-адрес легко проверить на наличие указанной информации. Библиографическое описание электронного ресурса Интернета (URL), как правило, должно включать имя автора, дату публикации, название документа, адрес сайта, полный путь к документу, дату доступа (последнюю дату проверки ресурса). Реферативная работа является наиболее традиционной формой самостоятельной работы студента. В ней реализуются практически все общекультурные компетенции, формирующие критическое мышление: способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу; готовность к коммуникации в устной и письменной формах; способность проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования; способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада. При написании аналитического эссе в полной мере реализуются особенности критического мышления, навыки работы с интернет-ресурсами, предполагается тесная связь теоретического инструментария, изложенного в лекциях, с творческим его применением к эмпирическому материалу. Как показывает практика, многие преподаватели все чаще выбирают в качестве экзаменационной или зачетной работы творческое задание. Для анализа эффективности форм самостоятельной работы студентов дистанционного обучения было проведено исследование среди преподавателей гуманитарных дисциплин Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ). Им было предложено ответить на следующие вопросы: 1. В каких формах самостоятельной работы, на ваш взгляд, выше степень самостоятельности проработки теоретического материала (реферат, творческий проект, аналитическое эссе)? 2. Какие формы самостоятельной работы вы предлагаете? 3. Какие интернет-ресурсы вы используете при взаимодействии со студентами: соцсети, электронную почту, скайп, чат, форум? 4. Какие формы взаимодействия со студентами вы считаете эффективными? Анализ анкет преподавателей показал следующее. Сегодня в цикле гуманитарных дисциплин дистанционного обучения СибГУТИ реферат как форма самостоятельной работы используется в таких курсах, как социология, история, деловые коммуникации. Преподаватели отмечают эффективность данного вида работы лишь в случае самостоятельного ее выполнения. Реферат как самостоятельная работа развивает культуру критического мышления, организует работу студента с точки зрения структуры и оформления цитирования, формирует навыки самостоятельного поиска и отбора информации в интернет-среде. Также отмечается, что взаимодействие преподаватель - студент в данном виде работы минимально. Творческие проекты, аналитические эссе представлены в подавляющем большинстве курсов: философия, философия бизнеса, философские и психологические проблемы творчества, русский язык и культура речи, деловая риторика, этика делового общения, конфликтология, педагогика и психология. Диапазон тематики этих работ очень широкий и включает: решение философских задач, составление своего творческого портрета, заполнение эмпирическим материалом моделей бизнес-взаимодействия, создание кейсов в системе педагогического взаимодействия, разработку образа делового человека на материале художественной литературы или кинофильма, создание риторического портрета современника. Аналитические эссе и творческие проекты в первую очередь развивают креативные способности студента, создают эффект связанности теоретического материала и практической работы, формируют умения и навыки общекультурных компетенций. Широта творческих форм, предлагаемых для самостоятельной работы студента в разных гуманитарных дисциплинах, обусловлена разнообразием эмпирического материала, который включает тексты, видеоматериалы, презентации разного уровня актуальности, аналитической ценности. Но объединяет их единая цель - сделать обучение целостным, интересным, полезным через формирование критического мышления как интеллектуально упорядоченного процесса активного и умелого анализа, концептуализации, применения, синтезирования и / или оценки информации, полученной или порожденной наблюдением, опытом, размышлением или коммуникацией, как ориентира для убеждения и действия [4]. Интернет-среда, как отмечает большинство преподавателей, порождает проблему плагиата. Не секрет, что скорость обновления преподавателем видов самостоятельной работы студентов существенно ниже скорости размещения на сайтах вариантов уже выполненных работ. Здесь важным становится работа с интернет-ресурсами и самого преподавателя: отслеживать банк готовых работ, проверять предложенные на проверку работы через программу «Антиплагиат» или подобные сервисы. Все чаще звучит предложение о том, чтобы обязать студентов самим проверять работу через данную программу и представлять справку о степени самостоятельности работы. Заключение Таким образом, использование ресурсов Интернет в дистанционном обучении студентов гуманитарным дисциплинам является эффективным инструментом современного образовательного процесса. Преподавателю нужно активно участвовать в интернет-коммуникации, в работе тематических научных и педагогических сообществ, постоянно обновлять образовательные ресурсы, чтобы быть актуальным, интересным, востребованным. Отдельная задача, которую нужно решать и нести ответственность за результат, - отслеживание достоверности образовательных ресурсов. Опираясь на опыт активного участия студентов в интернет-сообществах, преподаватель должен стремиться сделать их полноценными участниками творческого процесса, в том числе и в выборе форм сетевого взаимодействия.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 322
Ключевые слова
дистанционное обучение, гуманитарные дисциплины, интернет-ресурсы, e-learning, humanitarian disciplines, internet resources.Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ломакин К.В. | Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики | klm@sibsutis.ru | |
Крук Б.И. | Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики | krouk@sibsutis.ru | |
Решетникова Е.В. | Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики | helena.reshetnikova@gmail.com |
Ссылки
Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности [Электронный ресурс] / Е. Бондаренко. - URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067 (дата обращения: 09.03.2015).
Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О.А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: матер. междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 405-407.
Ивунина Е.Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой ученый. - 2009. - № 11. - С. 170-174.
Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000. - 512 c.

Использование ресурсов Интернет в дистанционном обучении студентов гуманитарным дисциплинам | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 3(67). DOI: 10.17223/16095944/67/2
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 860