Всероссийская студенческая олимпиада-конкурс по специальности 020400 «Психология»
All-russian student contest of speciality 020400 "Psychology".pdf Согласно приказу Минобразования России № 408 от 03.02.2004 г. в апреле-сентябре 2004 г. на базе Томского государственного университета проведена Всероссийская студенческая олимпиада - конкурс по специальности 020400 «Психология». Олимпиада проводилась в 2 этапа. Первый этап -заочный (Интернет-тур), - состоялся 29 апреля 2004 г. В нем приняли участие 98 человек из 53 вузов России. По представлению жюри олимпиады дипломами оргкомитета Всероссийской студенческой олимпиады по психологии 2004 г. были награждены победители Ин-гернет-тура: Анна Елисеева, студентка Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск); Наталья Авдеева, студентка Тольяттин-ского филиала Самарской гуманитарной академии; На-1алья Иноземцева, студентка Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург); Мария Калашникова, курсант Академии нрава и управления Министерства Юстиции Российской Федерации (г. Рязань); Елена Одышева, студентка Томского государственного университета; Надежда Коновалова, студентка Таганрогского института управления и экономики. Всего по результатам данного тура определили 30 победителей, которые были приглашены к участию во втором, очном, заключительном туре олимпиады, состоявшемся 14-16 сентября 2004 г. на базе Томского государственного университета. В нем приняли участие студенты Красноярского государственного университета, тольяпинского филиала Самарской гуманитарной академии, Иркутского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета, Академии права и управления Министерства Юстиции Российской Федерации (г. Рязань), Таганрогского института управления и экономики, Пермского государственного университета, Алтайского государственного университета, Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института, Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина, Хабаровского государственного педагогического университета, Омского государственного университета, Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Томского государственного университета, Восточно-Европейского института психоанализа (г. Санкт-Петер-бург), Тюменского государственного университета. В личном первенстве по результатам второго тура признаны победителями и награждены дипломами Министерства образования, а также памятными призами следующие студенты: Светлана Лукьянова, студентка 5-го курса Южно-Уральского государственного университета (1-е место); Маргарита Чубова-Белошникова, студентка 4-го курса Томского государственного университета (2-е место); Ирина Кособокова, студентка 5-го курса тольяггинского филиала Самарской гуманитарной академии (3-е место); Наталья Тупоногова, студентка 3-го курса Пермского государственного университета (3-е место). 15 сентября 2004 г. состоялось заседание студенческой секции в рамках Сибирского психологического форума, в работе которого приняли участие и участники Всероссийской студенческой олимпиады по психологии, представив свои научные доклады. В них старшекурсники различных вузов России затрагивали наиболее актуальную тематику современной научной и практической психологии. Студенты были достаточно осведомлены в передовых отечественных и зарубежных концепциях, теоретических и практических исследованиях современной психологии, ими использовался адекватный психологический инструментарий. Победитель конкурса научных докладов студенческой секции в рамках Сибирского психологического форума Татьяна Михайлова, студентка Алтайского государственного университета, за доклад «Психосемантическое моделирование образа смерти в разных категориях ситуаций» (научный руководитель - О.А. Сагалакова) была награждена дипломом оргкомитета Всероссийской студенческой олимпиады по психологии. Указывая на «предельную» актуальность исследования, докладчик отметила «ненужный страх и отторжение» подобной тематики исследовательского диалога у профессиональной аудитории. По оценке жюри, Т. Михайловой успешно выполнена задача демистификации смерти и опера-ционализации этого понятия, нахождения эмпирических индикаторов его определения, что представилось возможным в рамках метода экспериментальной семантики. Эмпирический материал был собран с помощью экспертного опроса и метода фокус-групп, проведенных с 35 студентами факультетов философии и психологии Алтайского госуниверситета, обработан с помощью кон-тент-анализа. Было выделено 5 наиболее актуальных ситуаций столкновения человека со смертью, которые отбирались по принципу максимальной независимости дисперсии смысла. Автором воссоздан целостный смысловой профиль смерти, сочетающий в себе эмоциональный, метафорический, коннатативный определители, а также ситуационное раскрытие «смертельного бытия». Дипломом оргкомитета Всероссийской студенческой олимпиады по психологии был награжден победитель конкурса научных докладов студенческой секции в рамках Сибирского психологического форума Александр Аксенов, студент Академии права и управления Министерства Юстиции Российской Федерации (г. Рязань) за доклад «Особенности мотивации учебной деятельности курсантов» (научный руководитель - Т. А. Симакова). Затрагивая проблемы теории мотивации, докладчик рассказал о проведенном исследовании мотивации учебной деятельности курсантов, в результате чего была выявлена определенная иерархия мотивов, которая может лечь в основу критериев успешности обучения. Победитель конкурса научных докладов студенческой секции в рамках Сибирского психологического форума Дарья Калинина (Томский госуниверситет) за доклад «Исследование связи отношения к себе и другим в контексте проблемы толерантности» (научный руководитель - В.