Дистанционное образование: философские основания и анализ определений | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 3(67). DOI: 10.17223/16095944/67/3

Дистанционное образование: философские основания и анализ определений

Дистанционное образование по-прежнему представляет собой достаточно неоднозначный феномен, вызывающий споры учёных, занимающихся проблемами современного образования. С одной стороны, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение нашли признание в педагогической практике и отражение в Законе «Об образовании в Российской Федерации»; с другой стороны, до сих пор разгораются диспуты вокруг терминов «дистанционное образование», «дистанционное обучение» и вокруг философских оснований явления, его социальной пользы и недостатков и более всего вокруг необходимости его применения. В статье предпринята попытка научно обосновать существование и развитие дистанционного образования, приведён анализ определений дистанционного образования и связанных с ним технологий обучения. Определённый момент новизны лежит в попытке выделить общие философские основания развития дистанционного образования, выявить его социальную сущность и роль в инновационном развитии общества.

DISTANCE EDUCATION: PHILOSOPHICAL BASES AND ANALYSIS OF DEFINITIONS.pdf Дистанционное образование в системе образования и философские основания Идея дистанционного обучения не является новой. Можно проследить всплеск популярности дистанционного обучения всякий раз, когда появляется новая технология передачи информации - организация работы почтовых отделений в большинстве стран мира, изобретение радио, телеграфа, телефона, телевидения, сети Интернет и способ архивирования информации - письменность, книгопечатание, перевод информации в двоичный код или оцифровывание. Указанные способы архивирования информации Р.Ф. Абдеев называет феноменом отображения информации [1]. Приобретая в результате прогресса какую-либо материальную ценность из упомянутых выше, человечество упорно приспосабливало её для образовательных целей, что в очередной раз доказывает, что образование является социальной и личностной потребностью. Философским основанием образования являются дополняющие друг друга гносеологический, аксиологический и экзистенциальный принципы. Гносеологический принцип заключается во взаимодействии объекта и субъекта познания «как активном отражении познающим субъектом явлений внешнего мира на основе общественно-исторической практики, позволяющей многократно возвращаться к изученному объекту, добиваясь движения от неполного знания ко всё более полному и точному» [2]. Аксиологический принцип заключается в усвоении личностью гуманитарных ценностей. Экзистенциальный принцип - человек существует в мире вещей и идей, в своей деятельности реализуя знания и чувства. Образование социоморфно, всегда соответствует доминирующему общественному строю [3]. В условиях информационного общества с динамичным развитием информационно-коммуникационных технологий и возрастающей ролью производства научной информации образование становится не только залогом успешной самореализации отдельной личности в материальном и культурном аспекте, но и гарантом сохранения жизни на планете в целом. В качестве доказательства приведём данные маркетинговых исследований запросов в браузере «Яндекс», где запросы об образовании, выделенные в категорию «школа», занимают лидирующую позицию (рис. 1). Экспоненциальное увеличение объёма информации ставит перед человеком задачи восприятия и запоминания, во много раз превышающие его биологические возможности. Этот конфликт между физическим количеством информации и биологическим качеством человека побуждает последнего делегировать полномочия искусственному интеллекту. Тем не менее каждому необходим набор фундаментальных знаний о математических, физических, биологических, социальных и других особенностях форм жизни на планете. Прочные фундаментальные знания должны быть основой дальнейшей специализации. Насколько полезен преподаватель иностранного языка, не владеющий культурой письменной и устной речи? Насколько полезен фермер, не знающий физики или ботаники? Насколько полезен медицинский сотрудник, не владеющий знаниями биологии? Огромный объём информации должен быть верифицирован, систематизирован и трансформирован в удобную для восприятия форму, доступен любому в любое время. Кажется, что Интернет как физическая среда Всемирной паутины способствует этому. Её децентрализованная, самоорганизующаяся структура позволяет каждому быть и потребителем, и продуцентом информации. Основными характеристиками информации являются точность и достоверность. Точность информации характеризует степень приближения этой информации к реальному состоянию отображаемого объекта, процесса, явления или окружающей действительности. Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью [4]. Таким образом, продуцентом информации о каком-либо явлении может быть только эксперт в этой области. Одно из современных требований к личности - это умение работать с информацией критически. Конечно же, нужны фундаментальные знания прежде всего. Здесь под фундаментальными знаниями мы понимаем знания о происхождении, эволюции и строении космоса и звездных систем как частей космоса: о тепловых, электрических, электромагнитных и гравитационных полях космических и планетарных объектов; о феномене жизни, кодировании генотипов живого и передаче наследственности; о пределах устойчивости биосферы; о феномене Человека и соотношении окружающего нас мира в мира внутри нас; о строении микромира; о природе времени и т.д. [5]. Образование можно подразделить по направлению - естественнонаучное или общественно-научное, более дробно подразделив на математическое, юридическое и т.п.; по стадии образования - дошкольное, начальное, среднее, высшее; по типу - фундаментальное как базис и прикладное (здесь узкоспециальное, профессиональное) как надстройка; по форме получения образования - очное и заочное. Современное дистанционное образование занимает промежуточное положение между очным и заочным образованием в силу применяемых технологий мгновенной обратной связи. Обратная связь может быть как искусственной природы - в автоматизированных системах обучения, так и живой - устные и письменные сообщения. В артикуляции педагогов и философов появились термины «стихийное» и «неформальное» образование. Они подчёркивают рандомность и постоянность получаемой человеком информации, которая может быть трансформирована в знание. Но именно рандомность этой информации выдвигает императив критического восприятия любой получаемой информации. Личность информационного общества должна уметь критически воспринимать любую информацию, противостоять информации, причиняющей вред не только её здоровью или развитию, но и здоровью и развитию общества в целом. Другим актуальным требованием становится высокая степень готовности личности к самообразованию. Динамика развития технологий обратной связи неизбежно привела «к необходимости перехода человека к новому образу жизни на основе непрерывного образования и поддержания высокой интеллектуальной готовности к самообучению, профессиональной переквалификации, высокой профессиональной мобильности» [6]. В какой-то мере идея непрерывного образования превращает человека в вечного студента. Если образование - это создание, ваяние образа, то непрерывное образование подразумевает либо постоянную работу над этим образом, либо постоянную смену ваяемого образа. Вне зависимости от классификации образование в той или иной степени выполняет функции, которые наиболее полно перечислены А.И. Субетто: социально-воспроизводственные функции, функции просвещения, функции социализации личности, функции формирования мотивации личности к самосознанию и самообучению, функции формирования «человека культуры», системы культуры личности человека, функции формирования профессионально-специализированного и проблемно-ориентированного образования; функции создания и воспроизводства культуры общения и принятия решений; функции проблемно-глобальной и цивилизационно-исторической ориентации личности; функции поддержания здоровья человека в образовательных системах, его реабилитации и развития; функции патриотического воспитания; функции обеспечения конкурентоспособности человека на рынках труда и специалистов, в том числе обеспечение профессиональной мобильности специалиста; функции обеспечения непрерывно-образовательного процесса, охватывающего весь жизненный цикл человека (интеллектуальный онтогенез) [6]. Невозможность выполнения каких-либо функций образовательной системой порождают проблему. Так, в статье «Актуальные проблемы дистанционного образования» [7] выделены недостатки, которые возникли именно в результате невыполнения или выполнения в недостаточной мере отдельных функций дистанционным образованием. Одним из существенных недостатков дистанционного образования принято называть отсутствие живого человеческого общения. Ранние системы дистанционного обучения опирались на автоматизацию процесса. Автоматизированные системы обучения не только демонстрируют отношение к образованию как к процессу создания продукта промышленности, из которого можно элиминировать живого преподавателя, что весьма заманчиво с точки зрения финансовых затрат и экономической окупаемости продукта. Они также помогают избежать межличностных конфликтов. Но человек - общественное существо и по сути существует в среде более или менее выраженных, но постоянных конфликтов. В образовательном процессе под руководством педагога разрешение конфликта приобретает воспитательный характер. Автоматизация и аудиовизуализация учебного процесса лежат в основе асинхронной формы обучения, в которой педагога может и не быть. Но в условиях динамично развивающейся информационной сферы содержание учебного материала должно подвергаться чуть ли не ежеминутному обновлению, и это обновление должно быть человеко- и обществосоразмерным, не противоречащим принципам сохранения всего живого на Земле. В