Итоговое анкетирование в высшей школе как метод рефлексии учебной деятельности учащихся и педагога (на примере дисциплины английского языка) | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 3(67). DOI: 10.17223/16095944/67/5

Итоговое анкетирование в высшей школе как метод рефлексии учебной деятельности учащихся и педагога (на примере дисциплины английского языка)

Рассматривается реализация метода итогового анкетирования как одного из педагогических методов рефлексии преподавателя и студента на процесс обучения на примере курса английского языка. Рассматриваются основные типы анкет для составления итогового опроса. Обосновывается значимость реализации итогового анкетирования в учебном процессе как способа рефлексии и саморефлексии с целью проведения дальнейших преобразований и улучшений в образовательном процессе в высшей школе на примере практического курса английского языка.

INAL QUESTIONNAIRE SURVEY IN HIGH SCHOOL AS A METHOD OF REFLEXION OF LEARNERS’ AND TEACHER’S EDUCATIONAL ACTIVITY (ON TH.pdf На сегодняшний день существуют различные методы педагогических исследований, призванные улучшить учебный процесс, а также реализацию функций педагогики - теоретической и технологической [1. С. 174]. Среди таких методов следует привести наблюдение, опросные методы, эксперимент, социометрию, тестирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся и т.д. В свою очередь, Т.Д. Марцинковская и Л.А. Григорович [2. C. 270] выделяют опросные методы, включающие в себя беседу, интервью и анкетирование. Под анкетированием понимается письменный опрос, который считается более «продуктивным, документальным, гибким по возможностям получения и обработки полученных данных» [Там же]. Также выделяются три типа анкет - открытая (без наличия готовых ответов), закрытая (на каждый вопрос существуют готовые ответы) и смешанная (содержит элементы из открытой и закрытой анкет) [3]. Анкетирование является одним из самых распространенных методов педагогических исследований и используется в том числе для получения обратной связи. В настоящий момент в связи с принятием новых ФГОС в области преподавания вопрос о получении качественной обратной связи стоит наиболее остро для учителей и преподавателей различных дисциплин. В этой связи вопрос о получении рефлексии учебного процесса от студентов является приоритетным. Ведь именно благодаря результатам, полученым при проведении рефлексии, возможно сделать процесс обучения гибким, дифференцированным. Важно отметить тот факт, что опрос мнений студентов является неотъемлемым элементом организационного процесса, который учителю как организатору учебного процесса позволяет понять, насколько выбранная учебная стратегия верна и насколько эффективны применяемые учебные задания в рамках обучающего процесса. Американские исследователи М. Мердок, Т. Мюллер вывели правило «большого пальца», или правило обратной связи, которое обозначает предоставление возможности опрашиваемым «делиться впечатлениями о том, что им нравится и не нравится», что позволит педагогу «отшлифовывать свой виртуальный учебный продукт» [4. C. 144]. Кроме того, стоит отметить тот факт, что опрос также выполняет функцию самоконтроля для учащихся, так как позволяет им самостоятельно оценить свои достижения по итогам учебного процесса. Например, один из вопросов в рассматриваемом анкетировании призывал студентов и магистрантов оценить свои достижения: «По Вашему мнению, Ваш уровень владения иностранным языком - a) улучшился, б) ухудшился, в) остался на том же уровне?». Рассмотрим основные аспекты и принципы проведения итоговых опросов в педагогической деятельности преподавателя, а также необходимость реализации данного элемента организации учебного процесса. Целью проведения данного опроса являлось получение данных об эффективности прохождения опрашиваемых практического курса английского языка в течение одного учебного семестра. Задачами проведения данного опроса являлись следующие: - получение обратной объективной (для преподавателя) и субъективной (со стороны опрашиваемых студентов) откровенной обратной связи; - получение статистических данных для осуществления преобразований в учебном процессе: в видах учебной деятельности, применяемых на занятиях, а также видах контрольных заданий в рамках проведения учебного контроля; - создание статистики для сравнения с последующими результатами; - использование полученных результатов теста для выстраивания дальнейшей учебной стратегии по использованию