Выбор профессии и предметов ЕГЭ старшеклассниками: роль стиля родительского воспитания и мотивации | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/7

Выбор профессии и предметов ЕГЭ старшеклассниками: роль стиля родительского воспитания и мотивации

Последние опросы показывают, что треть россиян не работает по полученной специальности, что означает как существенные экономические потери государства, тратящего деньги на подготовку специалистов, впоследствии не выбирающих работу по специальности, так и серьезные личностные проблемы многих молодых людей, которые не могут найти себя и работать в соответствии с призванием. Задача настоящего исследования - понять, какие психологические процессы стоят за продуманным, осмысленным и самостоятельным выбором профессии, какова роль мотивации и стиля родительского воспитания. В исследовании приняли участие 497 старшеклассников (10-11-й классы, M = 16,50; SD = 0,66). С помощью опросников оценивались показатели мотивации выбора профессии, удовлетворенности и качества выбора, воспринимаемый стиль родительского воспитания (поддержка автономии и контроль родителей в детстве). В результате корреляционного исследования с помощью структурного моделирования показано, что поддержка автономии со стороны родителей, т.е. предоставление выбора в определенных границах, объяснение причин, лежащих в основе требований, правил и ограничений, принятие чувств ребенка, выступает предиктором автономной мотивации выбора профессии, которая, в свою очередь, связана с удовлетворенностью и качеством сделанного выбора. Напротив, контроль со стороны родителей, выражающийся в угрозах наказаниями, вызывании чувства вины, поощрении результативных целей и достижений любой ценой, является предиктором интроецированной, экстернальной мотивации и амотивации, т.е. нежелания и неготовности принимать решение о выборе профессии, при этом экстернальная мотивация и амотивация также связаны со сниженным качеством и удовлетворенностью выбора. Качественный анализ ответов респондентов на незаконченные предложения подтвердил роль поддержки автономии в выборе профессии, а также основаниях выбора профессии и соответствующих предметов ЕГЭ. Старшеклассники с низкой родительской поддержкой автономии чаще затрудняются с выбором профессии и предметов для сдачи ЕГЭ, при выборе профессии они реже опираются на собственные интересы, увлечения и важность профессии для общества, не уверены в будущем. Практический смысл исследования состоит в первую очередь в обосновании важности поддержки автономии со стороны родителей для обеспечения оптимальной мотивации выбора профессии старшими подростками и их удовлетворенности сделанным выбором.

Ключевые слова

мотивация выбора профессии, профессиональное самоопределение, удовлетворенность выбором, стиль родительского воспитания, поддержка автономии и контроль родителей, теория самодетерминации