И. Кабрин) была награждена дипломом оргкомитета Всероссийской студенческой олимпиады по психологии. В исследовании, проведенном на выборке студентов-психологов, был использован комплексный психодиагностический инструментарий (методики Бойко, Пантилеева и Столина, Т. Лири). Подтверждена авторская гипотеза о связи положительного отношения к другим и самоотношения. Докладчик сделала вывод, что очень важным является изучение тех измерений самоотношения, которые соответствуют интолерантным установкам в адрес других. По результатам анкетирования участников конференции доклад Дарьи завоевал приз зрительских симпатий. К числу наиболее эвристических докладов студенческой аудиторией конференции был отнесен доклад Анны Сафаровой, студентки Пермского государственного университета, «Особенности репрезентации тела в зависимости от профессиональной направленности» (научный руководитель - С.Н. Борисова). Автор этого доклада также была награждена дипломом оргкомитета Всероссийской студенческой олимпиады по психологии. Автор заинтересовался вопросами ментальной репрезентации и психосоматической линией в психологии телесности. Как отметила аудитория, автор благополучно разобрался в столь сложной эпистемологии. Как особенная ценность в работе отмечена методология культурно-исторического развития Л.С. Выготского, опора на которую позволяет выделить в психологии телесности феноменологический план. На выборке из 50 студентов - медиков и психологов - была подтверждена авторская гипотеза о том, что студенты разных специальностей будут демонстрировать различные особенности вербальной и образной репрезентации тела. Автор задается отчасти риторическим вопросом: не здесь ли таится один из истоков формирования специфики профессиональной картины мира? Как отметила в своем докладе «Особенности коммуникации в Интернет-форуме» (научный руководитель - Л.В. Ширинкина) студентка Пермского госуниверситета Наталья Тупоногова, эта коммуникация является наиболее «выпуклым» объектом анализа новых информационных технологий в силу своей глобальности. Методом контент-анализа исследовались гексты спортивного, женского и религиозного форумов Обнаружилась, в частности, возможность конструирования своеобразных географических карт форумов - «карт интересов». Карга женского форума была огршичена столичными магазинами; религиозного - представляла объединение России и Иерусалима. Самой обиирной оказалась карта спортивного форума: помимо >оссии, она включает еще два десятка стран. Дискуссионным был доклад, представленньй Светланой Стрижко (Томский госуниверситет) «Эмошональ-ные, когнитивные и коммуникативные аспекты тендерного восприятия лидерства» (научный руководи ль -Э.И. Мещерякова). Респонденты были обследованы с помощью объективной и субъективной психодш~нос-тики. Использовались многофакторный опросжк личности Р. Кегтела (вариант С) и психосемант1ческий метод индивидуального шкалирования по метод!ке Кет-гела для оценки своих лидерских способностей Была проведена корреляция полученных показателей i полом, с помощью чего были выведены общие черты хфакте-ра лидеров. Юноши приписывают себе маскулишый тип поведения, отрицая феминные черты характера. Девушки, напротив, подчеркивают свои «слабые» сторшы, но при этом видят себя как лидера с «мужским» тиюм поведения и решения проблем. Признав действ!тельно существующей актуальность проблематики, свяанной с феноменом все больше возрастающей роли женщины в обществе, а также неразработанностью проблемы тендерных различий самовосприятия, студенчески аудитория конференции бурно дискутировала по представленной автором исследовательской модели. Доклад Александры Максутовой (Иркутскш государственный университет) «Теоретическое и:учение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте> (научный руководитель - Е.А. Кедярова), являющшся концептуальным фрагментом целостного психолоп-педа-гогического исследования сюжетно-ролевой игрь современных дошкольников, доказывает, что игры детей отражают исторический контекст, социальную си-уацию развития. Маргарита Чубова-Белошникова, студентка Ъмско-го государственного университета, в докладе «Рндиви-дуальные символические образы в построении модели субъективного мира человека» (научный руководггель -Э.И. Мещерякова) связала актуальность исследования с проблемой построения модели субъективной мира человека. Излишний, на первый взгляд, теоретгем данного исследования обусловлен недостаточной ^сработанностью взаимосвязи психологических и семаггичес-ких аспектов самовосприятия. Методической сснювой исследования явился модифицированный метод 1аиних воспоминаний вместе с применением проективнтэ текста. Интерпретация текста как способа самовырокения личности в данной работе способствовала выявлению индивидуальных символов, которые с неизбежюсгью возникают в тексте письменном, в особенности биографическом. В результате анализа были выявлены следующие индивидуальные символические образы: образ страха смерти, образ семьи, образ друзей, образ негативного отношения к детству и образ позитивного творчества. Также найден некоторый образ образа, который в контексте данного исследования является на данный момент наиболее нераскрытым. В докладе Дарьи Логиновой (Южно-Уральский государственный университет) «Речь как отражение психических особенностей лиц с психическими расстройствами (на примере больных шизофренией)» (научный руководитель - К.