Диагностические возможности опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления»
Предлагается вариант методического приема для проведения диагностики особенностей темпоральной перцепции, исследования отношения человека ко времени - опросник «Темпоральные модальности жизнеосуществления». Приводятся результаты психометрической проверки методики для обоснования его использования в исследовании темпоральных характеристик человека. Показаны результаты первого этапа исследования с применением разработанного опросника. Обсуждены преимущества использования данной диагностической методики и ограничения исследования.
Diagnostic Capabilities of "Temporal Modality of Life Fulfilment" Questionnaire.pdf Введение Временная организация жизнеосуществления современного человека в значительной степени опосредуется трансформациями, происходящими в информационно-коммуникационной среде. Сегодня человек вынужден постоянно структурировать во времени информацию о себе и окружающей действительности для формирования собственного пространственновременного континуума, строящегося из прошлого опыта, актуального настоящего и вероятностных событий будущего, что позволяет осознавать себя в быстро изменяющемся мире, осуществлять переход возможности в действительность в реорганизации взаимосвязанных отношений между собой и средой [1]. В этой связи интерес к эмпирическим исследованиям психологического времени не только не потерял своей актуальности за последние десятилетия, но и становится востребованным при обращении к проблематике когнитивного развития. Следует отметить, что традиционно в исследованиях восприятия времени особое внимание уделялось феномену ситуативного восприятия времени, которое анализируется испытуемым [2-5]. В последние годы наметилась выраженная тенденция изучения возрастных характеристик временной перцепции [6-8], временных когнитивных особенностей [9], восприятия себя в контексте субъективного восприятия времени [10, 11], профессионального развития во временной перспективе [12, 13], эмоциональных компонентов восприятия времени [14], восприятия времени при переживании стресса [15-17], трансформации времени в экстремальных ситуациях [18], ситуациях вынужденной депривации [19], взаимосвязи субъективного восприятия времени и феноменов личностного притязания и самоэффективности [20, 21]. В ряде исследований восприятие времени рассматривается в качестве психологического содержания феноменов прокрастинации [22] и темпоральности [23-26]. Стоит отметить, что в последнее время стали разрабатываться модели структурного содержания времени [27-32]. В своих исследованиях авторы чаще всего акцентируют внимание на опроснике «ZPTI - Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, поскольку он прост в применении, и результат имеет четкую структуру временных факторов [33-35]. Временная перспектива в концепции Ф. Зим-бардо представляется как основополагающий процесс в форме индивидуального и социального функционирования через интериоризацию субъективного восприятия времени на деятельность, ценности и установки человека [36, 37]. Таким образом, можно зафиксировать смещение локуса исследовательского внимания психологов к тому, что концептуализация себя распространяется не только на социальные, но и на темпоральные области, ментальные представления которых действуют в рамках общего когнитивного механизма восприятия. Темпоральные характеристики, которыми человек наделяет действительность, обеспечивают устойчивую пространственновременную организацию человека, позволяющую проецировать себя и воплощать в процессах жизнеосуществления. Темпоральный континуум индивида определяется содержанием времени и переживанием внутренних субъективных временных явлений, поэтому темпоральная обусловленность восприятия заключается в специфике субъективного баланса в выборе человеком доминирующих модальных оценок прошлого опыта, существующих желаний и предполагаемых будущих последствий. Перспективным представляется создание исследовательского инструментария, позволяющего описать индивидуальные темпоральные характеристики личности. Для решения данной задачи нами была разработана методика «Темпоральные модальности жизнеосуществления», позволяющая выявить доминирующие субъективные временные характеристики, определяющие пространственно-временную модель жизнеосуществления человека. В основе методики лежит процедура изучения децентрации времени в пространстве жизни человека. В качестве основных параметров в переживании психологического времени рассматриваются модальность времени (прошлое, настоящее, будущее), модус отношения ко времени (положительное отношение, отрицательное отношение), рационализация событий своей жизни, целостность и эмоциональная оценка. Цель нашего исследования заключается в изучении психометрических возможностей и надежности методики. Методы и материалы Методика «Темпоральные модальности жизнеосуществления» (Е.