Особенности личностной тревожности у младших школьников из России, Индии и Казахстана: кросс-культурный аспект | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/6

Особенности личностной тревожности у младших школьников из России, Индии и Казахстана: кросс-культурный аспект

Международные психолого-педагогические исследования и их метаанализы констатируют рост показателей повышенной тревожности у современных учащихся начальных классов, что делает актуальным разностороннее рассмотрение данной проблемы, в том числе в крайне мало изученном кросс-культурном аспекте. Цель статьи - кросс-культурный анализ особенностей личностной тревожности у десятилетних младших школьников из городских общеобразовательных школ России, Индии и Казахстана. Всего в исследовании приняли участие 900 детей, по 300 младших школьников из каждой страны с равномерным гендерным распределением. В качестве диагностического инструментария применялась «Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан (форма «А» для школьников 10-12 лет). В результате исследования установлены универсальные и культурно-специфические особенности личностной тревожности у младших школьников из России, Индии и Казахстана. На основе факторного анализа констатировано, что во всех трех детских выборках наибольший вес имеют показатели межличностной и самооценочной тревожности, вес школьной тревожности менее выражен, что можно объяснить определяющим влиянием фактора возраста на профиль личностной тревожности десятилетних младших школьников из разных стран. Выявлены статистически значимые кросс-культурные различия в средних показателях всех видов личностной тревожности (школьной, самооценочной, межличностной, магической, общей) у младших школьников из трех стран по Н-критерию Краскела-Уоллиса. Наименьшие значения тревожности, кроме самооценочной, характерны для десятилетних обучающихся из Казахстана, при этом все средние показатели тревожности у данных школьников сосредоточена: в диапазоне нормального уровня. Средние показатели тревожности российских детей также относятся к нормальному уровню. Наибольшие значения по всем видам тревожности, относящиеся к «несколько повышенному» уровню, продемонстрировали младшие школьники из Индии. Идентичные кросс-культурных различия были зафиксированы отдельно на выборках мальчиков и девочек. В группе индийских детей также были выявлены статистически значимые гендерные различия по всем видам тревожности, кроме межличностной. Кроме того, констатированы кросс-культурные раз- Н.В. Иванова, О.В. Суворова, И. Шадрина и др. личия в выборе детьми из разных стран тех ситуаций, которые вызывают наибольшее волнение по всем шкалам тревожности. Полученные результаты могут быть полезны для практики психолого-педагогического сопровождения детей.

Ключевые слова

тревожность, личностная тревожность, младший школьник, кросс-культурный анализ, Россия, Индия, Казахстан, культурно-специфические особенности

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Иванова Наталья ВалентиновнаНижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Мининадоктор психологических наук, доцент, профессор кафедры возрастной и педагогической психологииivanova30nv@yandex.ru
Суворова Ольга ВениаминовнаНижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университетдоктор психологических наук, профессор, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии; профессор кафедры педагогики и психологииolgavenn@yandex.ru
Шадрина Ирина АлександровнаНижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Мининапреподаватель кафедры общей и социальной педагогикиrusakova.ir2019@yandex.ru
Сран Сарабджит КаурЖенский колледж Мата Сундри (Делийский университет)доктор философии, профессор факультета психологииsarabjeetkaur@ms.du.ac.in
Акпаева Асель БакировнаКазахский национальный педагогический университет им. Абаякандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры начального образованияakpayeva@mail.ru
Всего: 5