конкретных тематик в курсе английского языка с учетом изложенных индивидуальных пожеланий опрошенной целевой аудитории. Что касается целевой аудитории, то в опросе принимали участие 28 человек, из которых в социальном плане 14 студентов 1-го курса бакалавриата и 14 магистрантов 1-го курса магистратуры факультета высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова. Возраст респондентов составил от 17 до 28 лет. Время прохождения опроса составляло в среднем 10 мин, за которые студентам и магистрантам необходимо было ответить на 11 вопросов итогового опроса. Стоит отметить, что вопросы, представленные в анкете, касались не только эффективности проводимых педагогических методик, но также включали пожелания учащихся о возможных изменениях в учебном плане следующего учебного семестра. Анкетирование проводилось в анонимной форме, что, в свою очередь, позволило получить откровенные, непредвзятые мнения студентов об организационной стороне курса, а также о своих достижениях в процессе прохождения курса. Выбор формы сбора информации является действительно важным моментом для преподавателя с точки зрения временных и энергетических затрат, а также обработки и предоставления данных о результатах опроса. Разумеется, возможны две формы предоставления опроса учащимся - печатная и электронная. Ввиду того, что на сегодняшний день почти у всех учащихся высших учебных заведений имеются гаджеты с выходом в Интернет, нами была выбрана именно электронная форма предоставления опроса. Проведение анкетирования проводилось посредством информационно-коммуникационной технологии Google.Forms ввиду надежности сбора, обработки и сохранения информации. Кроме того, одним из преимуществ использования именно этой технологии являлось наличие возможности одновременного прохождения опроса несколькими студентами по сравнению с другими информационно-коммуникационными технологиями. Таким образом, в данном случае при выборе интернет-технологии для проведения педагогического опроса важную роль играли следующие моменты: • дружелюбность и удобство интерфейса; • простота организации и удобство заполнения форм; • обеспечение доступа к данным всем, кому его необходимо предоставить [5. C. 89]; • наличие различных функций составления опроса / анкетирования (закрытый и открытый типы); • автоматическое сохранение созданных вопросов; • автоматизация и скорость обработки и предоставления результатов опроса; • возможность прохождения опроса одновременно несколькими пользователями; • сохранение всех результатов опроса. Обращаясь к видам опроса, следует обозначить, что рассматриваемый в данной статье опрос совмещает в себе несколько видов: - сбор данных - с одной стороны, сбор информации о релевантности и эффективности видов деятельности в прошедшем семестре, с другой стороны, получение информации об индивидуальных учебных предпочтениях в рамках обучающего процесса; - опросник-саморефлексия, включающий в себя два вопроса: о возможном улучшении уровня владения английским языком за время обучения и о тех видах речевой деятельности и аспектах обучения, в которых, по мнению опрашиваемых, наблюдается улучшение; - опросник удовлетворенности, состоящий из трех вопросов о том, какие виды деятельности понравились и не понравились на занятиях по английскому языку. Одной из проблем проведения анкетирования среди учащихся, по мнению многих специалистов, является умение правильно сформулировать вопросы для получения объективного мнения. Именно поэтому некоторые вопросы в анкете были созданы в форме закрытого типа вопросов. Например, в итоговом анкетировании был задан такой вопрос: «Какие виды деятельности на занятиях по английскому языку Вам понравились больше всего?». Разумеется, если данный вопрос был бы представлен в открытом типе, то возник бы риск его игнорирования, отписки со стороны учащихся, а также нежелания вспоминать конкретные задания. Поэтому были включены возможные ответы из списка тех видов деятельности, которые учащиеся выполняли в течение учебного семестра: - групповые формы и парные формы работы в рамках развития устного вида речевой деятельности; - чтение учебных текстов на занятиях (развитие различных видов чтения); - обсуждение «все вместе» (фронтальное обсуждение); - диспуты (деление на две команды - «За» и «Против»); - устные презентации; - написание сочинений; - грамматические упражнения; - задание на прослушивание песен. Стоит также отметить, что данный тип вопросов не предполагал выбора одного ответа из множества (multiple choice), а наоборот - выбор нескольких ответов (checkboxes). Такая стратегия позволяла понять, какие задания пользуются наибольшей популярностью среди студентов и абитуриентов (рис. 1). Как видим из приведенной диаграммы, наиболее популярным видом деятельности среди студентов и магистрантов является совместное обсуждение какого-либо учебного вопроса - 14 человек, т.