Личностные корреляты цифровых зависимостей школьников
Цель статьи - выявление у русскоязычных школьников возможных взаимосвязей между зависимостью от видеоигр, зависимостью от смартфона, зависимостью от социальных сетей, агрессивностью, тревогой, депрессией, прокрастинацией, продолжительностью ежедневной игры, проблемами со сном. Основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 310 школьников 10-17 лет (средний возраст М = 14,3 года, SD = 1,9). Использованы: опросник АПА зависимости от видеоигр; короткая версия опросника зависимости от смартфона (автор В.П. Шейнов); опросник зависимости от социальных сетей (авторы В.П. Шейнов, А.С. Девицын); короткая версия опросника прокрастинации (авторы В.П. Шейнов, А.С. Девицын), русскоязычная версия Госпитальной шкалы тревоги и депрессии (адаптация М.А. Морозовой и др.). У русскоязычных школьников выявлены положительные взаимосвязи между зависимостью от видеоигр, зависимостью от смартфона, зависимостью от социальных сетей, агрессивностью, тревогой, депрессией, прокрастинацией, продолжительностью ежедневных видеоигр, проблемами со сном. С возрастом у школьников обоего пола увеличиваются показатели зависимости от социальных сетей, зависимости от смартфона, агрессивности, тревожности, депрессии и прокрастинации. У 10-17-летних мальчиков зависимость от видеоигр и продолжительность ежедневных видеоигр выражены значительно сильнее, чем у девочек, причем с возрастом их показатели увеличиваются. У девочек больше, чем у мальчиков, выражены зависимости от соцсетей и смартфона, тревожность и прокрастинация. В большей степени выражена у девочек и агрессия, особенно у школьниц 10-13 лет. Равным образом страдают мальчики и девочки от депрессии и проблем со сном. Полученные результаты имеют теоретическое значение. Они, в частности, показывают, что зависимость от видеоигр, зависимость от смартфона и зависимость от социальных сетей образуют триединый конструкт, который можно определить, как проблемный комплекс цифровых зависимостей, включающий в себя зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр с их положительными взаимосвязями между собой и положительными взаимосвязями с такими проблемными свойствами личности, как агрессивность, тревога, депрессия, прокрастинация, проблемы со сном и продолжительность ежедневных видеоигр.
Ключевые слова
зависимость,
видеоигры,
смартфон,
социальные сети,
агрессия,
тревога,
депрессия,
прокрастинация,
проблемы со сном,
школьникиАвторы
Шейнов Виктор Павлович | Республиканский институт высшей школы | доктор социологических наук, профессор кафедры педагогического мастерства | sheinov1@mail.ru |
Карпиевич Виктор Александрович | Белорусский государственный технологический университет | кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и права | karpievich68@yandex.by |
Всего: 2
Ссылки
Беловол, Е. В. (2011). Разработка опросника для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми. Психологический журнал, 32(6), 49-58.
Видова, О. М. (2016). Психологическое измерение компьютерной игровой зависимости. Ученые записки Российского государственного социального университета, 15(1), 58-66.
Гришина, А. В. (2014). Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 4, 131-141.
Кочетков, Н. В. (2016). Социально-психологические аспекты зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики. Социальная психология и общество, 7(3), 148-163.
Краснова, С. В., Казарян, Н. Р., Тундалева, В. С., Быковская, Е. В., Чапова, О. Е., Носатова, М. О. (2008). Как справиться с компьютерной зависимостью. М.: Эксмо.
Лузько, А. В. (2016). Разработка личностного опросника для студентов "Игровая компьютерная зависимость". Вышэйшая школа, 4, 57-60.
Морозова, М. А., Потанин, С. С., Бениашвили, А. Г., Бурминский Д.С., Лепилкина Т.А., Рупчев Г.Е., Кибитов А.А. (2023). Валидация русскоязычной версии Госпитальной шкалы тревоги и депрессии в общей популяции. Профилактическая медицина, 26(4), 7-14.
Шейнов, В. П. (2014). Ассертивное поведение: оценки и свойства. Российский психологический журнал, 11(4), 55-67.
Шейнов, В. П. (2021). Короткая версия опросника "Шкала зависимости от смартфона". Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 1, 97-115.
Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2024). Короткая версия опросника прокрастинации: надежность, валидность, факторная структура. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 2, 68-76.
Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021). Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей. Системная психология и социология, 2, 41-55.
Akbaş, E., & Işleyen, E. K. (2024). The effect of digital game addiction on aggression and anger levels in adolescents: A cross-sectional study. Archives of Psychiatric Nursing, 52, 106-112.
Bayanfar, F., Khatami, M., Halakouei Filabadi, Z., & Rajaee Manesh, R. (2022). Explaining an Online Gaming Addiction Model based on Academic Failure, Concentration Skill, and Aggressive Behavior: Mediating role of Family Life Events and Changes. Journal of Family Psychology, 8(2), 39-56.
Caner, N., & Evgin, D. (2021). Digital risks and adolescents: The relationships between digital game addiction, emotional eating, and aggression. International Journal of Mental Health Nursing, 30(6), 1599-1609.
Casale, S., Musicò, A., & Spada, M. M. (2021). A systematic review of metacognitions in Internet Gaming Disorder and problematic Internet, smartphone and social networking sites use. Clinical Psychology & Psychotherapy, 28(6), 1494-1508.
Deng, X., Li, X., & Xiang, Y. (2024). Smartphone addiction and internalized and externalized aggression among adolescents: Evidence from longitudinal study and weekly diary study. Computers in Human Behavior, 150(3), 107988.
Emre, O. (2020). Effect of game addiction on reactive-proactive aggression in adolescents. Annals of Medical Research, 27(1), 85-91.
González-Bueso, V., Santamaría J. J., Fernández D., Merino L., Montero E., & Riba J. (2018). Association between internet gaming disorder or pathological video-game use and comorbid psychopathology: a comprehensive review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 15(4), 668.
Hammad, M. A., & Al-Shahrani, H. F. (2024). Impulsivity and aggression as risk factors for internet gaming disorder among university students. Sci Rep, 14(1), 3712.
Higuchi, S. et al. (2021). Development and validation of a nine-item short screening test for ICD-11 gaming disorder (GAMES test) and estimation of the prevalence in the general young population. Journal of Behavioral Addictions, 10(2), 263-280.
Hofstedt, A. et al. (2023). Pilot data findings from the Gothenburg treatment for gaming disorder: a cognitive behavioral treatment manual. Frontiers in Psychiatry, 14, 1162492.
Kim, C. N., & Kwon, Y. H. (2004). The relationship between computer game addiction and the impulsiveness, aggression, and emotional intelligence of elementary school students. Journal of Korean Academy of Community Health Nursing, 15(3), 460-470.
Kim, M. O., Kim, H., Kim, K., Ju, S., Choi, J., & Yu, M. I. (2015). Smartphone addiction: (focused depression, aggression and impulsion) among college students. Indian Journal of Science and Technology, 8(25), 1-6.
Ko, C. H., Yen, J. Y., Liu, S. C., Huang, C. F., & Yen, C. F. (2009). The associations between aggressive behaviors and Internet addiction and online activities in adolescents. Journal of Adolescent Health, 44(6), 598-605.
Krishnan A., & Chew, P. K. H. (2024). Impact of Social Media Addiction and Internet Gaming Disorder on Sleep Quality: Serial Mediation Analyses. Psychiatric Quarterly, 1, 1-18.
Krossbakken, E. et al. (2018). A Cross-Lagged Study of Developmental Trajectories of Video Game Engagement, Addiction, and Mental Health. Frontiers in Psychology, 9, 2239.
Kyung, K. S., Shin, S., & Lee, J. I. (2021). The moderating effect of self-efficacy on the relationship between internet game addiction and aggression among Korean adolescents. Social Sciences, 10(3), 58-66.
Li, L., Griffiths, M. D., Niu, Z., & Mei, S. (2020). Fear of missing out (FoMO) and gaming disorder among Chinese university students: Impulsivity and game time as mediators. Issues in Mental Health Nursing, 41(12), 1104-1113.