асинхронной форме дистанционное образование может быть эффективным в качестве самостоятельного обучения. Анализ терминов и определений Реализации идеи непрерывного образования способствует дистанционное обучение. В литературе встречаются названия; корреспондентское обучение - реализация программы дистанционного образования по почте, где носитель учебного материала есть книга или цифровой носитель; более современные явления - электронное обучение, мобильное обучение, телекоммуникационное обучение, виртуальное обучение, где носителем становятся цифра и устройство для дешифровки цифровой информации. По той причине, что в названиях присутствует только слово «обучение», встаёт вопрос о существовании дистанционного образования именно как образования, а не только обучения. Дезмонд Дж. Киган в своей статье «Об определении дистанционного образования» [8] приводит формулировки четырех определений дистанционного образования. Учитывая тот факт, что в переводе с английского «education» обозначает и «образование», и «образованность», и «обучение», и даже «культура», будем ориентироваться на первое значение «образование». (Исходный английский текст сохранен. Перевод автора.) 1. The term ‘distance education’ covers the various forms of study at all levels which are not under the continuous, immediate supervision of tutors present with their students in lecture rooms or on the same premises, but which, nevertheless, benefit from the planning, guidance and tuition of a tutorial organization (Holmberg,1977:9) [8]. Термин «дистанционное образование» покрывает разные формы обучения на всех уровнях, которые реализуются не под постоянным и непосредственным руководством преподавателя, находящегося со своими студентами в аудитории или в том же здании, но которые тем не менее планируются, управляются и реализуются учебной организацией. 2. Distance education is education which either does not imply the physical presence of the teacher appointed to dispense it in the place where it is received or in which the teacher is present only on occasion or for selected tasks (Loi 71.556 du 12 juillet 1971) [8]. Дистанционное образование - это образование, которое не подразумевает физического присутствия преподавателя в месте, где образование получается, или в котором преподаватель присутствует только при случае или для определённых задач. 3. Distance teaching/education (Fernunterricht) is a method of imparting knowledge, skills and attitudes which is rationalised by the application of division of labour and organisational principles as well as by the extensive use of technical media, especially for the purpose of reproducing high quality teaching material which makes it possible to instruct great numbers of students at the same time wherever they live. It is an industrialised form of teaching and learning (Peters, 1973:206) [8]. Дистанционное преподавание / учение - это метод передачи знаний, навыков, отношений, которые рационализированы применением разделения трудовых и организационных принципов, а также широким использованием технических средств, особенно в целях создания высококачественных учебных материалов, что даёт возможность одновременно обучать большое количество студентов вне зависимости от места их проживания. Это промышленная форма преподавания и учения. 4. Distance teaching may be defined as the family of instructional methods in which the teaching behaviours are executed apart from the learning behaviours, including those that in a contiguous situation would be performed in the learner’s presence, so that communication between the teacher and the learner must be facilitated by print, electronic, mechanical or other devices (Moore, 1973:664) [9]. Дистанционное преподавание может быть определено как семейство обучающих методов, в котором преподавательские действия протекают отдельно от действий обучающего, включая те смежные ситуации, которые могли бы быть выполнены в присутствии обучающегося, так что коммуникация между обучающим и обучающимся может быть облегчена печатными, электрическими, механическими или другими устройствами. Определения, проанализированные Киганом, не содержат ориентации на обучающегося, на его развитие. Они подчеркивают лишь отсутствие преподавателя как такового в том месте, где обучающиеся получают знания. Следуя такой логике, даже выполнение домашнего задания является формой дистанционного образования. По сути, эти определения исключают общение в его традиционном понимании из образовательного процесса и превращают образовательный процесс в бездушную трансляцию информации. Они подчеркивают главный недостаток дистанционного обучения - отсутствие моментальной обратной связи, недостаток живого общения обучающего и обучающегося. В определениях, даваемых российскими авторами, упор также ставится на физическую отдалённость обучающего и обучающегося. То же сказано о дистанционном образовании и у Л.