Ссылки

Агишева, А. А. (2023). Конструктивный потенциал тревожности и подхода: к его пониманию. Российский психологический журнал, 20(4), 42-62. doi: 10.21702/rpj.2023.4.3.
Амбалова, С. А. (2016). Проблема: и механизма: проявления тревожности учащихся младших классов. Балтийский гуманитарный журнал, 5(3), 86-89.
Бутабаева, Л. А., Длимбетова, Г. К., Исмагулова, С. К. (2023). Анализ эргономической доступности образовательного пространства в городских и сельских школах Казахстана. Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. Сер. Педагогика. Психология. Социология, 1(142), 46-54. doi: 10.32523/2616-6895-2023-142-1-46-54.
Дас, П. (2019). Неравенство возможностей в сфере образования в Индии: оценка индекса возможностей для человека по данным опросов. Вопросы образования, 4, 116132. doi: 10.17323/1814-9545-2019-4-116-132.
Донскова, Е. С. (2022). Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста. Психология человека в образовании, 4(1), 41-52. doi: 10.33910/2686-9527-2022-4-1-41-52.
Егоренко, Т. А., Лобанова, А. В., Радчикова, Н. П. (2023). Диагностика трудностей в обучении в области социальной адаптации у младших школьников. Психологическая наука и образование, 28(5), 154-167. doi: 10.17759/pse.2023280512.
Имангалиева, Ш. Д., Бекжанова, Б. Ж., Ахметова, А. С. (2020). Бастауыш мектеп одушыларыныц сeздiк-логикалык ойлауы мен Yрейленуiн зерттеу мэселес [Проблемы изучения словесно-логического мышления и тревожности младших школьников]. Вестник КазНПУ им. Абая. Сер. Педагогические науки, 3(67), 144-151. doi: 10.51889/2020-3.1728-5496.19.
Казакова, Е. В., Соколова, Л. В. (2021). Сравнительный анализ эмоционального здоровья первоклассников при разных стилях семейного воспитания. Российский психологический журнал, 18(4), 18-29. doi: 10.21702/rpj.2021.4.2.
Карабанова, О. А. (2017). Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект. Современная зарубежная психология, 6(2), 15-26. doi: 10.17759/jmfp.2017060202.
Лебедева, Е. И. (2020). Современные предикторы школьной тревожности младших школьников. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2, 347-359.
Микляева, А. В., Румянцева, П. В. (2004). Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь.
Прихожан, А. М. (2000). Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000.
Руденко, M., Родич, M., Купер, E., Колиенко, T. В., Шарафиева, K. Р., Гынку, E. И., Ковас, Ю. В. (2013). Математическая тревожность, пространственные способности и математическая успешность: кросс-культурное исследование детей младшего 124 Особенности личностной тревожности у младшие школьников школьного возраста в России и Великобритании. Теоретическая и экспериментальная психология, 4, 18-25.
Рудомазина, В. М. (2016). Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста. Психологическая наука и образование, 5(1), 76-85. doi: 10.17759/psyedu.2016080107.
Рязанцева, М. А., Мартышов, А. В. (2018). Выявление уровня тревожности у младших школьников столичного мегаполиса. Мир науки, культуры, образования, 1(68), 329-330.
Серебрякова, Т. А., Краева, И. В. (2024). Культура общения в системе «родитель-ребенок» как условие снижения тревожности у младших школьников. Вестник практической психологии образования, 21(4), 85-92. doi: 10.17759/bppe.2024210408.
Тихомирова, Т. Н., Малых, С. Б. (2023). Половые различия в успешности школьного обучения математике и русскому языку: кросскультурное исследование. Сибирский психологический журнал, 87, 104-123. doi: 10.17223/17267080/87/6.
Чернышова, Е. Л., Иванов, Д. В. (2016). Особенности личностной самооценки и тревожности младших школьников цыганского и русского этносов. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 5(4), 346-349.
Шерайзина, Р. М. Ефлова З. Б. (2021). Сельская школа современной России и зарубежья. Непрерывное образование:XXIвек, 1(33). doi: 10.15393/J5.art.2021.6685.
Aydin, U. (2019). Test anxiety: Gender differences in elementary school students. European Journal of Educational Research, S(1), 21-30. doi: 10.12973/eu-jer.8.1.21.
Bartosh, O. P, Bartosh, T. P, & Mychko, M. V. (2021) Features of anxiety and attention in elementary school students of the Russian North.Russian Open Medical Journal, 10(3). doi: 10.15275/rusomj.2021.0314.
Bieg, M., Goetz, T., & Lipnevich, A. A. (2014) What Students Think They Feel Differs from What They Really Feel - Academic Self-Concept Moderates the Discrepancy between Students’ Trait and State Emotional Self-Reports. PLoS ONE, 9(3). doi: 10.1371/journal.pone.0092563.
