ВИДЕОПРОЕКТ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ | Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1(73). DOI: 10.17223/16095944/73/4

ВИДЕОПРОЕКТ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студента в формате создания видеопроекта по заданной теме в техническом вузе. Интеграция современных ИКТ в педагогический процесс позволяет преподавателю иностранного языка вовлечь каждого студента в исследовательский процесс, реализовать междисциплинарные связи, повысить мотивацию студента и сформировать самообразовательные навыки. Описываются цели и задачи, этапы разработки видеопроекта, уточняется роль преподавателя и студента на каждом этапе работы. Представлены критерии оценивания видеопроекта.

VIDEO PROJECT AS A FORM OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK FOR THE DISCIPLINE “FOREIGN LANGUAGE” IN NON-LINGUISTIC HIGH SCHOO.pdf В результате перехода на трехуровневую систему обучения в вузе произошло значительное увеличение часов, отводимых на самостоятельную работу обучающихся, и сокращение часов аудиторной работы. Новые задачи, поставленные ФГОС, стимулируют преподавателя к поиску эффективных способов организации самостоятельной работы, форм контроля и способов мотивации обучающихся. При этом преподавателю необходимо реализовать личностно ориентированный подход, который обеспечит, в свою очередь, индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом уровня подготовки студентов, их интересов, способностей и умений. В условиях постоянного обновления знаний, техники и технологий в процессе изучения иностранных языков актуальным является применение современных ИКТ, которые играют значимую роль в развитии мотивационной сферы обучающихся, а также позволяют найти новые эффективные формы обучения иностранному языку. Мы считаем, что применение современных ИКТ позволяет преподавателю иностранного языка вовлечь каждого студента в активный исследовательский процесс, создать адекватную учебно-предметную среду, обеспечить возможность свободного доступа к различным информационным источникам, а также возможность работать в сотрудничестве [1,2]. Стоит отметить, что в программу изучения иностранного языка в вузе входят учебные материалы из профессионально ориентированных дисциплин [4. С. 168], при этом учебный процесс предусматривает развитие системного мышления как процесса комплексного восприятия явлений действительности. Процесс обучения показывает важную роль междисциплинарных связей в формировании познавательной активности и самостоятельности, которая формируется в процессе выполнения междисциплинарных заданий. Они становятся условием формирования познавательных интересов студентов, воздействуя на их профессиональные интересы. Одной из таких наиболее перспективных форм работы, в основе которых лежит выполнение междисциплинарных заданий, на наш взгляд, является метод видеопроекта. Применение данного метода позволяет преподавателю иностранного языка реализовать профессиональные технологии обучения, активизировать междисциплинарные связи и сформировать самообразовательные навыки студентов. Установление междисциплинарных связей при создании видеопроекта, в свою очередь, придает учебной проблематике функциональный характер, стимулирует студентов к самостоятельному овладению знаниями, умениями и навыками в рамках освоения своей специальности [3]. Целью настоящей статьи является описание организации работы над созданием видеопроекта в форме видеоролика под руководством преподавателя иностранного языка. Под видеопроектом мы понимаем способ организации учебной деятельности студента, направленный на формирование исследовательских, организационных и самообразовательных компетенций посредством создания видеоролика. Под методом видеопроекта мы понимаем системную педагогическую технологию, при которой студент самостоятельно осуществляет детальную разработку исследовательской проблемы (задачи), представляемой в форме видеоролика (2-5 мин). Применение метода видеопроекта позволяет достигнуть ряд сопутствующих учебных целей, таких как: • обучающая цель: знакомство с особенностями создания видеопроекта; • развивающая цель: развитие умений анализировать и систематизировать имеющиеся знания, в том числе технические и компьютерные умения и навыки; • воспитательная цель: развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в команде. Работа над созданием видеоролика направлена на решение следующих задач: • формировать творческую компетенцию, исследовательские навыки, самообразовательные навыки, коммуникативные навыки и умения, умение работать в группах сменного состава и выполнять разные функции (лидера, исполнителя, посредника и пр.), языковую и речевую компетенции, необходимые для применения иностранного языка в профессиональной сфере; • повышать учебную мотивацию на занятиях по иностранному языку; • осуществлять контроль самостоятельной работы студентов. Апробация технологии работы по созданию видеоролика осуществляется в Кузбасском государственном техническом университете на кафедре иностранных языков в период с 2017 по 2019 учебный год на направлениях подготовки «Горное дело», «Химическая технология» на английском и немецком языках. В педагогическом