П. Кретов) раскрывается одно из методологических положений психологии и психопатологии речевой деятельности, согласно которому в основе вербализации лежит инициирующий интенсиональный импульс, по своей функции являющийся формой желания и намерения. Развивая данное положение, автор приходит к выводу о нарушении коммуникативной компетенции больных шизофренией, сочетающейся с их искаженной эффективностью и сужением круга смыс-лообразующих мотивов. Бесспорным достоинством доклада Антона Харламова (Калужский филиал Московского гуманитарно-экономического института) «Учет склонности к риску при подготовке специалистов в области управления организацией» (научный руководитель - А.Д. Макаренко) является сравнительное исследование личностных характеристик студентов - менеджеров и психологов, склонных к риску. Применение в исследовании опросников Г . Шубарта и Р. Кетгелла позволило автору получить интересные социально- и индивидуально-психоло-гические характеристики исследуемых. В своем докладе Мария Шинкаренко (Алтайский государственный университет) «Психосемантическое моделирование мотивационных установок к ситуациям, связанным с достижением успеха» (научный руководитель - Д.В. Труевцев) развивает идеи X. Хекхаузена о мотивации успеха как направленности на улучшение результатов деятельности и неудовлетворенности достигнутым. Автор делает методическую попытку соединения «плюсов» проективных и психосемантических методов. На выборке из 41 студента доказана мотива-ционная обусловленность установок восприятия ситуаций, связанных с достижением успеха, выявлены различия в структуре семантических пространств в зависимости от индивидуально-типологических особенностей испытуемых. Елизавета Казанцева (Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург) представила данные исследования удовлетворенности трудом и жизнью сотрудников ремонтно-эксплуа-тационных мастерских электро-радиотехнического обслуживания самолетов аэропорта «Кольцово» г. Екатеринбурга (научный руководитель - Д.Е. Белова). Развивая нал ч ную проблематику удовлетворенности работой, авюр он-зируется на идеях Е.А. Климова, В.Я. Ядова, Н.С. Пряж-никова, Л. Джуэлла, применяет психодиагностический тест смысложизненных ориентаций (СЖО). В результате были выявлены возможные факторы неудовлетворенности работой, ее непривлекательности: потребность в признании, в личном авторитете, финансовое обеспечение труда, потребность в творчестве. Мария Калашникова, курсант Академии права и управления Минюста России (г. Рязань), в докладе «Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных женского пола» (научный руководитель -Т.В. Калашникова) показывает, что только комплексность в исследовании афессивности обеспечит возможности прогнозирования поведения осужденных в условиях воспитательной колонии и после освобождения. Отличительной особенностью доклада Анастасии Стрельцовой (Хабаровский государственный педагогический университет) «Исследование особенностей формирования произвольности у детей с невротическими реакциями» (научный руководитель - Т.Н. Павлий) являйся логика исследовательского дискурса, что позволило ей получить непротиворечивые экспериментальные данные, которые можно использовать в психокоррекции этих детей. В докладе Натальи Иноземцевой (Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург) «Исследование вербальной креативности и рефлексии как компонентов профессиональных способностей учителей»(научныйруководитель-Д.Е. Белова) рассматриваются понятия, аспекты, роль и взаимосвязи вербальной креативности и рефлексии в структуре профессиональных способностей учителей муниципальной школы Екатеринбурга. Автор обосновывает вывод о том, что получаемые в ходе рефлексивного анализа данные |%нерируются учителем с помощью креативных способностей в способы решения проблемных ситуаций. По мнению студенческой аудитории, не менее насыщенными, интересными и увлекательными, чем научная жизнь студенческой олимпиады и Форума и встречи с учеными и преподавателями, были неформальные встречи студентов и совместное проведение досуговых мероприятий. Может быть, такие встречи являются своеобразным прообразом той будущей системы коммуникации и взаимодействия психологов, моделью профессиональных встреч, обмена информацией и опытом деятельности, которые необходимы каждому представителю профессионального сообщества для успешности деятельности. 11очетные грамоты оргкомитета за активное участие в мероприятиях Всероссийской студенческой олимпиады и конференции по психологии были вручены Александре Максутовой, студентке Иркутского государственного университета, Артему Попову, студенту Пермского государственного университета, Анастасии Стрельцовой, студентке Хабаровского госу-кфственного педагогического университета, Елизаве-ic Казанцевой, студентке Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), Светлане Емельяновой, студентке Восточно-Европейского института психоанализа (г. Санкт-Петербург). Приветствуя победителей, ведущий психолог России, профессор МГУ Александр Григорьевич Асмолов с удовлетворением отметил, что высокий академический уровень прошедших студенческих олимпиады и конференции дают основательную надежду на будущее пополнение профессионального психологического сообщества активными, целеустремленными и высокообразованными молодыми кадрами.
                        
                        
                        Скачать электронную версию публикации
                        
                        Загружен, раз: 150
                        
                        Ключевые слова
Авторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Мещерякова Эмма Ивановна | Томский государственный университет | председатель жюри Всероссийской студенческой олимпиады-конкурса, профессор | 
Ссылки
 
       Вы можете добавить статью
 Вы можете добавить статью