Роль ценностных ориентаций и базисных убеждений в выборе студентами позиций взаимодействия | Сибирский психологический журнал. 2025. № 95. DOI: 10.17223/17267080/95/2

Роль ценностных ориентаций и базисных убеждений в выборе студентами позиций взаимодействия

Актуальность проблемы обусловлена значимостью изучения факторов, которые оказывают влияние на выбор людьми, в данном случае студентами, позиций взаимодействия и стратегий поведения. Цель исследования состояла в выявлении роли ценностных ориентаций и базисных убеждений в выборе студентами позиций взаимодействия: принуждения, манипулирования, ненасилия и невмешательства. Исследование проводилось на контингенте студенческой молодежи ряда вузов городов Российской Федерации: Москвы, Иванова и Череповца, в нем приняли участие 425 студентов в возрасте от 17 до 25 лет, средний возраст 19 лет (SD = 1,25), из них 129 мужчин (30,35%), 296 женщин (69,65%). В качестве диагностического инструментария использовались: авторский опросник на выявление позиций взаимодействия студентов; опросник PVQ Ш. Шварца в адаптации Н.М. Лебедевой; опросник базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман в адаптации М.А. Падун, А.В. Котельниковой. На основе корреляционного и регрессионного анализа было установлено, что предикторами выбора студентами позиций принуждения выступают высокий уровень ценности власти в сочетании с низким уровнем ценностей безопасности, доброжелательности и универсализма. Если к этому добавляются убеждения в ценности «Я», своей удачливости и восприятие мира как несправедливо устроенного, то студенты будут отдавать приоритет позиции манипулирования. В том случае, если студенты убеждены в справедливости мира и у них доминируют ценности доброжелательности и универсализма, они будут выбирать позицию ненасилия. Боязнь изменений в сочетании с высоким уровнем ценности конформизма и недоброжелательности к людям, независимо от выраженности базисных убеждений, будут способствовать выбору позиции невмешательства. Новизна исследования состоит в том, что в нем выявлено совместное влияние ценностных ориентаций и базисных убеждений студентов на выбор позиций взаимодействия. Ценностные ориентации оказывают влияние на выбор всех четырех типов позиций, а базисные убеждения - на выбор позиций манипулирования и невмешательства. В итоге делается вывод о значимости формирования позитивных ценностных ориентаций студентов, особенно ценностей, связанных с проявлениями доброжелательности к людям и универсализма, а также убеждения в том, что мир должен быть построен по законам справедливости. Роль ценностных ориентаций и базисных убеждений Это будет выступать психологическим условием развития у студентов способности к ненасильственному взаимодействию.

Ключевые слова

принуждение, манипулирование, ненасилие, невмешательство, ценностные ориентации, базисные убеждения, студенты

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Маралов Владимир ГеоргиевичЧереповецкий государственный университетдоктор психологических наук, профессор кафедры психологииvgmaralov@yandex.ru
Ситаров Вячеслав АлексеевичМосковский городской педагогический университетдоктор педагогических наук, профессор департамента педагогикиsitarov@mail.ru
Романюк Лариса ВалерьевнаМосковский городской педагогический университетдоктор педагогических наук, профессор департамента педагогикиlora1408@mail.ru
Кудака Марина АлександровнаЧереповецкий государственный университеткандидат психологических наук, директор института педагогики и психологииkydakam@mail.ru
Корягина Ирина ИвановнаИвановский государственный медицинский университеткандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогикиkoryaginairina@mail.ru
Всего: 5

