Рассмотрены аспекты, касающиеся возможностей использования социальных сетей в ходе образовательной деятельности. Рассмотрены исторические аспекты развития социальных сетей как общественного феномена. Сформулированы критерии использования социальных сетей в образовательной деятельности с трех основных позиций: как программного продукта, как информационной системы, как средства коммуникаций. Проанализирована сложившаяся практика использования социальных сетей в образовательной деятельности.
CRITERIA FOR THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN EDUCATIONAL ACTIVITY.pdf Введение Социальная сеть представляет собой интернет-ресурс, позволяющий зарегистрированным в нем пользователям размещать информацию о себе и организовывать взаимодействие между ними в соответствии с установленными социальными связями. Содержание собственных страниц в таком ресурсе определяется непосредственно самими пользователями [1]. Основной особенностью социальных сетей можно считать то, что пользователи внутри нее имеют возможность общаться друг с другом напрямую, без использования внешних дополнительных приложений, таких как месседжеры и электронная почта. На сегодняшний момент очевидно, что социальные сети обладают большим потенциалом [2]. Они могут служить не только для простого общения, но и для достижения важных коллективных задач, таких как, например, налаживание коммуникации между сотрудниками отдельной корпоративной организации, или же интернет-презентация определенного заведения, например библиотеки, посредством оформления так называемой «страницы», которая посвящена данному заведению. Могут социальные сети оказывать и иную помощь человеческой деятельности, в том числе и образовательной [3]. Сама идея использования социальных сетей в помощь образовательной деятельности появилась относительно недавно, и в связи с этим данная тема является очень актуальной в наше время. В той или иной форме социальные сети уже помогали образованию на протяжении всего своего существования - любой школьник или студент способен на то, чтобы попросить у своего товарища домашнее задание посредством социальной сети. Но с недавних пор социальным сетям начинает уделяться куда более пристальное внимание в данном плане. Особенно это касается изменения отношения к ним самих образовательных организаций, более не способных избежать самого факта существования социальных сетей и вынужденных приспосабливаться к нововведениям. В этом и заключаются особая важность и актуальность изучения данного вопроса. Хотя обозначенная проблема разработалась с различных позиций многими авторами [4-6], она все ещё является довольно новым вопросом для большинства образовательных организаций традиционного характера. Следует отметить, что вопросам деструктивного виляния социальных сетей на личность с психологической точки зрения [7, 8], а также проблемам распространения противоправных деяний посредством социальных сетей [9-11] посвящено большое количество литературы, однако такие проблемы остаются за рамками данной работы. Следует отметить, что получили устойчивое распространение два подхода к определению понятия «социальная сеть»: 1) в социологическом контексте - «социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты»; 2) в информационно-технологическом контексте - «веб-платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений». В данной работе мы будем опираться, в первую очередь, на второе определение данного понятия и социальная сеть нами будет рассматриваться с информационно-технологической точки зрения, прежде всего как программный продукт. На наш взгляд, функциональный анализ возможностей социальных сетей как интернет-ресурсов с целью использования в образовательной деятельности недостаточно детализирован и данная проблема требует более подробного изучения. Очевидно, что социальная сеть как веб-платформа использует традиционные практики коммуникации, хорошо изученные социологами, в том числе и в образовательной сфере, придавая им своеобразие и увеличивая быстродействие, причем смысл и цели коммуникаций фактически не меняются. Однако останется «за кадром» вопрос о том, какие именно в социальной сети как веб-платформе имеются полезные сервисы и для чего конкретно они могли бы использоваться в образовании. В частности, представляется важным выявить набор требований, предъявляемых к социальной сети как веб-платформе, которые позволяют в той или иной степени использовать существующий функционал ее сервисов для повышения оперативности и эффективности решения задач, возникающих в ходе