В рамках тренинговых «группы встреч» и «группы экзистенциального опыта» с помощью методики моделирования коммуникативного мира (ММКМ) и опросника самоотношения, исследовалась динамика самопринятия личности. В результате обнаружена трансформация самопринятия в направлении более конструктивных представлений о партнере и коммуникативной ситуации. Это свидетельствует о чувствительности ММКМ к динамике личностного роста, а также о возможности использовать «группу встреч» и «группу экзистенциального опыта» для активации процессов личностного роста.
The Dynamic's Research of the Self-Acceptance of the Person in «Meeting Groups» and «Existential Experience Groups».pdf Проблема развития личности интересует многих исследователей, при этом ключевым остается вопрос о том, как происходят значимые изменения, что является движущими силами, каковы необходимые условия в переходе человека на качественно новые ступени своего существования. В данной работе проведена попытка исследования самопринятия личности в коммуникации как потенциальной возможности личностного роста. Понимание позитивных изменений в личности представлено в гуманистической психологии: личностный рост - реализация заложенного потенциала, самоактуализация. К. Роджерс: человек становится полноценным (саморазвивающимся, целостным) только при условии принятия себя вне зависимости от достоинств и недостатков. По А. Маслоу [3], самопринятие, как необходимая черта самоактуализирующейся личности, представляет собой «положительную установку», отказ от критики, редактирования, отбора, коррекции и т.д., то есть человек позволяет себе быть собой. При этом возникает вопрос, как же человек может развиваться, желать изменений, если его целиком устраивает то, какой он есть в данный момент, и чем же отличается самопринятие от самодовольства. В данном случае легче объяснить данный феномен через его противоположность: когда индивид не принимает в себе некоторое качество, он его не замечает или не относит к собственной личности (все варианты психологической защиты по 3. Фрейду). Принятие выступает как признание данного качества своим, своего рода осознание. К. Роджерс: «До тех пор, пока индивид отрицает собственные установки, он продолжает поддерживать свои механизмы защитного характера. Когда он сможет четко распознать и принять как часть себя самого эти менее достойные восхищения чувства, потребность в защитных реакциях, как правило, исчезает» [5]. В результате возникает возможность для более полного постижения своей сути (самости), и актуализации заложенных в ней способностей. Как эта возможность используется человеком - дело его выбора: он может принять себя как данность и не стремиться к изменению («я такой, и тут ничего не поделаешь») или, принимая себя (по сути, осознавая), находиться в постоянном движении, поиске, процессе самосовершенствования. Достаточно сложно говорить о едином, общем самопринятии для всей личности. Например, индивид может принимать себя как телесное существо, но не ощущать своей духовной реальности. В некоторых опросниках проведена попытка выделить общую шкалу самопринятия; но проблема здесь заключается в том, что в основе данной шкалы лежит авторское, достаточно субъективное, представление о том, по каким параметрам необходимо его определять. Например, в адаптированной методике Э. Шострома, разработанной на основе модели А. Маслоу. -CAT (самоактуализационный тест), выделены следующие показатели: вера в себя, доверие к внезапным побуждениям, разрешение себе быть неискренним, примирение со своими недостатками, разрешение себе посплетничать и др. Закономерно возникает вопрос - а почему представлены именно эти недостатки для размышления (склонность к сплетням, не всегда правдивость), а не другие (лень, импульсивность и т.д.). Ограниченность тестов в данном случае очевидна, самопринятие - это тонкая душевная реальность, уникальная для каждой личности. Наиболее полно принятие себя проявляется в ситуациях общения, так как именно в них человек предъявляет себя другому целиком. В. Франкл [6]: «Существование личности обретает смысл лишь в сообществе с другими». Коммуникация по сути своей - смысловой процесс, в котором происходит расширение смысловой сферы как сферы ясного [2]. По мнению Г. Мида, отражаясь в другом, то есть, воспринимая себя глазами другого, мы можем увидеть в себе новые качества. К. Роджерс: «получая безусловное принятие со стороны окружающих, человек начинает воспринимать свои особенности как приемлемые». Р. Мэй: «испытывая себя в ситуациях общения, основанных на выборе и ответственности, мы открываем себя». Таким образом, самопринятие возникает из способа коммуникации с другими и с собой, и в нем же проявляет себя. Следовательно, именно особенности общения человека можно рассматривать как символы его принятия себя: выбор им партнеров и содержания взаимодействия, его отношение к собственному коммуникативному пространству и т.