Психофизиологические корреляты особенностей рефлексии при разной степени тревожности | Сибирский психологический журнал. 2025. № 95. DOI: 10.17223/17267080/95/5

Психофизиологические корреляты особенностей рефлексии при разной степени тревожности

Обращение к психофизиологическим коррелятам рефлексии в контексте современной психологии, основанной на парадигме целостности, является актуальным и перспективным направлением. Мы опираемся на идеи Л.С. Выготского и критическую онтологию Н. Г артмана, которые позволяют анализировать рефлексию с использованием модального анализа и учитывать взаимосвязь психического и физического аспектов. Цель исследования - изучить особенности рефлексии и ее психофизиологические корреляты при разной степени тревожности личности на основе анализа материалов эмпирического (психологического и психофизиологического) исследования, полученных на выборке групп с высоким уровнем тревожности (N = 32) и низким уровнем тревожности (N = 22). Гипотеза исследования: испытуемые с высоким и низким уровнями тревожности будут отличаться особенностями рефлексии, а также психофизиологическими реакциями после прохождения акта рефлексии. Метод исследования и испытуемые. Выборку составили респонденты в возрасте от 18 до 47 лет (M = 24; SD = 8) женского пола. Диагностика тревожности осуществлялась с помощью теста «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина. Диагностика особенностей рефлексии, ее модальности и интенциональность исследовались с помощью авторского опросника «Фокус рефлексии». Результаты. Группа «высоко тревожные» обладает более обширным спектром развития модальностей и направленностей рефлексии, что обосновано сохранением безопасности в окружающем мире. Ее профиль - адаптивный. Профиль группы «низко тревожные» - преобразующий. Между группами значимые различия по параметрам «свободное действие» (рефлексия-мотив-воля), модальностям «многомерного», «трансгредиентного», «необходимого» и интенциональности прогрессивной и регрессивной. Свободное действие как предиктор особенностей рефлексии группы «низко тревожные» позволяет значительно сузить диапазон развития рефлексии вширь и направить ее вглубь, в осознавание целого. Сравнительный анализ результатов электроэнцефалограммы и вариабельности сердечного ритма двух групп подтвердил значимые различия между ними. У группы «высоко тревожные» наблюдаются под воздействием рефлексии расслабление (данные ВРС) и активность внимания, отсутствие когнитивного утомления (данные ЭЭГ). У группы «низко тревожные» значимых изменений под воздействием авторского метода имаго-рефлексивного ресурса не выявлено по причине самого метода, направленного на создание условий для свободного действия, в которое рефлексия включена. Выводы. Выявленные различия между двумя группами позволяют научно обоснованно направлять усилия помогающих практик на развитие свободного действия и других особенностей рефлексии, характерных для группы «низко тревожные».

Ключевые слова

рефлексия, модальность, интенциональность, вариабельность ритмов сердца (ВРС), электроэнцефалография (ЭЭГ), критическая онтология, психофизиологические корреляты, профиль рефлексии

