РОЛЬ МИКРОКЛИМАТА СЕМЬИ В ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА | Сибирский психологический журнал. 2006. № 23.

РОЛЬ МИКРОКЛИМАТА СЕМЬИ В ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА

Работа посвящена исследованию характерологических изменений личности подростка, воспитание которого проходит в неблагоприятном микроклимате семьи. Представлены результаты взаимосвязи акцентуаций характера подростка и стиля воспитания родителей (родителя).

ROLE OF THE MICROCLIMATE OF FAMILY IN PATHOLOGICAL DYNAMICS ACCENTUATION CHARACTER OF THE TEENAGER.pdf Проблема влияния семьи на становление личности как возможная причина развития психического нездоровья была и остается одной из важнейших тем в психологии. Растет численность детей, у которых выявляется психическое нездоровье. Доказано, что психические анормальности возникают в любом возрасте; некоторые виды отклонений чаще всего проявляются в определенные периоды человеческой жизни, в частности в подростничестве, и могут быть вызваны специфическими для этого периода жизни стрессовыми факторами, незаурядными переживаниями, биологическими аномалиями, физиологическими и психическими изменениями, в которых немалая роль принадлежит семье и стилю воспитания [1, 2].Во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов, семья создает личность или разрушает ее, помогает адаптироваться и успешно социализироваться или препятствует этому. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации, указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я», формирует характер и персональное миропонимание [3].Таким образом, актуальность исследования определяется следующими параметрами:1))необходимостью разработки теоретических и методологических исходных положений понимания и происхождения психической патологии на уровне микроклимата семьи;2)исследованием характерологических изменений личности подростка в неблагоприятном микроклимате семьи при наличии в структуре личности родителей признаков ригидности;3)необходимостью рассмотреть и переосмыслить с позиции теоретическо-практических концепций особенности семьи и ее влияния на подростка в современном мире.Целью нашей работы явилось исследование характерологических изменений личности подростка, воспитание которого проходит в неблагоприятном микроклимате семьи.Была выдвинута следующая гипотеза: стиль воспитания и воспитательные особенности родителей (родителя) в сочетании с наличием в структуре их личности признаков ригидности приводят к патологической динамике акцентуаций характера подростка (невротизации и психопатизации).Теоретико-методологической основой нашей работы послужили исследования О.В. Кербикова [2, 8], Н.И. Озерецкого [3, 12] и его последователей -Г.Е. Сухаревой и Н.И. Фелинской [2, 12], трудыA..С. Спиваковской, А. Варга, А.Е. Личко [9, 11, 13, 14],B.А. Гурьевой и В.Я. Гиндикина, В.И. Гарбузова, Г.К. Ушакова [2], Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса [13, 14], а также Г.В. Залевского [4].В качестве инструментария мы использовали следующие опросники/методики:•·модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков на основе ПДО А.Е. Личко (МПДО);•опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса;•·«Томский опросник ригидности Залевского»•·(ТОРЗ);•·опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП).Общее количество испытуемых, принявших участие в исследовании, составляет 60 человек, из них 30 подростков общеобразовательной средней школы №15 г. Томска в возрасте 14-17 лет (50% мальчиков и 50% девочек) и 30 родителей этих подростков в возрасте от 35 до 48 лет (29 мам и один папа, по одному из семьи каждого подростка). Сбор эмпирического материала проводился в период с января по апрель 2005 г.Результаты сравнительного анализа в группе подростков и в группе родителей по категории ригидности были получены при использовании статистического U-критерия достоверности различий Ман-на-Уитни; данные корреляционного анализа по показателям ригидности у подростков и родителей, по показателям ригидности родителей с типом акцентуаций подростков, а также по показателям ригидности с типом акцентуации у подростков определены по критерию Пирсона (r2); стиль и особенности семейного воспитания у ригидных родителей с типом акцентуаций подростков приведены по критерию Спирмена (rs); проверка основной гипотезы проводилась с помощью корреляционного анализа значимых взаимосвязей стиля и особенностей семейного воспитания у ригидных родителей и типа акцентуаций подростков по опроснику УНП на основе показателей невротизации и психопатизации по критерию Пирсона (r2).При исследовании подростков и родителей с применением опросника ТОРЗ нами были зафиксированы следующие результаты:1))значения по шкале «Симптомокомплекс ригидности» (СКР), которая отражает склонность к широкому спектру фиксированных форм поведения, у подростков были следующие: очень слабо выражены у 3%, выражены слабо у 43% и выражены сильно у 53%. У 27% родителей этих подростков ригидность выражена слабо, у 67% - сильно и у 4% - очень сильно;2))значения по шкале «Актуальная ригидность» (АР), которая отражает навязчивости, стереотипии, упрямство, педантизм и собственно ригидность как неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы и модус переживания [4, 5], у 7% подростков были выражены очень слабо, у 77% - слабо и у 17% - сильно; у 57% родителей уровень актуальной психической ригидности невысок, у 40% - выражен сильно и у 3%-очень сильно;3)значения по выбранной нами шкале преморбид-ной ригидности как показателю для подростков их актуального состояния, а для родителей - их состояния в подростковом возрасте, т.к., по мнению автора опросника, высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что испытуемые уже в подростковом и юношеском (школьном) возрасте испытывали трудности в ситуациях каких-либо перемен. Взрослые, опрашиваемые ретроспективно, оценивают то, как они себя вели, переживали и решали те или иные проблемы в соответствующих ситуациях в школьном возрасте. Значения по этой шкале были следующими: у 63% подростков слабо выражены, у 37% - сильно; у 47% родителей слабо выражены и у 53% - сильно, т.е. пре-морбидная ригидность, выражающаяся в поступках, поведении, реакциях на протяжении школьной жизни родителей, в ретроспективном взгляде присутствует отчетливо - уровень высок.Опираясь на полученные значения, мы предложили дополнительную эмпирическую гипотезу: психическая ригидность родителей (родителя, который занимает активную позицию в воспитании) является основанием для психической ригидности подростка.По U-критерию достоверности различий Манна-Уитни значения психической ригидности у родителей превысили таковые у детей. Из этого мы сделали вывод: психическая ригидность родителей является причиной психической ригидности детей, о чем и свидетельствуют невысокие, но достоверные значения корреляции по критерию Пирсона. Возможно, склонность к широкому спектру фиксированных форм поведения свойственна как родителям, так и детям (r2 = 0,38;r2 = 0,39), но последним в меньшей степени. Вероятно, неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания и собственно ригадный (фиксированный) стиль поведения (r2 = 0,55) свойственны как родителям, так и детям [4, 5]. В структуре личности родителей и детей присутствует психическая ригидность (r2 = 0,37), следовательно, можно предположить, что как и родители, так и дети испытывают трудности в ситуациях каких-либо перемен, нового. Взаимосвязь актуальной ригидности родителей и преморбидной ригидности подростков (r2 = 0,40) свидетельствует о том, что переживание трудностей в ситуациях каких-либо перемен и нового у родителей может быть причиной переживания трудностей в ситуациях перемен, отношений, установок на принятие-непринятие нового, необходимости изменения самого себя и своего поведения и у подростков.При исследовании подростков с применением опросника МПДО акцентуации по гипертимному типу выявлены у 15% подростков, циклоидному -у 9%, лабильному - у 9%, астено-невротическому -у 12%, сенситивному - у 6%, психастеническому -у 18%, шизоидному - у 3%, эпилептоидному - у 3%, истероидному - у 3%, неустойчивому - у 9% и лабильно-циклоидному - у 3%.Исходя из этого, мы выдвинули вторую дополнительную эмпирическую гипотезу: психическая ригидность родителей взаимосвязана с наличием у подростков акцентуаций.По критерию Пирсона была определена взаимосвязь показателей ригидности родителей с типом акцентуаций подростков (табл. 1), а также показателей ригидности и типом акцентуации у подростков (табл. 2).Таким образом, в обоих случаях дополнительные гипотезы подтвердились.При исследовании родителей по методу опросника АСВ мы получили показатели практически по всем шкалам, но нас интересовали только те, которые взаимосвязаны с психической ригидностью. На основании ранее полученных данных был проведен корреляционный анализ по критерию Спирмена и выявлена взаимосвязь стиля воспитания ригидных родителей с типом акцентуаций характера подростков, в структуре личности которых тоже наличествовала психическая ригидность (табл. 3).Значение rs = 0,41 при специфике воспитания, когда родители предпочитают видеть в подростке с ги-пертимной акцентуацией детские качества, по нашему мнению, неминуемо может привести к психопатологии. Это подтверждают данные, полученные на основании опросника УНП, и существенная взаимосвязь гипертимной акцентуации и предпочтение в подростке детских качеств с высоким уровнем психопатиза-ции (r2 = 0,58). При такой воспитательной особеннос-Т а б л и ц а 1Результаты корреляционного анализа по критерию Пирсона (r2) (p