эксперименте приняли участие 8 рабочих групп по составу от 2 до 5 человек в каждой группе. Задание по созданию видеоролика рассчитано на один семестр и составляет 50 % от всей самостоятельной работы студента по дисциплине. В процессе внедрения данной формы самостоятельной работы со студентами авторами статьи были предложены следующие этапы: - подготовительный; - исследовательский; - аналитический; - технический; - демонстрационный; - рефлексивный. На первом, подготовительном, этапе работы преподаватель объясняет студентам, что такое видеопроект и этапы его создания, а также в целях наглядности представляет вниманию студентов уже созданные ранее видеопроекты. На данном этапе студентам предлагается выбрать наиболее интересную и актуальную для них самих тему (с учетом междисциплинарного подхода). На данном этапе преподаватель также объясняет требования, предъявляемые к содержанию и длительности видеопроекта, рассказывает о способах поиска и сбора информации (в научных библиотеках, в сети Интернет, на профильных кафедрах и предприятиях, на которых студенты проходят практику), о видах информации (статьи, брошюры, иллюстрации, статистические данные и т.п.); устанавливает сроки реализации проекта (таблица). Так, студенты, обучающиеся по направлениям «Химические технологии» и «Горное дело», определили для себя наиболее интересные и актуальные темы для создания видеопроектов: мой университет / специальность, региональное предприятие (компания) будущего, лаборатория будущего, современные научные разработки по направлению обучения, экологические проблемы региона и пути их решения, технологии будущего, робототехника будущего. Итак, на подготовительном этапе преподаватель иностранного языка вместе со студентами определяет темы их будущих видеороликов, обозначает проблемы исследования, помогает разделиться на творческие группы и составить план работы по созданию видеороликов, включающий способы поиска и сбора материалов, в том числе консультации с преподавателями профильных кафедр. Второй этап - исследовательский - включает в себя несколько видов работ, в том числе самостоятельную и аудиторную работу студентов. Так, самостоятельная работа студентов, обучающихся по направлениям «Химическая технология» и «Горное дело», реализуется посредством поиска и сбора информации из сети Интернет, в научных библиотеках, на профильных кафедрах и предприятиях «СДС Азот», «Разрез Кедровский». Под руководством преподавателя студенты прорабатывают лексико-грамматический материал, необходимый для раскрытия содержания видеопроекта. На третьем, аналитическом, этапе осуществляются анализ и структурирование собранного материала. Студенты проводят анализ имеющегося материала, обсуждают альтернативные данные, выбирают оптимальный вариант представления собранного материала. Преподаватель помогает в распределении функций участников, а также в отборе, редактировании и структурировании собранного студентами материала и написании «сценария» будущего видеопроекта. Выполнение проекта - четвертый, технический, этап - полностью самостоятельная работа студентов. На основе собранной и обработанной информации студенты готовят сценарий видеоролика, работают с видео- и аудиофайлами, рисунками и графиками. На данном этапе преподаватель контролирует сроки выполнения задания. Пятый, демонстрационный, этап заключается в непосредственной демонстрации видеопроекта. Проект может быть представлен на заключительном занятии по курсу, в виде доклада на ежегодной студенческой научно-практической конференции (рис. 1) или на международном конкурсе видеороликов (рис. 2). По окончании демонстрации студенты анализируют представленный проект, комментируют его, отмечают положительные и отрицательные стороны, вносят свои предложения. Дискуссия проводится исключительно на иностранном языке. Рефлексивный этап работы заключается в обсуждении выполненной проектной деятельности и ее оценке по заданным критериям. На данном этапе преподаватель оценивает видеопроекты и выступления участников, а также их участие в общей дискуссии. Авторы статьи предлагают следующие критерии оценивания видеопроекта: 1. Решение конкретной, актуальной и социально значимой практической проблемы при реализации видеопроекта. 2. Исследовательская и творческая составляющие проекта. 3. Объем и полнота содержания видеопроекта, его логичность и законченность. 4. Грамотность используемого при создании видеопроекта лексического и грамматического материала. 5. Сформированность навыка самопрезентации: культура речи, манера подачи информации, чувство времени, умение удерживать внимание аудитории. 6. Качество демонстрируемого проекта: оформление текста, качество видео, схем и рисунков, качество видеоматериала. 