д. По существу, все, что индивид заявляет о себе в коммуникации, им принимается, признается своим (осознание - наделение воспринимаемого смыслом, а коммуникация представляет собой процесс смыслотворчества [2]). Самопринятие в «чистом» виде проявляется в признании своими негативно оцениваемых качеств (недостатков). Данное утверждение не означает, что принимаемое качество не может считаться достоинством личности, но в этом случае достаточно сложно отделить самопринятие от самооценки. Когда человек выделяет в себе некую особенность и доволен ей, неизвестно, действительно ли он принимает ее как свою или присоединился к мнению значимых людей, которые подчеркивают позитивность именно этого качества. В случае с недостатками проще: если в отношении к данному личностному свойству преобладает оценочный компонент, то индивид будет стремиться скрывать его от других и от себя, сдерживать его проявления (т.к. при оценивании себя, ориентируется на одобряемое в своем кругу поведение); если же данное качество принимается, то оно проявляется в коммуникации (например, обсуждается), при этом сам человек может относиться к нему негативно. Необходимо отметить, что принятие в себе, свой ситуации, в своем партнере по общению негативно оцениваемого качества может носить конструктивный и деструктивный характер: - в первом случае существует неудовлетворенность данным положением вещей, и человек предполагает (ожидает, надеется) на изменение ситуации (себя, своего отношения), что является предпосылкой реального изменения, роста личности; - во втором случае принимаемый недостаток рассматривается, как нечто фатальное, неизменяемое, и остается только смириться или ожидать еще большего ухудшения ситуации, что в конечном итоге может привести к депрессии или даже суициду. Исследование динамики самопринятия личности в коммуникации лучше всего проводить в группе встреч и группе экзистенциального опыта, т.к. задаются условия для роста, возможность расширения сферы осознаваемого, принимаемого в себе. В группе встреч ориентация на свободное общение позволяет личности наиболее полно выразить и принять себя в коммуникации, в группе экзистенциального опыта акцент более смещается с процесса взаимодействия на самовыражение, подлинность (аутентичность). Ограничение подобных групп заключается в том, что принципы, принятые индивидом в ходе групповой работы, с трудом реализовываются им в других сферах общения (с близкими, знакомыми), а изменения длятся недолго. Попытка преодоления данного ограничения - проведение тренингов в уже сложившейся группе, вовлечение большинства ее членов в процесс изменения. 84 в Наше исследование проводилось на студентах 3 курса факультета психологии ТГУ (30 человек). Для изучения взяты материалы проведенных в рамках образовательного процесса «групп встреч» (декабрь 1999г.) и группы «экзистенциального опыта» (февраль - март 2000г.) (преподаватель - Кабрин В.И.). Было проведено 3 замера: 1. до группы встреч (декабрь 1999г.) 2. после группы встреч, до группы экзистенциального опыта (февраль 2000г.) 3. после группы экзистенциального опыта (апрель 2000г.). Целью исследования представлялось выявление динамики принятия себя личностью в коммуникации, на основании изменений в данных группах личностного роста. Под динамикой принятия себя понимается: изменение (расширение, сужение) зоны принимаемых характеристик коммуникативного мира студента, трансформация самопринятия по критерию конструктивности - деструктивности, изменение содержания принимаемого в общении (качеств, отношений, оценок). В ходе проведения групповой работы студентам был предоставлен выбор - посещать или не посещать группу «экзистенциального опыта». В свете данного факта интересным представляется анализ различия в самопринятии между теми, кто прошел данный цикл, и теми, кто отказался. В качестве метода исследования динамики самопринятия выбран ММКМ (метод моделирования коммуникативного мира), разработанный В.И. Кабриным [2]. В ММКМ включены два измерения мира общения личности: психологическое пространство (темы и партнеры) и психологическое время (субъективная оценка приятности переживаний, связанных с коммуникативным пространством, в прошлом, настоящем и будущем). Показатель самопринятия как субъекта общения - характеристики себя, тем и партнеров (другой - как часть моего коммуникативного мира, выбранный мной), оцениваемых негативно в определенный момент времени, т.е. принятие недостатков своего пространства общения. В качестве сопровождающей методики (в целях исключения влияния такого качества индивида как негативизм) использовалась шкала самопринятия опросника Пантелеева-Столина. Для исследования конструктивного-деструктивного принятия взят показатель «динамического потенциала» (d) в масштабе коммуникативного времени [1]: он позволяет выявить направленность субъективных оценок переживаний, связанных с содержанием и партнерами (подсчитывается как алгебраическая сумма разностей оценок переживаний в прошлом, настоящем и будущем). В случае конструктивного принятия себя d имеет положительное значение, при деструктивном - отрицательное. Получены следующие результаты: Итоговая выборка составила 17 человек (студенты, присутствующие на обследовании все три раза). 1. Заметно увеличение процента содержания d с положительным значением в целом и по партнерам и по темам в течение всех замеров (1 замер - 36.4%, 2 замер - 62.7%, 3 замер -78.5%). Менее выражено уменьшение процента содержания d с отрицательным значением (соответственно: 31.2%, 27.5%, 10.5%). 2. В общем содержательном поле d с отрицательным значением изменяется соотношение тем и партнеров: в течение всех трех замеров убывает процент характеристик партнеров и возрастает процент тем (по партнерам: 51% -35.7% - 28.6%; по темам: 48.8% - 64.3% - 71.4%). 