образовательной деятельности. Цель работы состоит в анализе возможностей использования социальных сетей в ходе образовательной деятельности. Для полноты понимания места и роли социальных сетей в учебном процессе будут рассмотрены исторические аспекты их развития. Основное внимание будет уделено выявлению и описанию критериев, которым должны удовлетворять социальные сети, для того, чтобы они могли полноценно использоваться в образовательной деятельности. Развитие социальных сетей как общественного феномена Понятие «социальная сеть» в том смысле, в котором мы его понимаем сейчас, впервые было использовано для характеристики сети «ARPANET», являющейся прототипом сети Интернет, с помощью которой американские военные могли обмениваться сообщениями. Создана сеть «ARPANET» была в 1971 г. и публично доступна не была. Первую публичную социальную сеть спустя 17 лет создал финский ученый Ярко Ойкаринен, и известна она как протокол «IRS», который впервые позволил пользователям общаться друг с другом в реальном времени [12, 13]. Но настоящую популярность социальные сети обрели в 1995 г. Тогда американец Рэнди Кондрас создал сайт под названием «Classmates.com» - именно это событие и можно считать моментом образования термина в том его конкретном определении, к которому мы привыкли и которое используется в данном исследовании. В этой социальной сети зарегистрированные пользователи имеют доступ к каталогу выпускников различных учебных заведений. Это значит, что любой желающий может найти своих одноклассников или однокурсников. Стоит отметить, что Classmates.com быстро достиг высокой популярности. Однако его востребованность хотя и достаточно высока, но все же падает. Но такая тенденция присуща всем социальным сетям, поскольку они, как и любые информационные системы, имеют свой жизненный цикл. Интересно, что «Одноклассники» являются русским аналогом Classmates.com. В настоящее время в них зарегистрировано более 290 млн пользователей. Стоит отметить, что поначалу пользователям не была доступна возможность регистрации на сайте - желающие могли искать лиц, обучавшихся в выбранном учебном заведении в указанные периоды времени, и не более того. Следует также упомянуть другую прародительницу социальных сетей - SixDegrees.com, стартовавшую в 1997 г. [12, 13]. Новизной, можно сказать, «изюминкой» сети было то, что в ней впервые объединились такие сервисные функции, как создание личной страницы и формирование списка друзей и поиск друзей по набору параметров, в то время как остальные социальные сети реализовывали данные функции только по отдельности. Несмотря на то, что по функционалу SixDegrees.com был наиболее близок к современным социальным сетям, в 2001 г. портал был закрыт. Прекращение деятельности данной сети объяснялось тем, что число зарегистрированных на сайте пользователей в силу ограниченного круга лиц, имеющих доступ в Интернет, имеет сравнительно небольшое число друзей, также имеющих доступ в Интернет, чего было недостаточно для того, чтобы общение посредством данного сервиса было хотя бы интересным. Так или иначе именно эти два проекта можно считать первыми в мире социальными сетями. В дальнейшем идея социальных сетей только развивалась. Ныне социальные сети - это огромные сетевые пространства, во многих из которых зарегистрированы миллионы пользователей из большинства стран мира, что позволяет с большой степенью вероятности обнаружить в социальной сети, которая является наиболее популярной в определенной местности, всех своих знакомых и начать с ними общение в реальном времени в сети Интернет. В США такой социальной сетью является Facebook.com, в России - Vk.com, или «ВКонтакте». «ВКонтакте» динамически развивающаяся российская социальная сеть с расширяющимся функционалом. Следует отметить, что ресурс поддерживает более 90 языков, хотя основным является русский. Сеть предоставляет такие возможности, как обмен сообщениями между зарегистрированными пользователями, размещение изображений, фотографий, аудио- и видеофайлов, создание собственных страниц по шаблонам на выбор, создание групп и сообществ по интересам, пересылка файлов, расстановка тегов, а также играть в игры, слушать музыку, радио, формируя собственные плей-листы. Первоначально данный проект задумывался как социальная сеть для студентов и выпускников российских вузов, но далее стал позиционироваться как «современный, быстрый и эстетичный способ общения в сети». Сравнительно быстро «ВКонтакте» набрала популярность и попала в десятку популярнейших сетей в мире по количеству зарегистрированных