В. Бре-дун) позволяет определить системы отношений человека ко времени, направленность времени, его протяженность, событийную насыщенность, дифференцированность и структуру. Опросник состоит из набора утверждений, каждому из которых поставлен в соответствие набор ответов закрытого типа. Шкалы опросника строятся на следующих параметрах: прошлое, настоящее, будущее, положительное отношение, отрицательное отношение, реальное представление о времени, эмоциональное (кажущееся) представление о времени (см. приложение). Математико-статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась при помощи компьютерных версий программ IBM SPSS Statistics 23.0 и JASP. Первый этап апробации разработанной методики проводился среди студентов Томского государственного университета в 2021 г. Выборку исследования составили 145 человек (25 юношей и 120 девушек). В выборку вошли студенты первого курса бакалавриата, специалитета и магистратуры, обучающиеся на гуманитарных направлениях подготовки, именно этим объясняется неравномерный количественный состав по гендерному признаку. Студенты бакалавриата и специалитета были объединены в одну группу, общая численность которой составила 107 человек. Респонденты, обучающиеся в магистратуре, были включены во вторую группу (n = 38), так как они отличались от респондентов первой группы как по возрасту, так и по уровню образования. Результаты апробации и психометрической проверки Психометрическая проверка методики осуществлялась в ходе специально организованного исследования на однородной выборке (n = 145). Оценка надежности и определение структуры опросника Первоначально опросник включал список из 38 утверждений. Проверка внутренней согласованности пунктов опросника проводилась с помощью расчета коэффициента альфа Кронбаха. В результате расчетов были исключены неудовлетворительные пункты, для которых показатель альфа Кронба-ха принимал значения меньше 0,7 и удаление которых приводило к повышению общего коэффициента надежности. Таким образом, была составлена окончательная форма опросника, состоящая из 29 утверждений. Определение структуры методики, распределение пунктов опросника по шкалам осуществлялись с помощью экплораторного факторного анализа. Для проведения факторного анализа был выбран метод минимальных рангов (minimal rank factor analysis, MRFA) [38] с косоугольным вращением на основе кластеров (claster rotation) [39]. В результате факторизации было выделено 3 фактора, составивших 3 шкалы методики. В фактор 1 - шкалу «Эмоциональная фиксация на событиях» - вошли пункты 4, 5, 7, 11, 12, 16, 17, 19, 23, 24 и 25. Показатели шкалы демонстрируют эмоциональное отношение к времени, приверженность к иллюзорному восприятию времени. Высокие показатели указывают на то, что человек много зацикливается на прошлых событиях, часто рефлексирует, сравнивая настоящее с более эмоционально насыщенными прошлыми событиями, будущее воспринимает как неопределенное. При этом часто мечтает, воображает свою жизнь и цели, но не предпринимает реальных действий. Фактор 2 - шкалу «Рационализация периодов времени жизнеосу-ществления» - составили пункты 1, 2, 3, 6, 8, 10, 15, 18, 21, 22, 26, 27 и 29. Показатели шкалы демонстрируют осмысленность времени. Человек, переживая настоящее, старается распределить временные ресурсы, подстраивая их под цели и задачи. Сюда относятся структурирование планов, оценка эффективности деятельности, учет опыта, реалистичное восприятие времени. В фактор 3 - шкалу «Сбалансированность модальных оценок» - были включены пункты 1, 7, 9, 10, 13, 14, 20, 24 и 28. Показатели этой шкалы свидетельствуют о целостности восприятия настоящего времени. Настоящее время может восприниматься человеком как более или менее аутентичное. Косвенным признаком аутентичности переживания настоящего времени является сбалансированность модальных оценок. Проверка надежности шкал опросника осуществлялась с помощью расчета коэффициента альфа Кронбаха для каждой шкалы. Полученные результаты представлены в табл. 1. Таблица 1 Значения альфа Кронбаха для каждой шкалы опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления» Шкала Альфа Кронбаха Количество пунктов Эмоциональная фиксация на событиях 0,814 11 Рационализация периодов времени жизнеосуществления 0,766 13 Сбалансированность модальных оценок 0,713 9 Для оценки влияния каждого пункта опросника на общий коэффициент надежности шкалы были рассчитаны коэффициенты альфа Кронбаха для всех пунктов опросника. Полученные результаты приведены в табл. 2-4. Таблица 2 Значения альфа Кронбаха при удалении пунктов для шкалы «Эмоциональная фиксация на событиях» Пункты опросника McDonald's го Cronbach's а Item-rest correlation 4 0,802 0,803 0,434 5 0,806 0,805 0,406 7 0,815 0,811 0,351 11 0,798 0,791 0,562 12 0,796 0,795 0,514 Окончание табл. 2 Пункты опросника McDonald's го Cronbach's а Item-rest correlation 16 0,801 0,799 0.475 17 0,818 0,818 0,235 19 0.801 0,799 0,470 23 0,784 0,779 0,702 24 0,782 0,786 0,590 25 0,794 0,795 0,514 Таблица 3 Значения альфа Кронбаха при удалении пунктов для шкалы «Рационализация периодов времени жизнеосуществления» Пункты опросника McDonald's го Cronbach's а Item-rest correlation 1 0,762 0,749 0,417 2 0,764 0,753 