3. Заметны различия в динамике зоны принимаемого между лицами, прошедшими «экзистенциальную» группу (обозначим их - группа А) и лицами, не посещавшими ее (группа Б): В группе А на протяжении трех замеров данная динамика выражена достаточно четко (процент содержания зоны принимаемого в общем по группе А по темам: 1 замер - 67.1%, 2 замер -31.9%, 3 замер - 64.8%, по партнерам: соответственно - 37.3%, 27.1%, 36.3%), в группе Б -значимых изменений не наблюдается. Возможно, группа А более подвержена изменениям в силу своих потребностей в развитии. 4. В течение всех замеров происходят изменения в содержании принимаемых интересов коммуникативного мира: снижение процента содержания характеристик, касающихся сплоченности и взаимопонимания в группе. В последнем замере превалируют темы учебы и самоопределения (определение своего места в мире, своего Я и т.д.). 5. По шкале самопринятия опросника самоотношения большинство испытуемых (90%) получили высокие и средние значения. Данные относительно изменений показателя «динамического потенциала» (d) в ММКМ: на протяжении трех замеров всего у 18.8% студентов тип ^(положительный, отрицательный, равный нулю) остался неизменным, у 81.2 % - произошли изменения. По результатам исследования удалось выделить 6 групп испытуемых, критерий различения которых - тип динамики d (ниже приведены обобщенные характеристики каждой группы студентов): Первые три группы составляют лица, прошедшие оба цикла тренингов. 1 группа - «быстро растущие» (25% от общего числа итоговой выборки): Произошел частичный переход от деструктивного принятия к конструктивному (в I замере преобладает d-, во 2 и 3 замерах: d+). В содержании коммуникативного пространства) произошло изменение характеристик тем от проблем разобщенности группы к проблемам поиска себя, пути, открытости себе. 2 группа - «растущие с кризисом» (18%): До группы встреч преобладает конструктивное принятие, после - проявляется деструктивное, после группы экзистенциального опыта - снова преобладает конструктивное принятие. Содержание интересов до и после группы встреч: недоверие группе, разобщенность, отрешенность от других; после экзистенциальной группы -темы одиночества, любви, своей свободы. 3 группа - «медленно растущие» (13%): После группы встреч преобладает деструктивное принятие, после группы экзистенциального опыта: 50/50. Содержание тем коммуникативного мира: до экзистенциальной группы - раздражение, усталость, апатия, после - нежелание общаться, растерянность, безрезультатность действий. Следующие три группы составляют студенты, посещавшие только группу встреч: 1 группа - «самодостаточные» (12.5%): во всех замерах преобладает конструктивное принятие себя. Содержание интересов: взаимопонимание в группе, учеба, ощущение полноценности. 2 группа - «замкнутые на проблеме» (6.3%): Преобладает d с отрицательным значением и d, равный нулю, (т.е. деструктивное самопринятие), динамики не выражено. Темы в коммуникации: разобщенность группы, учеба, сессия. 3 группа - «динамичные» - включает в себя две подгруппы: а) «позитивно изменяющиеся» (12.5%): До группы встреч преобладает деструктивное принятие, после группы встреч - конструктивное. Содержание тем: внутригрупповое общение, интересы в жизни. б) «негативно изменяющиеся» (12.5%): Во 2 замере преобладает d с положительным значением, в 3 замере -de отрицательным значением и равным нулю. Коммуникативные интересы: во 2 замере - сплоченность, в 3 замере - курсовая, деньги, личная жизнь, сессия. Возможно, в данном случае на изменения принимаемого повлиял некий внешний фактор (например, сессия). Выводы по результатам исследования можно представить следующим образом. В целом, по группе испытуемых на протяжении всех трех замеров произошла трансформация принимаемого в более конструктивное, связанное с ожиданием положительных изменений в себе, партнере, коммуникативной ситуации. Заметны изменения в восприятии студентами партнеров по общению - последние принимаются как менее статичные, обладающие возможностью развития. Данный факт свидетельствует о возможности использовать «группу встреч» и группу «экзистенциального опыта» с целью активации процессов личностного роста (через изменение самопринятия), а также - налаживания продуктивных отношений между од-ногруппниками. У большинства испытуемых в ходе групповых тренингов заметно изменение значения показателя «динамического потенциала», что, скорее всего, свидетельствует о его достаточно высокой чувствительности к личностной динамике и возможности использования для ее изучения. Небольшой объем выборки не позволяет говорить о репрезентативности результатов, однако в будущем планируется проведение исследования самопринятия в коммуникативном мире студента на большем числе испытуемых.
Кабрин В.И. Исследование и прогноз динамики стресс - трансформации в общении личности на основе ММКМ // Сибирский психологический журнал. - 1999. - Вып. 11 - С. 20-29.
Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск: Изд-во ТГУ, 1993. - 256 с.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
Райгородский Д.Я. Психология личности. -Самара: Бахрах, 1999. - 544 с.
Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М.: Экмо-пресс, 1999. - 464 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.-368 с.