Ссылки

Гриценко, В. В., Резник, А. Д., Константинов, В. В., Маринова, Т. Ю., Хоменко, Н. В., Израйловиц, Р. (2020). Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности. В кн.: Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. Т. 1 (с. 175-195). М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ.
Карпушина, Л. В., Капцов, А. В. (2009). Психология ценностей российской молодежи. Самара: Изд-во СНЦ РАН.
Большой толковый словарь русского языка / Кузнецов, С. А. (сост., гл. ред.) (2000).. СПб.: Норинт.
Лебедева, Н. М. (2023). Этнопсихология. М.: Юрайт.
Макаренко, О. В., Богомаз, С. А. (2005). Личностные особенности студентов-психологов, склонных к манипулированию // Вестник Томского государственного университета, 286, 105-109.
Маралов, В. Г., Кудака, М. А., Смирнова, О. В., Ситаров, В.А., Корягина, И. И., Романюк, Л. В. (2022). Взаимосвязь нейропсихологических и личностных факторов с выбором студентами социономической сферы стратегий принуждения или ненасилия. Интеграция образования, 26(2), 247-265. 10.15507/1991-9468.107.026.202202. 247-265.
Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2018). Разработка диагностического опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов-будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения. Знание. Понимание. Умение, 1, 167-177.
Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (2021). Влияние иррациональных убеждений и чувствительности к человеку на склонность студентов-будущих психологов к принуждению или ненасилию. Сибирский психологический журнал, 81, 143-165.
Падун, М. А., Котельникова, А. В. (2012). Психическая травма и картина мира: теория, эмпирия, практика. М.: Ин-т психологии РАН.
Скрипкина, Т. П. (2022). Социальные представления о легитимизации агрессии у военнослужащих с разным профессиональным статусом. Прикладная юридическая психология, 1(58), 6-18.
Султанова, А. Н., Чут, У. Ю., Бусыгина, Г. А., Сажина, Д. А., Митенко, А. А., Карпотенко, Я. Е. (2020). Особенности агрессивного поведения у лиц, легитимизующих агрессию. Reflexio, 3(2), 79-92.
Филенко, И. А., Богомаз, С. А., Галажинский, Э. В., Буравлёва, Н. А., Левицкая, Т. Е., Халимова, А. А. (2023). Особенности психологического здоровья студенческой молодежи с позиции развития личностных ресурсов: базисных убеждений, жизнестойкости, регуляторно-личностных характеристик. Сибирский психологический журнал, 88, 38-63.
Шостром, Э. (1992). Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск; М.: Полифакт.
Anwar, F., Fry, D. P., & Grigaitytė, I. (2018). Aggression prevention and reduction in diverse cultures and contexts. Current Opinion in Psychology, 19, 49-54.
Benish-Weisman, M. (2015). The interplay between values and aggression in adolescence: A longitudinal study. Developmental Psychology, 51(5), 677-687.
Benish-Weisman, M., Daniel, E., Sneddon, J., & Lee, J. (2019). The relations between values and prosocial behavior among children: The moderating role of age. Personality and Individual Differences, 141, 241-247.
Bilsky, W., & Hermann, D. (2016). Individual values and delinquency: On considering universals in the content and structure of values. Psychology, Crime & Law, 22(10), 921-944.
Caprara, G. V., & Steca, P. (2007). Prosocial agency: The contribution of values and self-efficacy beliefs to prosocial behavior across ages. Journal of Social and Clinical Psychology, 26(2), 218-239.
Cole, M., Stanton, B., Deveaux, L., Harris, C., Lunn, S., Cottrell, L., et al. (2007). Latent class analysis of risk behaviors among Bahamian young adolescents: relationship between values prioritization and latent class. Social Behavior and Personality: An International Journal, 35(8), 1061-1076.
Coleman, J. N., Smith, P. N., Mehari, K. R., & Farrell, A. D. (2024). Relations between perceptions of parental messages supporting fighting and nonviolence and adolescents' physical aggression: Beliefs as mediators. Aggressive Behavior, 50(2), e22135.
De Caroli, M. E., & Sagone, E. (2014). Belief in a just world, prosocial behavior, and moral disengagement in adolescence. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 116, 596-600.
Fidalgo-Blanco, Á., Sein-Echaluce, M. L., & García Peñalvo, F. J. (2021). An overview of passive students' characteristics. In Ninth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (TEEM'21), (pp. 260-265).
Janoff-Bulman, R. (1989). Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications of the schema construct. Social cognition, 7(2), 113-136.
Janoff-Bulman, R. (2010). Shattered Assumptions. Simon and Schuster.
Mayton II, D. M., Diessner, R., & Granby, C. D. (1996). Nonviolence and human values: Empirical support for theoretical relations. Peace and Conflict, 2(3), 245-253.
McDonald K.L., Benish-Weisman M., O'Brien C.T., & Ungvary S. (2015). The Social Values of Aggressive-Prosocial Youth. Journal of Youth and Adolescence, 44(12), 2245-56.
Nelson, L. L. (2021). Identifying determinants of individual peacefulness: A psychological foundation for peace education. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology, 27(2), 109-119.
Noggle, R. (2022). The Ethics of Manipulation, In E.N. Zalta. (Ed.), The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2022 Edition). Retrieved from https://plato.stanford.edu/archives/sum2022/entries/ethics-manipulation.
Ou, A. Y., Tsui, A. S., Kinicki, A. J., Waldman, D. A., Xiao, Z., & Song, L. J. (2014). Humble chief executive officers' connections to top management team integration and middle managers' responses. Administrative Science Quarterly, 59, 34-72.
Patterson, G. R. (2016). Coercion theory: The study of change. In T. J. Dishion & J. J. Snyder (Eds.), The Oxford Handbook of Coercive Relationship Dynamics (pp. 7-22). Oxford University Press.
Schwartz, S. H. (1994). Are there universal aspects in the structure and contents of human values? Journal of Social Issue, 50(4), 19-45.
Schwartz, S. H. (2010). Basic values: How they motivate and inhibit prosocial behavior. In M. Mikulincer & P. R. Shaver (Eds.), Prosocial motives, emotions, and behavior: The better angels of our nature (pp. 221-241). American Psychological Association.
Schwartz, S. H. (2012). An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values. Online Readings in Psychology and Culture, 2(1).
Seddig, D., & Davidov, E. (2018). Values, Attitudes toward Interpersonal Violence, and Interpersonal Violent Behavior. Frontiers in Psychology, 9, 604.
Wang, X., Ji, W., Xu, Y. & Zhou, X. (2023) Social support, posttraumatic growth, and prosocial behaviors among adolescents following a flood: the mediating roles of belief in a just world and empathy. Current Psychology, 42, 31528-31535 (2023).
 Роль ценностных ориентаций и базисных убеждений в выборе студентами позиций взаимодействия | Сибирский психологический журнал. 2025. № 95. DOI: 10.17223/17267080/95/2

Роль ценностных ориентаций и базисных убеждений в выборе студентами позиций взаимодействия | Сибирский психологический журнал. 2025. № 95. DOI: 10.17223/17267080/95/2