МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ОЖИРЕНИЕМ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ | Сибирский психологический журнал. 2006. № 23.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ОЖИРЕНИЕМ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ

Показаны возможности комплексной медико-психологической реабилитации и психологической коррекции детей и подростков, страдающих нарушением функций эндокринной системы в форме ожирения первой степени, в условиях стационара.

MEDICAIPSYCHOLOGIST REHABILITATION OF CHILDREN AND TEENAGERN WHO SUFFER FAT OF FIRST DEGREE.pdf В последние годы большое медико-социальное значение приобрела проблема расстройства функций эндокринной системы как у взрослого, так и у детского населения. Одним из наиболее часто встречающихся заболеваний, связанных с нарушением эндокринной системы, является ожирение. Несмотря на то, что ожирение относят к факторам риска развития многих хронических болезней, это заболевание является одним из наименее контролируемых и распространенность его в мире продолжает расти [1, 2]. Соматические последствия ожирения в детском возрасте менее очевидны, чем у взрослых, но и они представляют серьезную опасность для организма ребенка. Кроме того, отношение окружающих, особенно сверстников, к тучному ребенку часто причиняет ущерб его психическому здоровью. Таким образом, психологическая профилактика и успешное лечение ожирения в детском возрасте являются залогом здоровья взрослого населения.Данные медицинской литературы и наши исследования свидетельствуют о значительных нарушениях в психической сфере исследуемой категории пациентов, которые оказывают выраженное влияние на течение заболевания [5].Многочисленные психологические исследования показали, что к тучным людям в обществе относятся весьма негативно: таких людей считают ленивыми, безвольными, распущенными [3]. Основной причиной такого отношения является непонимание того, что ожирение - это не лень, не прихоть, а болезнь. Следует отметить, что большинство людей с избыточным весом находятся в состоянии хронического стресса, что порождает эмоциональные и психовегетативные расстройства, снижает их самооценку, нарушает и ограничивает социальные контакты. Эмоционально-личностные расстройства у больных ожирением могут выражаться в виде тревожно-депрессивных, депрессивных, а также ипохондрических синдромов. Изменения в психической сфере сочетаются с нарушениями сна, психовегетативными синдромами и хроническими болевыми синдромами [4]. Важно отметить, что алгические синдромы, такие как хронические головные боли, хронические боли в спине, психогенные кардиалгии, связаны не столько с повышенным весом, сколько с психологическими причинами. В основе повышенного аппетита у таких пациентов чаще всего лежит скрытая депрессия, а еда становится единственным источником положительных эмоций.В терапии ожирения выделяют два основных аспекта: инициирование потери массы тела за счет изменения пищевого поведения и повышения физической активности и поддержание достигнутого эффекта [6]. Таким образом, кроме редуцированной диеты в реабилитации детей и подростков с ожирением, необходим комплексный медико-психологический подход с воздействием на различные патогенетические механизмы заболевания, психику пациента, с формированием мотивации к лечению.Материалы и методы исследованияНаучно-исследовательская работа проводилась на базе детского отделения Томского НИИ курортологии и физиотерапии. В исследовании приняли участие 30 детей и подростков с нарушением функций эндокринной системы, с диагнозом ожирение первой степени в возрасте от 9 до 14 лет. Критериями включения в экспериментальную группу (ЭГ) служили: возраст детей от 9 до 14 лет, индекс массы тела более 95 процен-тили, согласие на лечение родителей (письменное) и согласие ребенка. Критериями исключения из группы считали: вторичное ожирение, отказ ребенка или родителей от обследования и лечения, индекс массы тела менее 85 процентили, а также наличие острых или обостренных хронических заболеваний. В процессе работы нами использовались как клинические, так и психологические методы исследования.Оценка индекса массы тела проводилась согласно номограммам индекса массы тела (соотношение линейного роста к массе тела) для мальчиков и девочек. Масса тела в пределах 85-95 процентили оценивалась как избыточная, свыше 95 процентили - как ожирение первой степени. Также регистрировались следующие физиологические показатели: уровень гликемии, липидный спектр крови и артериальное давление. Все пациенты получали лечение, включающее режим, диету № 8, разгрузочные дни 2 раза в неделю, физические упражнения, физиопроцедуры и массаж.В контексте нашей работы мы посчитали необходимым исследовать эмоционально-личностную сферу пациентов, т.к. при данной соматической патологии страдает именно она. Нами был использован проективный метод цветовых выборов Люшера. Данная методика позволяет получить количественную оценку ряда параметров личности, уровня стресса и психоэмоционального напряжения в виде интерпретационных коэффициентов. Также мы использовали методику Спилбергера-Ханина для определения уровня личностной и ситуативной тревожности.В течение 24 дней, пока дети и подростки находились на стационарном лечении, с ними проводились индивидуальные и групповые психокоррекци-онные занятия, направленные на снижение уровня стресса, психоэмоционального напряжения, ситуативной тревожности, а также на формирование мотивации изменения пищевого поведения, после чего все исследуемые показатели повторно регистрировались. Для сравнения нами была выделена контрольная группа (КГ) в количестве 10 человек, в которую входили дети и подростки с вышеуказанным заболеванием аналогичной возрастной категории, получающие симптоматическое медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, но без элементов психотерапии и психокоррекции.Все результаты, полученные в процессе исследования, обрабатывались стандартными методами математического анализа из пакета статистических программ Statistics.Результаты исследования и их обсуждениеАнализ коэффициентов проективной методики Люшера показал, что в начале исследования дети и подростки экспериментальной и контрольной групп практически не имеют различий по регистрируемым параметрам и характеризуются высокими показателями уровня стресса, высокой психоэмоциональной напряженностью и достаточно низкой работоспособностью. Средние значения этих коэффициентов представлены в табл. 1.Также респонденты обеих групп имели высокие значения личностной и ситуативной тревожности, определяемые по методике Спилбергера-Ханина (табл. 2).Как видно из таблицы, дети КГ имели более низкие показатели ситуативной тревожности, но, тем не менее, достоверных различий между исследуемыми группами выявлено не было.Наблюдение за поведением детей в отделении показало, что дети и подростки с исследуемым диагнозом склонны к плаксивости, вспыльчивости, резкой перемене настроения в худшую сторону, а также неадекватным реакциям на действия окружающих (проявление агрессивных форм поведения).Как уже упоминалось выше, на протяжении всего периода госпитализации с пациентами ЭГ проводились групповые и индивидуальные коррекци-онные занятия с элементами поведенческой терапии и игротерапии, после чего была проведена повторная диагностика.Результаты повторного исследования показали, что в ЭГ по сравнению с КГ достоверно снизились уровень стресса, ситуативная тревожность, а также повысилась работоспособность респондентов. Вместе с тем психоэмоциональная напряженность осталась практически неизменной (табл. 3). Мы склонны объяснять это двумя факторами. Во-первых, большинство детей исследуемых групп приезжие и, соответственно, сказывается долговременное отсутствие родителей. Во-вторых, за время нахождения на курортно-санаторном лечении у детей и подростков формируются определенные личные взаимоотношения, личные симпатии, находятся новые друзья, которые их понимают, т.к. всех объединяет общая проблема - избыточный вес; но сезон заканчивается, приходится расставаться, что негативным образом и может сказываться на психоэмоциональном состоянии детей.Повторное медицинское обследование после проведенного комплексного лечения показало, что у 60% детей и подростков экспериментальной группы от-Т а б л и ц а 1Т а б л и ц а 2Средние значения личностной и ситуативной тревожности по методике Спилбергера-ХанинаПоказательКГЭГ СреднееОшибка среднегоСреднееОшибка среднегоЛичностная тревожность49,38,648,98,4Ситуативная тревожность39,46,046,38,3Т а б л и ц а 3Динамика исследуемых показателей у детей и подростков, страдающих ожирениемПоказательКГЭГ В начале исследованияВ конце исследованияВ начале исследованияВ конце исследованияРаботоспособность9,89,49,412,9Уровень стресса20,120,019,914,2Эмоциональная напряженность17,617,917,317,1Ситуативная тревожность39,440,646,340,2мечалось снижение массы тела в среднем на 2,4 кг, у 13,3% - на 1,2 кг, у 16,6% масса тела не изменилась, а у 10% увеличилась на 0,40 кг (в контрольной группе только у 15% детей масса тела снизилась на 1,1 кг, у 85% детей осталась неизменной). Важно отметить, что снижение массы тела у этой категории пациентов сопровождалось нормализацией углеводного и липидного обмена, а также снижением повышенного артериального давления до нормативных значений, характерных для данного возраста.Проведенное нами исследование показало, что психологическая коррекция психоэмоциональной сферы является важнейшим элементом медико-психологической реабилитации детей и подростков, страдающих нарушениями эндокринной системы. Опыт собственных исследований и практической работы показывает, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей пациентов оказывают положительное влияние не только на динамику заболевания, но и их психоэмоциональное состояние. Мы считаем, что психологическую помощь детям и подросткам с данным диагнозом нужно рассматривать как сложную систему реабилитационных мероприятий, в основе которых лежат смягчение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности детей, а также формирование у них эмоциональной устойчивости, саморегуляции и мотивации к лечению.