0,377 3 0,769 0,752 0,381 6 0,753 0,741 0,488 8 0,759 0,747 0,431 10 0,804 0,797 -0,172 15 0,776 0,764 0,239 18 0,740 0,734 0,605 21 0,747 0,735 0,552 22 0,774 0,759 0,347 26 0,735 0,726 0,639 27 0,776 0,761 0,281 29 0,748 0,734 0,537 Таблица 4 Значения альфа Кронбаха при удалении пунктов для шкалы «Сбалансированность модальных оценок» Пункты опросника McDonald's го Cronbach's а Item-rest correlation 1 0,701 0,685 0,416 7 0,772 0,766 -0,005 9 0,705 0,690 0,377 10 0,697 0,680 0,443 13 0,691 0,675 0,481 14 0,720 0,695 0,351 20 0,670 0,660 0,520 24 0,679 0,676 0,445 28 0,662 0,648 0,603 Полученные результаты свидетельствуют как о достаточной надежности всех трех шкал опросника «Темпоральные модальности жизнеосу-ществления», так и о достаточной надежности всех пунктов, вошедших в состав каждой шкалы. Далее осуществлялась проверка внутренней согласованности опросника. Критерий внутренней согласованности опросника в целом определялся исследованием корреляционных связей между результатами каждого из субтестов (шкал опросника). Полученные результаты представлены в табл. 5. Таблица 5 Интеркорреляции шкал опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления» Шкала Статистики Эмоциональная фиксация на событиях Рационализация периодов времени жизнеосу-ществления Сбалансированность модальных оценок Эмоциональная фиксация на событиях Корреляция Пирсона - -0,359** -0,375** Знч. (2-сторон) 0,001 0,000 Рационализация периодов времени жизнеосуществ-ления Корреляция Пирсона -0,359** - 0,493** Знч. (2-сторон) 0,001 0,000 Сбалансированность модальных оценок Корреляция Пирсона -0,375** 0,493** - Знч. (2-сторон) 0,000 0,000 Примечание. ** - корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.). Корреляционные связи между каждой парой шкал опросника статистически значимы на уровне р < 0,001. Отрицательные корреляционные связи эмоционального компонента с рациональным и оценочным компонентами времени логично объясняют разную направленность данных структурных компонентов темпоральности. Полученные результаты свидетельствуют о хорошей внутренней согласованности опросника. Проверка валидности методики Следующим этапом стала проверка конструктной валидности опросника. В качестве валидной методики, измеряющей схожие психологические конструкты, был выбран опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI), который направлен на диагностику системы отношений человека к временному континууму. Конструктная валидность проверялась непосредственно путем сопоставления результатов тестирования по опроснику «Темпоральные модальности жизнеосуществления» с результатами тестирования по опроснику Зимбардо. Для этого респондентам одновременно предлагалось ответить на вопросы двух методик. Конструктная валидность оценивалась по коэффициентам корреляции между шкалами данных опросников. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 6. Проведенный анализ показал, что показатель шкалы «Эмоциональная фиксация на событиях» опросника «Темпоральные модальности жизне-осуществления» положительно коррелирует на высоком уровне статистической значимости с показателями шкал опросника временной перспективы Зимбардо «Негативное прошлое» (r = 0,481 ; р < 0 ,001), «Гедонистическое настоящее» (r = 0,333; р = 0,003), «Позитивное прошлое» (r = 0,369; р = 0,001) и «Фаталистическое настоящее» (r = 0,619; р < 0,001). С показателем шкалы опросника Зимбардо «Будущее» отмечается отрицательная корреляци онная связь на уровне статистической тенденции (r = -0,212; р = 0,066). Таблица 6 Результаты корреляционного анализа между шкалами опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления» и опросника временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) Шкалы Статистики Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI) Негативное прошлое Гедонистическое настоящее Буду щее Позитивное прошлое Фаталистическое настоящее «Темпоральные модальности жизнеосуществления» Эмоциональная фиксация на событиях Корреляция Пирсона 0,481** 0,333** -0,212 0,369** 0,619** Знч. (2-сторон) 0,000 0,003 0,066 0,001 0,000 Рационализация периодов времени жизнеосу-ществления Корреляция Пирсона -0,272* -0,043 0,611** 0,069 -0,268* Знч. (2-сторон) 0,018 0,710 0,000 0,555 0,019 Сбалансированность модальных оценок Корреляция Пирсона -0,413** 0,172 0,298** 0,205 -0,082 Знч. (2-сторон) 0,000 0,134 0,009 0,076 0,479 Примечания. ** - корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.); * - корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон.). Показатель шкалы «Рационализация периодов времени жизнеосуществ-ления» опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления» отрицательно коррелирует с показателями двух шкал опросника временной перспективы Зимбардо - «Негативное прошлое» (r = -0,272; р = 0,018) и «Фаталистическое настоящее» (r = -0,268; р = 0,019), и положительно коррелирует на высоком уровне статистической значимости с показателем шкалы «Будущее» (r = 0,611; р < 0,001). Показатель шкалы «Сбалансированность модальных оценок» опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления» отрицательно