е. 50 % всех ответивших выделили именно это задание. Несмотря на то, что данный метод не всегда выделяется как эффективный в рамках методологии CELTA, ввиду неравного распределения времени говорения для всех студентов, тем не менее российские студенты и магистранты отдали предпочтение именно этому методу. Второе место по популярности разделили три вида деятельности: диспуты, грамматические упражнения и задания на прослушивание песен. Также групповым обсуждениям, работе в парах и написанию сочинений отдали предпочтение 11 студентов и магистрантов. Еще одним интересным видом деятельности студенты признали устные презентации - 10 человек, или 35,7 %. Наконец, наименее популярным заданием на занятиях по английскому языку студенты и магистранты сочли чтение учебных текстов на занятии. По результатам ответов на данный вопрос анкетирования можно сделать несколько выводов: - для развития устноречевого вида деятельности студенты предпочитают такое задание, как обсуждение всей группой или диспуты; - грамматические упражнения представляют собой немалый интерес для учащихся, что в данном случае (на основании наблюдения преподавателя) обусловлено внутренней мотивацией - наличие отрывочных знаний о многочисленных грамматических структурах в английском языке, но недостаточное понимание сути каждой из них, а также способов их употребления, но тем не менее наличие желания разнообразить свою речь; - несмотря на то, что работа с текстом является наиболее информативным заданием и может выступать средством «формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков» [6. C. 142], тем не менее для студентов и магистрантов именно это задание представляет собой наименьший интерес. Как один из выводов для преподавателя - это смена стратегии работы с текстовыми материалами, что, возможно, приведет к другим результатам в последующих опросах; - большинство студентов и магистрантов предпочитают активные виды деятельности, что в значительной степени обусловлено их психологической структурой личности. Как следствие, именно активные методы могут привести к эффективности учебного процесса и для учащихся, и для преподавателя. Еще одним закрытым типом вопроса в итоговом анкетировании был вопрос, связанный с проведением контроля. Сразу обозначим, что в данном случае подразумевался именно письменный контроль различных видов - текущий, промежуточный и итоговый. Рассмотрим более подробно два вопроса на эту тему. Первый из них был сформулирован следующим образом: «Эффективны ли были контрольные работы?» Ответы студентов и магистрантов представлены на рис. 2. Ответ на данный вопрос имел определенную цель для преподавателя - понять, насколько полезным для учебного процесса, а также усвоения учебного материала является проведение контрольных работ. В данном случае, как можно видеть из диаграммы, более 85% студентов и магистрантов отметили, что контрольные работы были эффективными. Что, в свою очередь, подтвердило правильность учебной стратегии, выбранной преподавателем, в проведении проверочных работ в качестве текущего и промежуточного видов контроля. Следующим вопросом в теме контроля был «Какое задание из контрольной работы вызывает больше всего проблем: - перевод слов и словосочетаний; - грамматический тест; - словообразование; - придумать логичную историю с недавно изученными лексическими единицами; - перевод предложений?». Следует отметить, что перечисленные выше виды заданий варьировались в контрольных работах в зависимости от изученных тем на занятиях. Тем не менее такие задания, как перевод слов и словосочетаний, предложений, были представлены во всех проверочных работах. Итак, рассмотрим разброс ответов студентов и магистрантов на данный вопрос (рис. 3). Как видим из приведенной диаграммы, наибольшее число сложностей было вызвано заданием на словообразование, что в дальнейших ответах было объяснено некоторыми студентами как «возможно потому, что я не очень хорошо понял тему». Следующие задания, которые вызывают сложности: перевод предложения и придумывание логичной истории - 25 и 17 % соответственно. По мнению студентов и