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гордеева Тамара ОлеговнаМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследованийдоктор психо-логических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и педагогики; ведущий научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапииtamgordeeva@gmail.com
Кононова Маргарита ГеннадьевнаМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносовааспирант кафедры психологии образования и педагогикиmargo.kononova.psy@yandex.ru
Сычев Олег АнатольевичБийский филиал Алтайского государственного педагогического университета; Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований; Московский институт психоанализакандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела; старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации; доцент кафедры психотерапии качества жизниosn1@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Алешковский, И. А., Гаспаришвили, А. Т., Крухмалева, О. В., Нарбут, Н. П., Савина, Н. Е. (2023). Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности. Высшее образование в России, 32(4), 137-155. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155.
Андреева, А. Д., Лисичкина, А. Г., Бегунова, Л. А. (2025). Диагностика профессиональных установок современных учащихся юношеского возраста. Психолого-педагогические исследования, 17(1), 113-130. doi: 10.17759/psyedu.2025170108.
Гласс, Д., Стэнли, Д. (1976). Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс.
Гордеева, Т. О., Леонтьев, Д. А., Осин, Е. Н. (2011). Вклад личностного потенциала в академические достижения. В кн.: Д. А. Леонтьев (ред.). Личностный потенциал: структура и диагностика (с. 642-668). М.: Смысл.
Гордеева, Т. О., Нечаева, Д. М., Сычев, О. А. (2024). Источники мотивации и академических достижений студентов: роль родительского контроля и поддержки автономии. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 47(3), 33-55. doi: 10.11621/LPJ-24-28.
Гордеева, Т. О., Нечаева, Д. М., Сычев, О. А. (2026). Диагностика стиля родительского воспитания: опросник воспринимаемой поддержки автономии и контроля. Психология. Журнал Высшей школы экономики (в печати).
Климов, Е. А. (2007). Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд. М.: Академия.
Кондратюк, Н. Г., Бурмистрова-Савенкова, А. В., Моросанова, В. И. (2023). От чего зависят профессиональные планы старших школьников. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 20(3), 500-522. doi: 10.17323/1813-8918-2023-3-500-522.
Леонтьев, Д. А., Овчинникова, Е. Ю., Рассказова, Е. И., Фам, А. Х. (2015). Психология выбора. М.: Смысл.
Маркс, К. (1975). Размышления юноши при выборе профессии. В кн.: К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. (т. 40, с. 3-7). М.: Изд-во полит. лит.
Пряжников, Н. С. (2023). Профориентология:учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт.
Росстат (2023). Трудовые ресурсы и занятость населения в России. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/88401.
Снегова, Е. В., Мальцева, С. Е. (2019). Психологическое исследование профессиональных предпочтений старшеклассников. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 32(2), 130-137.
Яценко, О. В. (2023). PROF.Navigator как психолого-педагогическая технология профориентации и формирования учебной мотивации обучающихся подросткового возраста: дис. ... канд. психол. наук: 5.3.4. Хабаровск.
Beliveau, L. E., Iselin, A.-M. R., DeCoster, J., & Boyer, M. A. (2023). A meta-analysis relating parental psychological control with emotion regulation in youth. Journal of Child and Family Studies, 32(12), 3876-3891. doi: 10.1007/s10826-023-02700-2.
Bureau, J. S., Howard, J. L., Chong, J. X. Y., & Guay, F. (2022). Pathways to student motivation: A meta-analysis of antecedents of autonomous and controlled motivations. Review of Educational Research, 92(1), 46-72. doi: 10.3102/00346543211042426.
Chirkov, V. I., & Ryan, R. M. (2001). Parent and teacher autonomy-support in Russian and U.S. adolescents: Common effects on well-being and academic motivation. Journal of Cross-Cultural Psychology, 32(5), 618-635. doi: 10.1177/0022022101032005006.
Diaconu-Gherasim, L. R., & Mairean, C. (2016). Perception of parenting styles and academic achievement: The mediating role of goal orientations. Learning and Individual Differences, 49, 378-385. doi: 10.1016/j.lindif.2016.06.026.
Gordeeva, T. O., Nechaeva, D. M., & Sychev, O. A. (2024). Parental Control and Autonomy Support during Childhood as Predictors of Students’ Academic Motivation and Success. New Ideas in Child and Educational Psychology, 4(3-4), 69-84. doi: 10.11621/nicep.2024.0410.
Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., Kornienko, D. S., Rudnova, N. A., & Dedyukina, M. I. (2024) . To stay or to leave: The role of school, family, and prosocial goals in migration intentions of Russian high school students. Psychology in Russia: State of the Art, 17(1), 84-99. doi: 10.11621/pir.2024.0105.