Li, L., Liu, L., Niu, Z., Zhong, H., Mei, S., & Griffiths, M. D. (2023). Gender differences and left-behind experiences in the relationship between gaming disorder, rumination and sleep quality among a sample of Chinese university students during the late stage of the COVID-19 pandemic. Frontiers in Psychiatry, 14, 1108016.
Li, L., Niu, Z., Griffiths, M. D., & Mei, S. (2021). Relationship Between Gaming Disorder, Self-Compensation Motivation, Game Flow, Time Spent Gaming, and Fear of Missing Out Among a Sample of Chinese University Students: A Network Analysis. Frontiers in Psychiatry, 12, 761519.
Lin, C. Y., Potenza, M. N., Pontes, H. M., & Pakpour, A. H. (2023). Psychometric properties of the Persian Gaming Disorder Test and relationships with psychological distress and insomnia in adolescents. BMC Psychology, 11, 326.
Nakayama, H., Matsuzaki, T., Mihara, S., Kitayuguchi, T., & Higuchi S. (2020). Relationship between problematic gaming and age at the onset of habitual gaming. Pediatrics International, 62(11), 1275-1281.
Nordby, K., Løkken, R.A., & Pfuhl, G. (2019). Playing a video game is more than mere procrastination. BMC Psychology, 7, 33.
Pan, Y., Motevalli, S., & Yu, L. (2024). The Relationship between Game Addiction and Aggression among Adolescents with Mediating Role of Narcissism and Self-Control. Iranian Journal of Psychiatry, 19(3), 274-284.
Rustamov, E., Aliyeva, M., Rustamova, N., Nuriyeva, U. Z., & Nahmatova, U. (2023). Aggression Mediates Relationships between Social Media Addiction and Adolescents' Wellbeing. The Open Psychology Journal, 16(1).
Saputra, M. D., Marjohan M., & Ahmad, R. (2023). The Contribution of Academic Procrastination to Game Addiction Behavior. IBERS: Journal Pendidikan Indonesia Bermutu, 2(1), 11-21.
Shahid, M. S., Yousaf, R., & Munir, H. (2024). Social media addiction, depression and aggression in young adults. Journal of Professional & Applied Psychology, 5(2), 276-285.
Sheinov, V. P. (2018). Developing the technique for assessing the degree of victimization in adults. Russian Psychological Journal, 15(S2-1), 69-85.
Wartberg, L., Kriston, L., & Thomasius, R. (2020). Internet gaming disorder and problematic social media use in a representative sample of German adolescents: Prevalence estimates, comorbid depressive symptoms and related psychosocial aspects. Computers in Human Behavior, 103, 31-36.
Wong, H.Y. et al. (2020). Relationships between severity of internet gaming disorder, severity of problematic social media use, sleep quality and psychological distress. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(6), 1879.
Xia, L.L. et al. (2023). Effects of Online Game and Short Video Behavior on Academic Delay of Gratification-Mediating Effects of Anxiety, Depression and Retrospective Memory. Psychology Research and Behavior Management, 16, 4353-4365.
Yifei, P., & Motevalli, S. (2023). Exploring the Correlations Between Game Addiction, Aggression, Narcissism, and Self-Control among Adolescents: A Comprehensive Literature Review. International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development, 12(3).
Yilmaz, R., Sulak, S., Griffiths, M. D., & Yilmaz, F. G. K. (2023). An exploratory examination of the relationship between internet gaming disorder, smartphone addiction, social appearance anxiety and aggression among undergraduate students. Journal of Affective Disorders Reports, 11, 100483.
Yuh, J. (2018). Aggression, social environment, and Internet gaming addiction among Korean adolescents. Social Behavior and Personality: An International Journal, 46(1), 127-138.
Zhang M. et al. (2024). Prevalence of smartphone addiction and its relation with psychological distress and internet gaming disorder among medical college students. Frontiers in Public Health, 12, 1362121.
Zhang, Y., Hou, Z., Wu, S., Li, X., Hao, M., & Wu, X. (2022). The relationship between internet addiction and aggressive behavior among adolescents during the COVID-19 pandemic: Anxiety as a mediator. Acta Psychologica, 227, 103612.
Zhu, L. et al. (2023). Association of internet gaming disorder with impulsivity: role of risk preferences. BMC Psychiatry, 23(1), 754.