Ключевые слова

adiposity of first degree, alarming situational, medicalpsychologist rehabilitation, psychiceffective strain, level of stress, медико-психологическая реабилитация, ситуативная тревожность, уровень стресса, психоэмоциональная напряженность, ожирение первой степени

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Левицкая Т.Е.Томский государственный университетКандидат психологических наук
Степаненко Н.П.НИИ курортологии и физиотерапииКандидат медицинских наук
Богданович М.Д.Томский государственный университет
Всего: 3

Ссылки

Малявская С.И., Дворяшина И.В., Терновская В.А. Метаболический инсулинрезистентный синдром: диагностика, клиническое значение, педиатрические аспекты. Архангельск, 2004. 97 с.
Ожирение. Этиология, патогенез, клинические аспекты // Руководство для врачей / Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. М., 2004. 201 с.
Вознесенская Т.Г., Рыльцова Г.А. Психологические и биологические аспекты нарушений пищевого поведения // Психиатрия и медицинская психология. 1994. № 1. С. 29-37.
Вознесенская Т.Г., Дорожевец А.Н. Роль особенностей личности в патогенезе церебрального ожирения // Советская медицина. 1987. № 3. С. 28-34.
Бунина Е.М., Вознесенская Т.Г., Коростылева И.С. Лечение первичного ожирения ДДГ в сочетании с психотерапией // Невропа- тология и психиатрия. 2001. № 12. С. 37-42.
Вознесенская Т.Г., Вахмистров А.В. Клинико-психологический анализ нарушений пищевого поведения при ожирении // Невро- патология и психиатрия. 2001. № 12. С. 19-24.
 МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ОЖИРЕНИЕМ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ | Сибирский психологический журнал. 2006. № 23.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ОЖИРЕНИЕМ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ | Сибирский психологический журнал. 2006. № 23.