Grolnick, W. S., & Pomerantz, E. M. (2009). Issues and challenges in studying parental control: Toward a new conceptualization. Child Development Perspectives, 3(3), 165170. doi: 10.1111/j.1750-8606.2009.00099.x 130.
Guay, F., Senecal, C., Gauthier, L., & Femet, C. (2003). Predicting career indecision: A selfdetermination theory perspective. Journal of Counseling Psychology, 50(2), 165-177. doi: 10.1037/0022-0167.50.2.165.
Howard, J. L., Bureau, J., Guay, F., Chong, J. X. Y., & Ryan, R. M. (2021). Student Motivation and Associated Outcomes: A Meta-Analysis From Self-Determination Theory. Perspectives on Psychological Science, 16(6), 1300-1323. doi: 10.1177/1745691620966789.
Leontiev, D. A., Osin, E. N., Fam, A. K., & Ovchinnikova, E. Y. (2022). How you choose is as important as what you choose: Subjective quality of choice predicts well-being and academic performance. Current Psychology, 41(9), 6439-6451. doi: 10.1007/s12144-020-01124-1.
Mageau, G. A., Ranger, F., Joussemet, M., Koestner, R., Moreau, E., & Forest, J. (2015). Validation of the Perceived Parental Autonomy Support Scale (P-PASS). Canadian Journal of Behavioural Science / Revue canadienne des sciences du comportement, 47(3), 251-262. doi: 10.1037/a0039325.
Marcionetti, J., & Rossier, J. (2016). The Mediating Impact of Parental Support on the Relationship Between Personality and Career Indecision in Adolescents. Journal of Career Assessment, 25(4), 601-615. doi: 10.1177/1069072716652890.
Mueller, R. O., & Hancock, G. R. (2018). Structural equation modeling. In G. R. Hancock, L. M. Stapleton, & R. O. Mueller (Eds.), The Reviewer’s Guide to Quantitative Methods in the Social Sciences (pp. 445-456). New York, London: Routledge.
Nerona, R. (2020). Parenting, Major Choice Motivation, and Academic Major Satisfaction Among Filipino College Students: A Self-Determination Theory Perspective. Journal of Career Assessment, 29(2), 205-220. doi: 10.1177/1069072720941269.
Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. The American Psychologist, 55(1), 6878. doi: 10.1037/0003-066x.55.1.68.
Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, NY: Guilford Publications.
Sheldon, K., Holliday, G., Titova, M., & Benson, C. (2019).Comparing Holland and Self Determination Theory Measures of Career Preference as Predictors of Career Choice. Journal of Career Assessment, 28(1), 28-42. doi: 10.1177/1069072718823003.
Soenens, B., Deci, E. L., & Vansteenkiste, M. (2017). How parents contribute to children’s psychological health: The critical role of psychological need support. In M. L. Wehmeyer, K. A. Shogren, T. D. Little, & S. J. Lopez (Eds.), Development of Self-Determination Through the Life-Course (pp. 171-187). New York: Springer.
Soenens, B., Vansteenkiste, M., Lens, W., Luyckx, K., Goossens, L., Beyers, W., & Ryan, R. M. (2007). Conceptualizing parental autonomy support: Adolescent perceptions of promotion of independence versus promotion of volitional functioning. Developmental Psychology, 43(3), 633-646. doi: 10.1037/0012-1649.43.3.633.
Sovet, L., & Metz, A. J. (2014). Parenting styles and career decision-making among French and Korean adolescents. Journal of Vocational Behavior, 84(3), 345-355. doi: 10.1016/j.jvb.2014.02.002.
To, S.-m., Yang, L., Lau, C. D., Wong, C.-w. V., & Su, X. (2022). Associations of parental variables and youth’s career decision-making self-efficacy: A meta-analysis. Journal of Child and Family Studies, 31(2), 530-544. doi: 10.1007/s10826-021-02125-9.
Vansteenkiste, M., Zhou, M., Lens, W., Soenens, B. (2005). Experiences of Autonomy and Control Among Chinese Learners: Vitalizing or Immobilizing? Journal of Educational Psychology, 97(3), 468-483. doi: 10.1037/0022-0663.97.3.468.
Vasquez, A. C., Patall, E. A., Fong, C. J., Corrigan, A. S., & Pine, L. (2016). Parent Autonomy Support, Academic Achievement, and Psychosocial Functioning: A meta-analysis of Research. Educational Psychology Review, 28(3), 605-644. doi: 10.1007/s10648-015-9329-z.
Won, S., & Yu, S. L. (2018). Relations of perceived parental autonomy support and control with adolescents’ academic time management and procrastination. Learning and Individual Differences, 61, 205-215. doi: 10.1016/j.lindif.2017.12.001.
Zhang, Y. C., Zhou, N., Cao, H., Liang, Y., Yu, S., Li, J., ... Fang, X. (2019). Career-Specific Parenting Practices and Career Decision-Making Self-Efficacy Among Chinese Adolescents: The Interactive Effects of Parenting Practices and the Mediating Role of Autonomy. Frontiers in Psychology, 10, Article 363. doi: 10.3389/fpsyg.2019.00363.
 Выбор профессии и предметов ЕГЭ старшеклассниками: роль стиля родительского воспитания и мотивации | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/7

Выбор профессии и предметов ЕГЭ старшеклассниками: роль стиля родительского воспитания и мотивации | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/7