пользователей. Своего рода социальной сетью можно назвать и Instargam, появившийся позднее и активно набирающий популярность в последние годы. Набор сервисов, предоставляемых Instargam, хотя и отличается по функционалу от «ВКонтакте», но имеет практически один и тот же круг пользователей, причем Instargam по популярности уже обогнал «ВКонтакте». Как отмечалось, тенденция падения популярности одних соцсетей с появлением новых, предоставляющих новые возможности, характерна в современном информационном обществе для любых сервисов. Таким образом, социальные сети берут свое начало в 1971 г., обретая более определенную форму в 1995 г. Из большого количества позднее созданных социальных сетей именно социальная сеть «ВКонтакте» имеет наибольший в России потенциал для использования её в качестве платформы в помощь образовательной деятельности в силу функционала предоставляемых ей сервисов. Её популярность среди молодого поколения обеспечивает высокую вероятность того, что все обучающиеся в пределах отдельного класса или студенческой группы имеют к ней доступ и зарегистрированы как пользователи, а простота регистрации и низкие требования к знанию и пониманию сети Интернет дают возможность относительно легко зарегистрироваться и более старшему поколению, что позволяет сотрудникам учебного заведения и обучающимся общаться напрямую. Все эти качества делают, на наш взгляд, социальную сеть «ВКонтакте» первым кандидатом в списке социальных сетей, наиболее приспособленных для использования в образовательном процессе. Совокупность критериев использования социальных сетей в образовательной деятельности Для развития перспектив использования социальных сетей в образовательной деятельности следует определить ряд критериев, которыми они должны обладать. Данные критерии должны учитывать особенности социальных сетей с трех основных позиций: 1) как программного продукта - кроссплатформенность, быстродействие, дружественность интерфейса; 2) как информационной системы - функционал поискового аппарата, работа с различными типами данных, совместимость с другими системами, интеграция, расширение и создание собственных структурных элементов; 3) как средства коммуникаций - обмен данными, загрузка и выгрузка файлов с информацией различной знаковой природы (текстовые графические, аудио-, видео-), чаты, форумы, комментарии и т.д. Предлагается следующий набор таких критериев: 1. Комфортность и привычность системы для целевой аудитории пользователей. В данный критерий входит не только оформление пользовательского интерфейса, т.е. внешнего вида окна приложения, но и возможные способы коммуникации. Кроме того, простому пользователю должны быть полностью понятны принципы организации, управления, навигации. Ясно, что соцсеть рассчитана на пользователя, обладающего определенным опытом работы в сети, когда не требуется обучать элементарным навыкам работе в ней. Данный критерий характеризует степень востребованности соцсети с точки зрения простоты и удобства пользования среди различных участников образовательного процесса. 2. Большой выбор способов коммуникации и организации взаимодействия. Здесь подразумевается наличие помимо отправки обычных сообщений и написания комментариев возможностей создавать собственные инструменты для голосования, проведения опросов, ведения форумов, интеграции с Вики-страницами, подписки. Также следует отметить наличие возможности организации информационного обмена, к примеру, интересными и полезными ссылками, с другими ресурсами. Данный критерий призван характеризовать уровень социальной доступности и коммуникативности обучаемых и преподавателей в ходе реализации образовательной деятельности. 3. Уникальная идентификация пользователей. Для участников образовательного процесса пользователь социальной сети должен быть зарегистрирован под своим именем и фамилией (не под псевдонимом). В качестве положительного аспекта можно отметить то, что отпадает необходимость запоминания новых логинов и паролей для входа в свой профиль, поскольку можно использовать традиционный способ идентификации в сообществе. 4. Фильтрация и обработка регулярно обновляющейся в сети информации. Активность участников прослеживается через ленту новостей, этот инструмент позволяет не растеряться пользователю в многообразии информационных потоков и осуществлять эффективный мониторинг обновлений разнообразного контента. Данный критерий служит для того, чтобы у обучающихся была возможность быть в курсе всех изменений, происходящих в процессе учебной деятельности, отслеживать образовательную активность одногруппников и преподавателя, который, в свою очередь, наблюдает и координирует работу учащихся. 