коррелирует на высоком уровне статистической значимости с показателем шкалы опросника Зимбардо «Негативное прошлое» (r = -0,413; р < 0,001) и положительно на высоком уровне статистической значимости с показателем шкалы «Будущее» (r = 0,298; р = 0,009). Результаты проверки конструктной валидности опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления» свидетельствуют о согласованности изменений показателей шкал предлагаемого опросника и схожих психологических конструктов, измеряемых валидным психодиагностическим инструментом - опросником временной перспективы Ф. Зимбардо. Таким образом, полученные данные подтверждают обоснованность применения опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления» для исследования системы отношений человека ко времени, свидетельствуют о валидности разработанной методики. Стандартизация методики Стандартизация разработанной методики, расчет статистической нормы по шкалам опросника осуществлялись на однородной выборке студентов-первокурсников (n = 145). Результаты первичного анализа данных, включающего расчет описательных статистик и параметров распределения показателей, измеряемых шкалами методики, представлены в табл. 7. Таблица 7 Суммарные показатели по шкалам опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления» Шкалы Среднее Стандартное отклонение Асимметрия Стд. ошибка асимметрии Эксцесс Стд. ошибка эксцесса Минимум Максимум Процентили Критерий Колмагорова- Смирнова 25 50 75 Z Р Эмоцио нальная фиксация на событиях 0,67 7,314 0,312 0,260 -0,188 0,514 -15 18 -5,00 0,00 6,00 0,590 0,877 Рационализация периодов времени жизне-осуществления 3,98 6,743 -0,161 0,258 0,636 0,511 -16 20 0,00 4,00 8,00 0,968 0,306 Сбалансированность модальных оценок 1,94 5,086 -0,253 0,258 0,312 0,511 -12 16 -1,00 2,00 5,00 0,768 0,596 Показатели параметров распределения оценок по шкалам и результаты применения критерия согласия распределений свидетельствуют о том, что распределения оценок по всем трем шкалам не отличаются от нормального распределения. Поэтому отличия в оценках признаков, измеряемых шкалами методики, можно измерять в долях стандартного отклонения (о). Для нормального распределения признака принято считать, что в интервал значений от М = -(2/3)о до М = +(2/3)о попадает 50% популяции, что и составляет «норму» по данному признаку, при этом на полюсах (низкие и высокие значения признака) остается по 25% случаев. Данный подход можно использовать при определении нормативных показателей теста. В ходе проведенного сравнительного анализа средних оценок по шкалам методики в подвыборках юношей и девушек, бакалавров, специалистов и магистрантов статистически достоверных различий установлено не было (р > 0,05). Поэтому нормативные показатели по шкалам опросника рассчитывались общими для данной выборки респондентов. Таблица 8 Нормативные показатели шкал опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления» Шкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Эмоциональная фиксация на событиях менее -4,2 баллов от -4,2 до 5,5 баллов более 5,5 баллов Рационализация периодов времени жизнеосу-ществления менее -0,5 баллов от -0,5 до 8,5 баллов более 8,5 баллов Сбалансированность модальных оценок менее -1,5 баллов от -1,5 до 5,3 баллов более 5,3 баллов В соответствии с параметрами распределения были рассчитаны крайние границы нормы, характерные для исследуемой выборки в целом (табл. 8). Обсуждение результатов и выводы Данное исследование было вызвано потребностью в разработке методики для оценки и описания индивидуальных темпоральных характеристик личности. Результаты проведенных процедур психометрической проверки методики свидетельствуют о надежности и валидности опросника «Темпоральные модальности жизнеосуществления». Кроме того, анализ параметров распределения показателей каждой из трех шкал опросника и отсутствие статистически значимых различий в выраженности компонентов темпоральной модальности у юношей и девушек, а также у студентов, получающих первое высшее образование (бакалавриат и специалитет), и студентов второго уровня образования (магистрантов) позволяют сделать вывод об устойчивости и схожести выделенных темпоральных особенностей, их независимости от гендерных различий, возраста и уровня образования. Мы полагаем, что выявленные тенденции будут характерны и для современной молодежи в целом, однако данное предположение требует дополнительной проверки. Кроме того, следует учесть и тот факт, что статистические границы нормы рассчитывались на однородной выборке, поэтому для получения нормативных показателей по шкалам методики, характерных для генеральной совокупности, для получения более точной оценки характеристик измерительного потенциала опросника необходимо проведение дополнительного исследования на более представительной выборке. В целом проведенное исследование показало верифицируемость предлагаемой диагностической методики, которая может удовлетворить исследовательскую потребность в инструменте, пригодном для анализа темпоральных характеристик человека.