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сизикова Татьяна ЭдуардовнаНовосибирский государственный педагогический университеткандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики Института детстваtat@ccru.ru
Леонов Сергей ВладимировичФедеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносовакандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации; доцент кафедры методологии психологии факультета психологииsvleonov@gmail.com
Поликанова Ирина СергеевнаФедеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследованийкандидат психологических наук, заведующая лабораторией конвергентных исследований когнитивных процессовirinapolikanova@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Аникина, В. Г. (2021). Рефлексия и виртуальная реальность: от этимологического анализа понятий к пониманию сущностных отношений. Психологическая наука и образование, 26(1), 19-26.
Аникина, В. Г., Лагутин, А. В. (2022). Рефлексивный аспект восприятия друг друга субъектами конфликта. Психологическая наука и образование, 27(1), 104-120. 10.17759/ pse.2022270109.
Выготский, Л. С. (1996). Мышление и речь. (изд. 5-е, испр.). М.: Лабиринт.
Выготский, Л. С. (1982). Исторический смысл психологического кризиса. В кн.: Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. (т. 1: Вопросы теории и истории психологии, с. 291-459) М.: Педагогика.
Выготский, Л. С. (1984). Педология подростка. В кн.: Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. (т. 4: Детская психология (ред. Д. Б. Эльконин), с. 5-242). М.: Педагогика.
Выготский, Л. С. (1990). Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь: письма Л. С. Выготского к ученикам и соратникам (публ. А. Пузырея). Знание - сила, 7, 93-94.
Гартман, Н. (1997). Познание в свете онтологии (пер. с нем. А. Лаптева). В кн.: В. М. Жамиашвили (сост.). Западная философия: итоги тысячелетия (с. 461-540). Екатеринбург: Деловая книга; Бишкек: Одиссей.
Гартман, Н. (1988). Старая и новая онтология (пер. Д. Мироновой). В сб.: Историко-философский ежегодник (с. 320-324). М.: Наука.
Гартман, Н. К. (2003). К основоположению онтологии (пер. с нем. Ю. В. Медведева под ред. Д. В. Скляднева). СПб.: Наука.
Захаров, А. И. (1993). Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение.
Моросанова, В. И., Филиппова, Е. В., Фомина, Т. Г. (2023). Осознанная саморегуляция и академическая мотивация как ресурсы выполнения обучающимися проектно-исследовательской работы. Психологическая наука и образование, 28(3), 47-61.
Мэй, Р. (2001). Смысл тревоги. М.: Класс.
Островерх, О. С. (2022). Образовательное пространство учебной деятельности как условие субъектностиее участников. Психологическая наука и образование, 27(3), 16-27.
Первичко, Е. И. (2015). Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход. Ч. II. Культурно-деятельностный подход к проблеме стратегий и механизмов регуляции эмоций. Национальный психологический журнал, 1(17), 39-51.
Поликанова, И. С., Сизикова, Т. Э. (2024). Влияние рефлексии на вариабельность сердечного ритма в период взрослости. Сибирский психологический журнал, 92, 106-126.
Россохин, А. В. (2010). Психология рефлексии измененных состояний сознания (на материале психоанализа). Психология. Журнал Высшей школы экономики, 7(2), 83-102.
Сизикова, Т. Э. (2019). Методологические основания модальной психологии рефлексии. Сибирский психологический журнал, 72, 21-45.
Сизикова, Т. Э., Леонов, С. В., Поликанова, И. С. (2024а). Свободное действие и его психофизиологические корреляты. Культурно-историческая психология, 20(2), 15-22.
Сизикова, Т. Э., Леонов, С. В., Поликанова, И. С. (2024б). Динамика вариабельности сердечного ритма в задаче на рефлексию при разных уровнях тревожности // Экспериментальная психология, 17(3). 168-184.
Спилбергер, Ч. Д., Ханин, Ю. Л. (2000). Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности. В кн.: А. А. Карелин (ред.). Психологические тесты (т. 1, с. 39-45). М.: ВЛАДОС.
Тарасова, С. Ю. (2023). Психологические риски подростков, обучающихся в условиях повышенной учебной нагрузки. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1, 280-302.
Фрейд, З. (2006). Торможение, симптом и тревога. В кн.: Фрейд, З. Истерия и страх (с. 227-308). М.: Фирма СТД.
Хачатурова, М. Р., Ерофеева, В. Г., Бардадымов, В. А. (2022). Образ мышления и субъективное благополучие обучающихся в период "становящейся взрослости". Психологическая наука и образование, 27(1), 121-135.
Эпштейн, М. Н. (2001). Философия возможного. СПб.: Алетейя.
Cummins, T. D., & Finnigan, S. (2007). Theta power is reduced in healthy cognitive aging. International Journal of Psychophysiology, 66(1), 10-17.
Doppelmayr, M., Klimesch, W., Stadler, W., Pöllhuber, D., & Heine, C. (2002). EEG alpha power and intelligence. Intelligence, 30(3), 289-302.
Klimesch, W. (1996). Memory processes, brain oscillations and EEG synchronization. International Journal of Psychophysiology, 24(1-2), 61-100.
Nakajima, M., Takano, K., & Tanno, Y. (2017). Adaptive functions of self-focused attention: Insight and depressive and anxiety symptoms. Psychiatry Research, 249, 275-280.
Pogorelov, D. N., & Rylskaya, E. A. (2022). The Development and Psychometric Characteristics of the "Virtual Identity of Social Media Users" Test. Psychology in Russia: State of the Art, 15(4), 101-126.
Polikanova, I. S., & Leonov, S. V. (2016). Psychophysiological and molecular genetic correlates of fatigue. Journal of Modern Foreign Psychology, 5(4), 24-35.
Shaffer, F., & Ginsberg, J. P. (2017). An overview of heart rate variability metrics and norms. Frontiers in Public Health, 5, 258.
Tomasi, J., Zai, C. C., Pouget, J. G., Tiwari, A. K., & Kennedy, J. L. (2024). Heart rate variability: Evaluating a potential biomarker of anxiety disorders. Psychophysiology, 61(2), e14481.
Veraksa, A. N., Sidneva, A. N., Aslanova, M. S., & Plotnikova, V. A. (2022). Effectiveness of Different Teaching Resources for Forming the Concept of Magnitude in Older Preschoolers with Varied Levels of Executive Functions. Psychology in Russia: State of the Art, 15(4), 62-82.
 Психофизиологические корреляты особенностей рефлексии при разной степени тревожности | Сибирский психологический журнал. 2025. № 95. DOI: 10.17223/17267080/95/5

Психофизиологические корреляты особенностей рефлексии при разной степени тревожности | Сибирский психологический журнал. 2025. № 95. DOI: 10.17223/17267080/95/5