5. Возможность организации совместной деятельности сформированной группы пользователей. Здесь подразумевается, что функционал соцсети должен не просто формировать группу пользователей в соответствии с выбранными для этого условиями, но предоставлять возможность участникам данной группы производить какие-либо действия совместно, согласованно. В учебном процессе, к примеру, это может быть обсуждение учебного плана, совместное планирование и наполнение учебного контента, их корректировка. Также для различных разовых форм деятельности в ходе учебного процесса возможно привлечение «третьих» лиц, таких как эксперты, консультанты, специалисты-практики, работающие в отрасли, наиболее близкой по тематике изучаемой дисциплины. 6. Поддержка режима непрерывности образовательного процесса. Здесь важно создание условий в системе, позволяющих осуществлять постоянное взаимодействие обучающихся и преподавателей в сети, а также возможности выбора наиболее удобного времени взаимодействия, что, в свою очередь, обеспечивает индивидуализацию образования обучающихся. Немаловажным аспектом здесь также можно считать возможность продолжить в социальной сети начатые во время аудиторных занятий дискуссии, обсуждения, диалоги. Такой режим работы позволяет обучающимся больше времени находиться в процессе обсуждения учебных вопросов, что обеспечивает более тщательное освоение материала и активизацию познавательной деятельности. Помимо этого, для пропустивших занятия обучающихся может быть организована информационная поддержка учебного курса в социальной сети, позволяющая им не выпадать из общего хода изучения дисциплины и принимать участие в обсуждениях и выполнять задания вне учебных аудиторий. 7. Мультимедийная и демонстрационная поддержка образовательного процесса. Наличие таких возможностей в системе позволяет преодолевать различные технические трудности и недостаточность оснащения учебных аудиторий мультимедийным оборудованием, необходимым для демонстрации наглядных материалов в электронном виде. В социальной сети должна быть возможность просмотра файлов, скачивания файлов по указанным преподавателем ссылкам, знакомиться с их содержанием в любое удобное время. Однако более качественный подход к реализации данного критерия предполагает использование встроенных в соцсеть приложений, которые могут быть полезными в образовательной деятельности. Примером реализации данного критерия может служить приложение «Образовательная литература» в социальной сети «ВКонтакте». Сложившаяся практика использования социальных сетей в образовательной деятельности Социальная сеть позволяет преподавателю лучше визуально запоминать студентов и понимать их интересы, разработать задания, которые бы заинтересовали студента, а значит - обеспечили более качественное усвоение учебного материала. Социальные сети открывают студентам возможность поделиться тем, чему они научились, и тем, что обнаружили интересного в сети, не только со своими сокурсниками и преподавателем, но и со всем миром [14]. Если сравнивать активность использования студентами специально создаваемых преподавателем в целях обучения веб-ресурсов с активностью посещения студентами их профилей в социальных сетях, то, безусловно, она будет ниже. Кроме того, студент осознает возможности социальной сети не только как развлекательного инструмента, но и как мощного средства организации профессиональной деятельности. С точки зрения использования возможностей социальных сетей как средства электронного обучения налицо экономический фактор: элементарная экономия бумаги также является достаточно весомым аргументом за использование социальных сетей в распространении наглядного раздаточного материала. Важная функция «ВКонтакте», которая сама по себе является ключевой, - это возможность пользователям создавать свои собственные групповые «чаты», с помощью которых сразу несколько пользователей социальной сети могут обмениваться сообщениями в реальном времени. Это позволяет образовывать подобные «чаты» в пределах класса, студенческой группы или даже целого потока студентов, где организатором и пользователем, обладающим наибольшим количеством прав и даже возможностями совершения административных действий по отношению к другим участникам «чата», является сотрудник образовательной организации, несущий ответственность за обучающихся. Подобные групповые «чаты» организовываются уже сейчас, и зачастую это происходит по инициативе самих обучающихся, осознающих