магистрантов, заданиями, которые вызывают наименьшее количество сложностей, были признаны грамматические тесты. Кроме того, еще два ответа были представлены в категории «Другое»: «Все задания адекватные и полезные» и «Нет проблем». Выводом из приведенного анализа могут служить следующие утверждения: - примерно 50 % студентов и магистрантов испытывают сложности с темой «словообразование». Как следствие, в учебном процессе необходимо уделить больше времени изучению данной темы; - придумывание логичной истории является действительно сложным заданием для студентов и магистрантов, несмотря на то, что его польза и эффективность в усвоении новых лексических единиц очевидны для подавляющего большинства (57,7 % - да, 32,1% - возможно) согласно приведенной ниже диаграмме (рис. 4). Создавая итоговое педагогическое анкетирование, преподаватель преследует также такую цель, как узнать, насколько эффективен был сам практический курс английского языка для учащихся. Было сформулировано два вопроса: «Ваш уровень владения иностранным языком: улучшился, ухудшился, остался на том же уровне» - 76 % студентов ответили, что их уровень улучшился. Разумеется, для конкретизации данного ответа необходимо было получить рефлексию самих студентов и магистрантов. С этой целью был задан следующий вопрос с вариантами ответов: «Отметьте те области, где, по Вашему мнению, есть заметное улучшение: - расширение словарного запаса; - говорение; - грамматические правила и употребление грамматических структур в речи; - преодоление языкового барьера; - письмо; - чтение; - аудирование». Наибольшее число студентов и магистрантов выбрали сразу несколько вариантов ответов - расширение словарного запаса - 78,2 %, грамматика - 53 % и говорение - 39 %. Также студенты и магистранты отметили пункт «преодоление языкового барьера», что является важным шагом не только на пути к освоению языка, но также означает субъективное оценивание результатов своей деятельности, т.е. саморефлексию. Резюмируя, следует отметить, что такие виды опросов могут служить [5. C. 97]: - средством информационного обмена; - элементом обучения, благодаря которому возможно внести соответствующие и своевременные изменения в управление и организацию учебного процесса; - информацией с целью создания статистики для анализа и принятия решений; - средством вовлечения учащихся в совместное построение учебного процесса. Например, следующий вопрос: «Какие темы Вы хотели бы разобрать в следующем семестре?» призывает студентов и магистрантов, с одной стороны, задуматься о том, что им было бы интересно изучить, с другой стороны, позволяет им почувствовать себя полноценными участниками организации учебного процесса в выстраивании тематических блоков. Подводя итоги приведенным выше некоторым результатам опроса, можно утверждать, что проведение таких видов опросов и анкетирования, как итоговый, позволяет и преподавателю, и учащемуся оценить результаты своей преподавательской и учебной деятельности соответственно.

Ключевые слова

анкетирование, опрос, рефлексия, педагогическая деятельность, учебный процесс, questionnaire survey, feedback, teaching activity, educational process

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Скакунова В.А.Московский государственный университетVictoria.skakunova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2 кн. / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брян. гос. ун-та, 2003. - Кн. 1. - 174 с.
Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психологи и педагогика: учебник. - М.: Проспект, 2013. - 464 с.
Методы педагогического исследования. - URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/op_lek_2.html (access date: 04.01.2017).
Мердок М., Мюллер Т. Взрыв обучения: девять правил эффективного виртуального класса. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 190 с.
Андреева А.Н., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. - М.: Буки Веди, 2016. -
280 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: АСТ:Астрель, 2009. - 238 с.
 Итоговое анкетирование в высшей школе как метод рефлексии учебной деятельности учащихся и педагога (на примере дисциплины английского языка) | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 3(67). DOI: 10.17223/16095944/67/5

Итоговое анкетирование в высшей школе как метод рефлексии учебной деятельности учащихся и педагога (на примере дисциплины английского языка) | Открытое и дистанционное образование. 2017. № 3(67). DOI: 10.17223/16095944/67/5