Ключевые слова
восприятие времени,
темпоральность,
жизнеосуществление,
модальность,
пространственно-временная модель,
самоэффективность,
валидность,
психометрияАвторы
Бредун Екатерина Валерьевна | Томский государственный университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии | bredun.88@mail.ru |
Щеглова Элеонора Анатольевна | Томский государственный университет | кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и педагогической психологии | sea1506@mail.ru |
Смешко Евгения Валерьевна | Томский государственный университет | лаборант лаборатории экспериментальной психологии | eva.smeshko@mail.ru |
Шмер Тамара Анатольевна | Томский государственный университет | лаборант лаборатории экспериментальной психологии | shmer.tamara@mail.ru |
Всего: 4
Ссылки
Клочко В.Е., Галажинский Э.В., Краснорядцева О.М., Лукьянов О.В. Системная антропологическая психология: понятийный аппарат // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 9-20.
Лукьянов О.В. Фактор времени в системе психологических интерпретаций // Психо логия. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 2. С. 46-63.
Ogden R.S., Simmons F.R., Wearden J.H. Verbal estimation of the magnitude of time, number, and length // Psychological Research. 2021. № 85. P. 3048-3060. DOI: 10.1007/s00426-020-01456-4
Fath A.J., Lind M., Bingham G.P. Perception of time to contact of slow- and fast-moving objects using monocular and binocular motion information // Atten Percept Psychophys. 2018. № 80. P. 1584-1590. DOI: 10.3758/s13414-018-1517-8
Baures R., Balestra M., Rosito M. et al. The detrimental influence of attention on time-tocontact perception // Atten Percept Psychophys. 2018. № 80. P. 1591-1598. DOI: 10.3758/s13414-018-1523-x
Евстафеева Е.А., Забелина Е.В., Честюнина Ю.В. Хронотоп молодежи в эпоху глоба лизации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 3 (24). C. 281-285.
Савина О.О. Временные характеристики идентичности взрослого человека // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 4. C. 38-42. DOI: 10.24158/spp.2017.4.8
Белов В.В., Криулина А.В. Субъективная оценка качества жизни пожилых людей с разными личностными особенностями // Вестник Ленинградского государственного университета. 2020. № 2. С. 275-293.
Eisenberg M.L., Zacks M., Flores S. Dynamic prediction during perception of everyday events // Cogn. Research. 2018. № 3. Art. 53. DOI: 10.1186/s41235-018-0146-z
Баранова А.В., Яковлева Н.В. Возможные Я и особенности саморегуляции в контексте субъективного восприятия времени // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №. 3. С. 327-337.
Ермолова Е.О. Феноменология временной перспективы и психологических границ личности // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, №. 3. С. 40-44.
Желдоченко Л.Д., Мукаева А.Ш. Взаимосвязь профессиональных представлений и временной перспективы у педагогов разного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 6 (172). С. 198-204.