удобность данного способа дистанционного общения. Это дает возможность руководителям классов или студенческих групп извещать обучающихся вместе или по отдельности о каких-либо новостях или событиях, касающихся их обучения, давать им поручения, связанные с образовательной деятельностью. Обучающимся это дает возможность спросить о чем-либо своего руководителя без нужды знать его контактную информацию, предупредить его о своем отсутствии в случае неимения возможности быть на занятии, узнать друг у друга задания, полученные для выполнения «на дому», либо же просто получить контактную информацию друг от друга для дальнейшего общения. Организация групповых «чатов» для общения обучающихся и их руководителей - это не единственная возможность социальных сетей быть инструментом в помощь образовательному процессу. Другой важной функцией социальной сети «ВКонтакте», как и многих других социальных сетей, является возможность создавать интернет-сообщества в пределах самой социальной сети, посвященные определенной теме или событию. Касается это и образовательных организаций, многие из которых уже обладают подобными представительствами в сети «ВКонтакте», руководителями которых обычно становятся сотрудники этих образовательных организаций, а порой - и активные студенты, хорошо знакомые с принципами работы и функционирования социальных сетей в целом и подобных сообществ в частности. Об эффективности работы подобных сообществ говорит уже количество участников некоторых подобных сообществ. К примеру, в официальном сообществе Московского государственного университета состоит около 40 000 человек, а в официальном сообществе Белгородского государственного института искусств и культуры - около 6 600 человек, большинство из которых являются студентами либо выпускниками самих образовательных организаций, которым посвящены данные сообщества. Отличительной особенностью таких сообществ является их открытость - для того, чтобы состоять в подобном сообществе и иметь полный доступ ко всем публикуемым в «новостной ленте» материалам, вовсе не обязательно обладать студенческим билетом или быть зарегистрированным в данной образовательной организации каким-либо иным образом. Достаточно просто иметь учетную запись в социальной сети, в которой данное сообщество существует. Этот фактор является очень важным для тех, кто планирует обучаться в какой-либо образовательной организации, но не уверен в том, куда подать документы, или же для тех, кто планирует зарегистрировать в каком-либо учебном заведении своего ребенка - это позволяет им подробно ознакомиться с внутренней структурой образовательной организации и определиться со своим выбором более точно. Следует отметить, что социальные сети в той или иной форме активно используются в образовательной деятельности уже сейчас. Если групповые «чаты» порой могут быть созданными и поддерживаемыми по инициативе самих обучающихся, зачастую без участия сотрудника образовательной организации, в которой они обучаются, то интернет-сообщества, являющиеся представительствами образовательных организаций в какой-либо социальной сети, чаще всего организуются на официальном уровне и их интернет-адреса обычно указываются в качестве контактной информации наравне с физическим адресом организации и телефонами, с помощью которых можно связаться с представителями данной организации. Соответственно «официальная» деятельность образовательных организаций в той или иной степени уже связана с социальными сетями, и можно предположить, что с их развитием будет развиваться и эта связь, облегчая процесс образования и выводя новые способы и методы ведения образовательной деятельности с использованием информационных технологий. Заключение Несмотря на относительную новизну социальных сетей как явления, они уже прочно укрепились в социуме. Важно правильно оценивать их влияние на социальные течения, осознавать их значение и влияние на общественные процессы, видеть их как часть общественной жизни и как средство упрощения общения между людьми. Можно утверждать, что социальные сети - это и в самом деле будущее образования. Необходимость в упрощении процессов в образовании, которые являются результатом низкого уровня использования информационных технологий, существует с самого момента появления подходящих информационных технологий, и скорейшее осуществление необходимых преобразований должно стать приоритетной задачей для образовательных организаций. Очень важно понимать, насколько эффективными являются способы использования социальных сетей в образовательной работе, и на