Ю. Николаевой в «Философии образования» [9], где принципом дистанционного образования выделена именно удалённая деятельность обучающихся: «на расстоянии от обучающего, то есть педагогическое обучение возможно с минимальным количеством обязательных занятий или вовсе без них». В статье «Accessibilty of Technology in Higher Education» Дебора Проктор определяет дистанционное образование как формальный образовательный процесс, в котором большая часть обучения реализуется, когда обучающийся и обучающий географически разделены, определяет основные формы дистанционного обучения - синхронную и асинхронную и упоминает, что обмен содержанием и сообщениями может происходить с помощью разнообразных средств [10]. E-Learning - learning that takes place via the Internet. The term is… to reflect a sociocultural emphasis on learning and refers to instructional experiences that utilize the Web to create a meaningful environment where learning is fostered and supported. The term e-learning is often used interchangeably with online learning or Web-based learning and may apply to synchronous or asynchronous learning experience [11]. Электронное обучение - обучение, которое реализуется через сеть Интернет. Как пишут авторы, это определение отражает социокультурное значение обучения и обозначает образовательные практики, которые используют Всемирную паутину для создания содержательной среды, в которой обучение поощряется и поддерживается. В этом определении уже прослеживается компонент «воспитание». Содержательная среда, благоприятствующая обучению, не может не выполнять воспитательных функций. Обучая - воспитываю, воспитывая - обучаю. Другое определение электронного обучения: E-learning - process of acquiring knowledge, via the Internet, network, or standalone computer. The content is delivered via the Internet, intranet/extranet, audio or video tape, satellite TV, and CD-ROM. E-learning applications and processes include Web-based learning, computer-based learning, virtual classrooms, and digital collaboration [12]. Электронное обучение - процесс приобретения знания через Интернет, сеть или автономный компьютер. Содержание поставляется через Интернет, внутреннюю или внешнюю сеть, аудио- или видеозапись, спутниковое телевидение, компакт-диски. Применение и процессы электронного обучения включают в себя обучение во Всемирной паутине, компьютеризированное обучение, виртуальные занятия и цифровое сотрудничество. M-Learning (or Mobile Learning): Process of acquiring knowledge integrated with the use of small, portable computing devices (e.g., personal digital assistants (PDAs), smartphones, and similar handheld devices) [12]. Мобильное обучение - процесс получения знаний с использованием малых портативных вычислительных устройств (коммуникаторов, смартфонов и подобных карманных устройств). В основе этих определений лежит цифровая технология архивирования и отображения информации, а в самом названии - устройство, обеспечивающее доступ к этой информации и мгновенную обратную связь, которая реализует интеракцию. Определение мобильного обучения, содержащее не просто указание на обеспечивающее доступ к учебному материалу устройство, а основную характеристику современного общественного строя, дают Х. Николас и У. Нг в статье «Повсеместное обучение и карманные компьютеры»: Mobile Learning … it is the use of mobile or wireless devices to enhance learning experiences across locations and contexts [13]. Использование мобильных или беспроводных устройств для увеличения учебной информации благодаря доступности мест и содержания. В этой дефиниции уже прослеживается трансграничность образовательной информации. Благодаря глобализирующим качествам сети Интернет доступны любые учебные материалы в разных формах. Сдерживающим фактором здесь может быть только языковая компетентность обучающегося. Определение подводит нас к онлайн-обучению. Насколько онлайн-обучение может претендовать на то, чтобы называться онлайн-образованием? Как правило, под онлайн-обучением понимают занятия, проводимые в синхронном режиме. Online сlass - a class offered to students using mostly computing and Internet-based resources, where a large amount of the interaction with the professor and other students takes place via computer and teleсommunication technologies [14]. Онлайн-занятие - занятие, предлагаемое студентам с использованием преимущественно компьютерных и интернет-ресурсов, где большая часть взаимодействия преподавателя и студентов проходит с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий. Термин «виртуальное обучение» чаще подвергается острой философской критике, так как «виртуальное» означает «потенциальное». Образование как «ваяние образа» невозможно без воспитания, образование состоит из двух взаимодополняющих целенаправленных процессов - обучения и воспитания. Любая ситуация оказывает и обучающее, и воспитательное воздействие. Дистанционное образование вбирает в себя дистанционное обучение, которое неразрывно связано с воспитанием и может реализовываться в синхронной и асинхронной форме [15]. Синонимы