Ключевые слова

education and teenage age, formation of a pathology, a mental illness, style of education, microclimate of family, inflexibility in structure of the person, psychopathic at the teenage age, dynamics accentuation, психическое нездоровье, стиль воспитания, микроклимат семьи, ригидность в структуре личности, психопатии в подростковом возрасте, динамика акцентуаций

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пакулов М.С.Томский государственный университет
Всего: 1

Ссылки

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Семейная психотерапия. Л.: 1990.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 2-е изд., расшир. и доп. СПб.: Питер, 2000.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медгиз, 1985. Т. 1. С. 485.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1985. С. 33-72.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
Кербиков О.В. Избранные труды. М.: Медицина, 1971. С. 312.
Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. С. 136-140; 163-166.
Залевский Г.В., Сафин В.Ф., Бакеев В.А. К вопросу о соотношении внушаемости и ригидности // Материалы Московской конфе- ренции молодых психологов. М., 1969. [Электронный ресурс]
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976. [Электронный ресурс]
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, норме и патоло- гии). Москва;Томск, 2004. С. 140-144; 157-172; 386-390.
Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. Томск, 1994. С. 310.
Дружинин В.Н. Психология о современной семье: результаты исследований // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 3. С. 3-19.
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1993. С. 400.
 РОЛЬ МИКРОКЛИМАТА СЕМЬИ В ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА | Сибирский психологический журнал. 2006. № 23.

РОЛЬ МИКРОКЛИМАТА СЕМЬИ В ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА | Сибирский психологический журнал. 2006. № 23.