сколько ступеней это поможет поднять уровень образования в стране. Необходимо видеть открывающиеся возможности и обеспечивать их поддержку на официальном уровне. Основным результатом данной работы, на наш взгляд, следует считать формулировку целого ряда критериев, которые можно предъявить к социальной сети как веб-платформе, позволяющих применить на практике имеющиеся в ней сервисы и функции для успешной реализации образовательной деятельности. Для каждого критерия приведены основание и целесообразность использования. Также приведены примеры использования социальных сетей в учебном процессе, протекающем в современном информационном обществе. Возможно, что система образования ещё не адаптировалась к самому факту существования социальных сетей, но определенные шаги уже были сделаны. Как студенты, так и обучающиеся в школе уже используют социальные сети как средство согласования работы в группе, и зачастую это происходит под руководством отвечающего за них сотрудника образовательной организации. Социальные сети - очень важный инструмент, и их использование позволяет значительно упростить коммуникацию между обучающимися и их руководителями, облегчить процессы, которые без их использования потребовали бы в разы больше времени для исполнения, улучшить качество образовательного процесса в целом. Необходимо обладать навыками их использования, обучать им тех сотрудников образовательной организации, которые не обладают специальными для этого навыками, проводить беседы об их значении и позволять взглянуть на них не только как на средство общения между обучающимися, но и как на культурно-общественную платформу, обладающую большим потенциалом для дальнейшего использования в образовательной деятельности.
Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: матер. междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 405-407.
Зиновьева А. История социальных сетей: появление и развитие [Электронный ресурс]. - СПб., 2018. - Режим доступа: https://sciencepop.ru/istoriya-sotsialnyh-setej-poyavlenie-i-razvitie (дата обращения: 11.02.2019).
История возникновения и развития социальных сетей [Электронный ресурс] // MiolaWeb. - 2016. - Режим доступа: http://miolaweb.ru/biznes-uroki/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-socialnyx-setej (дата обращения: 11.02.2019).
Савотченко С.Е. Использование социальных сетей в противоправных целях / С.Е. Савотченко, А.Н. Прокопенко // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. (21 марта 2018 г.): в 4 т. - Белгород: Белгород. гос. ин-т искусств и культуры, 2018. - Т. 1. - С. 99-103.
Прокопенко А.Н. Особенности осуществления право-охранительными органами мероприятий по противодействию информационным угрозам в социальных сетях / А.Н. Прокопенко, С.Е. Савотченко, И.Н. Старостенко // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2018. - № 4 (42). - С. 55-61.
Лавренчук Е.А. Аутопойезис социальных сетей в интернет-пространстве // Человек и Наука [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/autopoyezis-sotsialnyh-setey-v-internet-prostranstve (дата обращения: 11.02.2019).
Соловьев В.С. Преступность в социальных сетях Интернета (криминологическое исследование по материалам судебной практики) // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2016. - Т. 10, № 1. - С. 60-72.
Милославская З. Россия в социальных сетях: какой ущерб от виртуальной жизни? // ТАСС: информационное агентство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/612732/ (дата обращения: 17.02.2019).
Бондаренко С. Практическое использование социальных сетей в учебном процессе [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-6058 (дата обращения: 11.02.2019).
Диких Э.Р. Об использовании социальных сетей в образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI Междунар. науч.-практ. конф. - Ч. I. - Новосибирск: СибАК, 2012.
Абрамова О.М., Соловьева О.А. Использование социальных сетей в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - № 9. - С. 1055-1057. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/113/29321 (дата обращения: 11.02.2019).
Антипина Т.А. Социальные сети в жизни современного подростка и молодежи [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-sotsial-nyie-s.html (дата обращения: 11.02.2019).
Верченов Л.Н. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Л.Н. Верченов, Д.В. Ефременко, В.И. Тищенко. - М.: ИНИОН РАН, 2013. - 360 с.
Ефимов Е.Г. Социальные интернет-сети (методология и практика исследования). - Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2015. - 168 с.