для дистанционного обучения в его актуальном проявлении - это онлайн-обучение, электронное обучение, мобильное обучение. В основе онлайн-обучения лежит тип взаимодействия участников процесса; в основе электронного обучения - тип подачи информации, цифровое отображение информации и среда трансляции; мобильного обучения - повсеместность доступа с портативного устройства. Трансграничность, равно как и рандомность информации, таит в себе и плюсы, и минусы. Личность может быть просто не готова к восприятию отдельной информации. В отсутствие педагога, тьютора, ментора информация может быть воспринята неправильно, может быть губительной. Несколько лет назад в среде педагогов высшей школы циркулировала не лишённая смысла фраза об основном отличии студента и преподавателя: «Преподаватель знает, где искать информацию». Пожалуй, на данном этапе развития информационного общества обучающийся и обучающий в одинаковых условиях. Только последний имеет представление о том, о чём именно искать информацию. Девальвация и даже элиминация профессии педагога как носителя учебной информации происходит в результате развития информатизации, аудиовизуализации и автоматизации процесса обучения. Процесс автоматизации строится на обычном кодировании да / нет, в основе аудиовизуализации лежит особенность человеческого восприятия информации через наглядные образы, процессы информатизации открывают перед человеком несоразмерные его биологическим возможностям обработки объёмы информации. Но последнее и порождает необходимость педагога, основной функцией которого является направление обучающегося, задание ему нужного вектора развития. А если вспомнить о философских основаниях образования, о социальной значимости образования, то личность педагога должна обладать высокими качествами - и моральными, и профессиональными. Образовательный процесс нацелен на формирование образа мира и образа себя в этом мире и является прежде всего совместной деятельностью, невозможной без общения. Общение - форма межличностных отношений, процесс речевой, интеллектуальной и психической деятельности человека, направленный на установление и развитие контактов с другими людьми. С точки зрения психологии общение состоит из трех компонентов - коммуникация, интеракция, перцепция. Коммуникация - это совокупность вербальных и невербальных актов, цель которых - обмен информацией на уровне межличностного взаимодействия. Вербальный акт осуществляется в устной или письменной речи. В дистанционном синхронном и асинхронном образовательном процессе он реализуется в полной мере, в то время как осуществление невербальных актов в асинхронной форме затруднено. Интеракция подразумевает взаимное влияние участников общения друг на друга, взаимодействие. В учебном процессе интеракция может быть направлена на адаптацию к партнерам и достижение понимания между участниками, или на достижение понимания себя, принятия своего плана действий. В процессе интеракции организуется совместная деятельность, выстраивается траектория развития личности в рамках общества. Перцепция - восприятие целостного образа другого человека, формируемого на основе оценки его внешности, вербального и невербального поведения. Все три компонента общения тесно связаны. В ситуации традиционного аудиторного все три компонента относительно активны. Однако и современное дистанционное образование, благодаря развивающимся информационно-коммуникационным технологиям, реализует все три компонента. Мы наблюдаем полное отражение образования как социального явления в цифровой среде. Явление стремится к воспроизводству своей нецифровой структуры, дополняя её элементами виртуального, потенциально возможного или невозможного в нецифровой действительности. Дистанционное образование в цифровой виртуальной реальности представляет собой подсистему образования со схожей структурой, организацией, функциями и характеристиками, объектами и субъектами. В заключение статьи подведем некоторые итоги о том, что собой представляет дистанционное образование, каково его место в образовании и в обществе в целом. Дистанционное образование вбирает в себя дистанционное обучение, которое может быть электронным, мобильным, онлайн-обучением и т.д. Этот список будет продолжен с появлением новой транслирующей среды. Дистанционное образование - это образование, реализуемое с помощью средств телекоммуникации, обеспечивающих условия, приближенные к реальным, является подсистемой образования. Чем точнее будет искусственная имитация учебной среды, чем совершеннее технологии отображения информации и общения, тем популярнее и эффективнее будет становиться дистанционное образование. Являясь подсистемой образования, дистанционное образование имеет своим философским основанием гносеологический, аксиологический и экзистенциальный принципы. Проблемы, возникающие в дистанционном образовании, обусловлены, во-первых, проблемами самой системы образования, во-вторых, невыполнением или неполным выполнением социальных функций образования.