Неяскина Ю.Ю., Мирясов П.А. Особенности построения субъективной картины жизненного пути при различных пространственно-временных характеристиках условий профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3 (75). С. 102-112.
van Elk M., Rotteveel M. Experimentally induced awe does not affect implicit and explicit time perception // Atten Percept Psychophys. 2020. № 82. P. 926-937. DOI: 10.3758/s13414-019-01924-z
Захарова А.Ю., Трусова А.В. Временная перспектива личности при аффективных расстройствах: обзор научных исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 3. C. 435-450. DOI: 10.22363/2313-1683-2019-16-3-435-450
Акимова А.Р. Индивидуально-типологические особенности стрессоустойчивости личности // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. Т. 8, № 5. C. 6-20. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-5-6-20
Cole S.N., Tubbs P.M.C. Predictors of obsessive-compulsive symptomology: mind wandering about the past and future // Psychological Research. 2021. P. 1-17. DOI: 10.1007/s00426-021-01585-4
Квасова О.Г. Формы трансформации временной перспективы в экстремальной ситуации // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 1 (45). C. 220-227. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-25 UDC 159.923
Шалина О.С. Особенности восприятия времени в условиях длительной изоляции: проблемы и ресурсы // Коллекция гуманитарных исследований. 2020. № 4 (25). С. 14-19. DOI: 10.21626/j-chr/2020-4(25)/2
Макуха С.В., Пошатылюк В.А. Особенности восприятия времени и уровня притязаний у женщин с избыточным весом // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 4-2 (58). С. 161-163. DOI: 10.23670/IRJ.2017.58.153
Кравцова Я.В., Дубовицкая Т.Д., Абдуллин А.Г. Психологическое время и самоэффективность личности // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 3. С. 17-23. DOI: 10.14529/jpps200302
Горелова Г.Г., Жаркова С.В., Мануйлов Г.В. Актуальные направления в исследовании прокрастинации в современных социальных условиях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 4 (194). С. 479-485.
Фоминых Е.С. Темпоральные основы развития и психического здоровья личности в зарубежных концепциях // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (50). С. 210-216.
Шаранов Ю.А., Устюжанин В.Н. Темпоральная модель становления профессионального самосознания субъекта правоохранительной деятельности в образовательном дискурсе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 (81). С. 205-218.
Попов В.В. Психологическое время в контексте интерпретации «Включающего» общества: феноменологический аспект // Социология. 2020. № 2. С. 376-380.
Фоминых Е.С. Темпоральные детерминанты виктимности личности // Виктимоло-гия. 2020. № 2 (24). С. 3-18.
Канавина С.С. Исследование временной перспективы современной молодежи // Психология в экономике и управлении. 2017. Т. 9, № 2. С. 74-81. DOI 10.17150/2225-7845.2017.9(2).74-81
Веденеева Е.В., Забелина Е.В. Модель психологического времени личности, включенной в процесс глобализации (на материале исследования студентов) // Научнопедагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 5 (27). С. 166-177. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-166-177
Карелин А.А. Структура психологического времени и особенности временной перспективы успешных сотрудников организации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, №. 4-1. С. 64-68.
Попова О.Н. Проблема сбалансированности временной перспективы личности // Сибирский психологический журнал. 2017. № 66. С. 18-31. DOI: 10.17223/17267080/66/2
Забелина Е.В. Структура психологического времени личности, включенной в процесс глобализации: на материале Японии и России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2020. № 4. С. 199-215. DOI: 10.35231/18186653_2020_4_199
Spreng R.N., Levine B. The temporal distribution of past and future autobiographical events across the lifespan / Memory & Cognition. 2006. № 34. P. 1644-1651. DOI: 10.3758/BF03195927
Тарасова Л.Е. Взаимосвязь самоотношения с трансспективой личности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 2. С. 1-8.
Кирилов К.Н., Василева М.А. Адаптация опросника временной перспективы личности с включенной шкалой «Трансцендентное будущее» // Балканско научно обозрение. 2020. Т. 4, № 1 (7). С. 43-48. DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0401.0011
Трушина И.А., Честюнина Ю.В., Забелина Е.В., Телицына А.Ю. Адаптация методики «Шкала аттитюдов ко времени» Ж. Нютенна для диагностики отношения ко времени у японских студентов // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. 2021. № 1. С. 107-116. DOI: 10.18384/2310-7235-2021-1-107-116
Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: a valid, reliable individualdifference metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. № 77 (6.). Р. 1271-1288.
Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. № 3 (29). С. 101-109.
Shapiro A., ten Berge J.M.F. Statistical inference of minimum rank factor analysis // Psychometrika. 2002. № 67. P. 79-94. DOI: 10.1007/BF02294710
Yamamoto M., Jennrich R.I. A cluster-based factor rotation // British Journal of Mathematical and Statistical Psychology. 2013. Vol. 66 (3). P. 488-502. DOI: 10.1111/bmsp.12007