Bodas, J., OUendick, T. H., & Sovani, A. V. (2008). Test anxiety in Indian children: A cross-cultural perspective. Anxiety, Stress, & Coping, 21(4), 387-404. doi: 10.1080/10615800701849902.
Carey, E., Devine, A., Hill, F., & Szucs, D. (2017) Differentiating anxiety forms and their role in academic performance from primary to secondary school. PLoS ONE, 12(3). doi: 10.1371/journal.pone.0174418.
Deb, S., Chatterjee, P., & Walsh, K. (2010) Anxiety among high school students in India: Comparisons across gender, school type, social strata and perceptions of quality time with parents. Australian Journal of Educational and Developmental Psychology, 10, 18-31.
Du, Y. Z., Kao, T. F., Fang, B. J., Shen, Y. C., & Cai, Q. Y. (2023, July). Study on the Situation, Prevention and Strategy of Learning Anxiety in Primary School Students. Proceedings of the 2023 2nd International Conference on Educational Innovation and Multimedia Technology (EIMT 2023), 1076-1082. doi: 10.2991/978-94-6463-192-0_140.
Essau, C. A., Anastassiou-Hadjicharalambous, X., Demetriou, C., & Pourseied, K. (2012). Cultural Factors and Anxiety in Children and Adolescents: Implications for Treatment. In C. A. Essau, & T. H. Ollendick (Eds), The Wiley-Blackwell Handbook of The Treatment of Childhood and Adolescent Anxiety (pp. 157-175). New York: John Wiley and Sons.
Fu, J. N., Yu, W. B., Li, S. Q., & Sun, W. Z. (2024). A bibliometric analysis of anxiety and depression among primary school students. Frontiers in Psychiatry, 15. doi: 10.3389/fpsyt.2024.1431215.
Hanie, E. H., & Stanard, R. P. (2009) Students with Anxiety: The Role of the Professional School Counselor. Georgia School Counselors Association Journal, 16(1), 49-55.
Headley, C., & Campbell, М. (2011). Teachers’ Recognition and Referral of Anxiety Disorders in Primary School Children. Australian Journal of Educational & Developmental Psychology, 11, 78-90.
Hill, F., Mammarella, I. C., Devine, A., Caviola, S., Passolunghi, M. C., & Szucs, D. (2016). Maths anxiety in primary and secondary school students: Gender differences, developmental changes and anxiety specificity. Learning and Individual Differences, 48, 45-53. doi: 10.1016/j.lindif.2016.02.006.
Hinchliffe, K., & Campbell, M. (2016). Tipping Points: Teachers’ Reported Reasons for Referring Primary School Children for Excessive Anxiety. Journal of Psychologists and Counsellors in Schools, 26(1), 84-99. DOI: 10.1017 / jgc.2015.24.
Hofstede, G. (2011). Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture, 2(1). doi: 10.9707/2307-0919.1014.
Ivanova, N., & Sorokina, T. (2020). Educational environment approach to preventing the growth of school students anxiety in the transition from primary to secondary school. Elementary Education Online, 19(1). 333-342. doi: 10.17051/ilkonline.2020.661841.
Maloney, E. A., Ramirez, G., Gunderson, E. A., Levine, S. C., & Beilock, S. L. (2015).Intergenerational Effects of Parents' Math Anxiety on Children's Math Achievement and Anxiety. Psychological Science, 26(9). doi: 10.1177/0956797615592630.
Manley, H., Tu, E.-N., Reardon, T., & Creswell, C. (2023). The relationship between teachers' day-to-day classroom management practices and anxiety in primary school children: A systematic review. Review of Education, 11. doi: 10.1002/rev3.3385.
Putwain, D. W., Stockinger, K., Embse, N., Suldo, S., & Daumiller, M. (2021). Test anxiety, anxiety disorders, and school-related wellbeing: Manifestations of the same or different constructs? Journal of School Psychology, 88(2), 47-67. doi: 10.1016/j.jsp.2021.08.001.
Rathod, R., & Chauhan, D. (2023). Academic Anxiety among Primary School Students. Journal of General Education and Humanities, 2(3). 177-186. doi: 10.58421/gehu.v2i3.91.
Sherayzina, R. M. & Eflova, Z. B. (2021). Sel'skaya shkola sovremennoy Rossii i zarubezh'ya [Rural School in Modern Russia and Abroad]. Nepreryvnoe obrazovanie:XXIvek, 1(33). doi: 10.15393/j5.art.2021.6685.
 Особенности личностной тревожности у младших школьников из России, Индии и Казахстана: кросс-культурный аспект | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/6

Особенности личностной тревожности у младших школьников из России, Индии и Казахстана: кросс-культурный аспект | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/6