Ключевые слова

дистанционное образование, философские основания образования, дистанционное обучение, телекоммуникации, коммуникация, интеракция, перцепция, distance education, e-learning, mobile learning, philosophical bases of education, communication, interaction, perception

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фотина О.В.Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишниковаoksanafotina@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - 1970-1994. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с. - http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000892/st000.shtml
Словарь терминов и понятий по обществознанию / авт.-сост. А.М. Лопухов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М., 2013. - С. 64-65. - Режим доступа: http://ponjatija.ru/taxonomy/term/65 (дата обращения: 05.12.2006).
Субетто А.И. Социоморфность системы образования как критериальное основание квалиметрии страновых образовательных систем // Тезисы международной конференции-семинара «Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика» (г. Новгород, 26-30 сент. 1994 г.). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - С. 12-14.
Теоретические основы информационных ресурсов. - Режим доступа: http://mir.it-karma.ru/teoreticeskie-osnovy-informacionnyh-resursov/lekcii/4-kacestvo-informacii-i-metodika-ocenki-kacestva-informacii (дата обращения: 05.12.2016).
Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко. - 1999. - Режим доступа: http://www.slovarnik.ru/html_tsot/f/fundamental5n3e-znani8-nauki.html
Субетто А.И. Образовательное общество. Образование как общественное благо / А.И. Субетто. - Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161315.htm (дата обращения: 05.12.2016).
Кукьян В.Н., Фотина О.В. Актуальные проблемы дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2012. - № 4(48). - С. 86-89.
Desmond J. Keegan (2006). On defining distance education. - P. 13-36. - Published online: 28 Jul 2006 http://dx.doi.org/10.1080/0158791800010102.
Николаева Л.Ю. Философия образования. - Ч. 1. - 95. - Режим доступа: http://izd-mn.com/PDF/06MNNPUP14.pdf (дата обращения: 06.12.2016).
Deborah W. Proctor. Accessibility of Technology in Higher Education // Encyclopedia of distance learning / Patricia Rogers.. [et al.], editors. - 2nd ed. - P.16-28.
Colla J. MacDonald, Emma J. Stodel, Terrie Lynn Thompson et al. Addressing the E-Learning Contradiction // Encyclopedia of distance learning / Patricia Rogers.. [et al.], editors. - 2nd ed. - P. 33-39.
Nicoletta Sala. Hypermedia Modules for Distance Education and Beyond // Encyclopedia of distance learning / Patricia Rogers.. [et al.], editors. - 2nd ed. - P. 1107-1112.
Howard Nicholas, Wan Ng. Ubiquitous Learning and Handhelds // Encyclopedia of distance learning / Patricia Ro-gers.. [et al.], editors. - 2nd ed. - P. 2171-2176.
Geoffrey N. Dick. Academic Workload in Online Courses. Encyclopedia of distance learning / Patricia Rogers.. [et al.], editors. - 2nd ed. - P.1-6. A
Фотина О.В. Асинхронное и синхронное взаимодействие в дистанционном образовании // Актуальные вопросы современной науки: матер. XI Междунар. науч.-практ. конф. (30 апреля 2011 г.) / под ред. Г.Ф. Гребенщикова. - М.: Спутник+, 2011. - С. 82-85.
 Дистанционное образование: философские основания и анализ определений | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 3(67). DOI: 10.17223/16095944/67/3

Дистанционное образование: философские основания и анализ определений | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 3(67). DOI: 10.17223/16095944/67/3