7. Участие в дискуссии: ответы на вопросы аудитории, их полнота и аргументированность, оперирование примерами, убежденность и дружелюбие. Каждый критерий оценивается по шкале от 0 до 10, где оценка «0» означает отсутствие критерия, оценка «10» - присутствие критерия в полной мере. Отметим, что оценка качества выполненной работы может варьироваться. На наш взгляд, в различных группах и в разные периоды обучения критерии варьируются. На данном этапе преподаватель обсуждает со студентами сложности и положительные моменты работы с целью проведения саморефлексии и совершенствования процедуры работы по создании видеороликов. Так, в результате обсуждений со студентами, участвовавшими в разработке видеопроектов, были получены следующие данные. Прежде всего, 68 % опрошенных студентов отмечают, что видеопроект для них крайне интересен, так как представляет собой новую форму самостоятельной работы при незначительном участии преподавателя. С точки зрения большинства обучающихся, видеопроект дает ценную возможность работать самостоятельно или в небольшой творческой группе (из двух-пяти человек). Этот вид деятельности позволяет студентам проявить себя как личность, продемонстрировать владение иностранным языком и современными медийными технологиями. В качестве самого интересного этапа работы над созданием видеопроекта около 50 % опрошенных выделяют исследовательский этап, 30 % студентов отметили демонстрационный этап. Самым сложным этапом работы студенты (около 60 % опрошенных) назвали аналитический этап, при этом большинство студентов также отметили, что именно на этом этапе им необходима помощь преподавателя. В заключение отметим, что в ходе педагогического эксперимента было создано 8 видеороликов, 4 из которых приняли участие во II Международном конкурсе видеороликов «Info.COM-2018» среди студентов вузов, колледжей и школьников Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья на иностранных языках, проходившем в ФГБОУ ВО «Сибирский университет геосистем и технологий» (СГУГиТ), и 2 видеоролика были представлены в рамках X Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Россия молодая», проходившей в ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева» (КузГТУ). Видеоролик «Проблемы питьевой воды в г. Кемерово» был удостоен 1-го места в номинации «Информационный видеоролик», видеоролик «Региональные проблемы экологии» был отмечен дипломом I степени. Подводя итог, подчеркнем, что применение метода видеопроектов на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе позволяет: - совершенствовать иноязычные коммуникативные и профессиональные умения и навыки студентов; - совершенствовать исследовательские и организаторские навыки; - повышать уровень владения инновационными медиатехнологиями; - развивать творческий потенциал студентов (разработка идеи, составление сценария, видео-съемка); - способствовать профессиональной социализации студентов (создать инновационную, эффективно действующую молодежную площадку для разработки и реализации перспективных молодежных социально-экономических проектов); - участвовать в деятельности молодежных инициатив в области социального проектирования и межсекторного взаимодействия (участие в различных конкурсах, научных конференциях, социальных проектах, где каждый участник и / или команда могут получить общественную и государственную поддержку, продемонстрировать свой талант, найти единомышленников). Требования по созданию видеоролика Требования по содержанию Технические требования Содержание ролика не должно противоречить моральным и этическим нормам, нарушающим законодательство РФ Время видеоролика 3-5 мин Содержание должно соответствовать выбранной теме и не должно содержать информации рекламного характера Формат видеоролика - mp4, avi, mkv, flv Наличие четко сформулированной идеи и оригинальность исполнения Качество звука, монтажа и видеоизображения не должны препятствовать просмотру видеоролика Студент ответствен за содержание и оформление видеоролика, (нарушение авторских и смежных прав в отношении произведений и исполнений, вошедших в видеоролик) Наличие спецэффектов Владение иностранным языком

Ключевые слова

self-education, motivation, modern ICT, research activity, video project, independent work, самообразование, исследовательская деятельность, мотивация, современные ИКТ, самостоятельная работа, видеопроект

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Широколобова А.Г.Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачеваnastja_shirokolo@rambler.ru
Долгова Н.И.Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачеваdolgowanatali@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Трубицина О.И., Якубовская А.А. Мотивационный аспект профориентированного обучения английскому языку студентов неязыковых вузов (на примере профиля «Архитектурное проектирование») // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 2 ч. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 8 (38), ч. II. - C. 167-171.
Стародубцева О.Г. Интерпретация междисциплинарных связей в дидактическом и психологическом аспектах при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Научно- педагогическое обозрение. - 2015. - № 3. - С. 40-44
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 368 c.
Ильченко Е. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября. Английский язык. - 2003. - № 9. - С. 7-9.
 ВИДЕОПРОЕКТ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ | Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1(73). DOI: 10.17223/16095944/73/4

ВИДЕОПРОЕКТ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ | Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1(73). DOI: 10.17223/16095944/73/4