гЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДЪЯВЛЯЕМОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
. Обосновывается актуальность проблематики идентичности как феномена, имеющего интерсубъективную природу. С помощью статистических методов исследованы гендерные аспекты предъявляемой идентичности студентов
GENDER ASPECTS OF THE RELATIONS WITH «OTHERS» IN PRESENTED IDENTITY OF STUDENTS.pdf Актуальность исследования идентичности студентов как самоопределяющихся субъектов вызвана необходимостью изучения ее состояния с целью разработки перспективных форм образовательных практик самоидентификации в условиях размытых социальных ориентиров современного российского общества.Объектом исследования стала идентичность как самотождественность личности, субъективное переживание и осознание принадлежности самому себе. Идентичность является областью социально-психологического анализа взаимодействия личности и социума и выступает для человека некоторой психологической реальностью, возникающей лишь в интерсубъективном взаимодействии с «Другим». Эта психологическая реальность включает в себя практически все социально-психологические образования, обусловленные биологическими, психологическими и социокультурными факторами. Идентичность, таким образом, является социально-психологическим образованием, динамичной структурой, непрерывно обновляющейся под влиянием процессов психосоциальной среды индивида.Идентичность как опыт переживания субъектом своего «Я» в ходе интерсубъективного взаимодействия, а точнее коммуникации, достаточно полно описана в работах зарубежных исследователей [5, 10, 1719, 33, 36-38]. В отечественной психологии проблематику идентичности ученые открывали посредством изучения самосознания [1, 7, 8, 11, 12, 16, 23, 25, 31, 32]. Однако понятия «самосознание» и «идентичность» не являются тождественными. Методологический ключ к изучению идентичности как социально-психологического феномена - в исследовании как сознательных, так и бессознательных психических процессов переживания «Я» субъектом. В связи с расширением методологической базы понятие «идентичность» прочно вошло в категориальный аппарат отечественной психологии; предметом исследований стали как сознательные аспекты идентичности, так и нерефлексивные, ускользающие от контроля самосознания личностные содержания [3, 9, 13, 15, 20, 21, 26, 27, 30].В представленной работе социально-психологическая проблематика идентичности сфокусирована на исследовании феномена предъявляемой идентичности, который не изучался на российском исследовательском материале. Термин «предъявляемая идентичность» был предложен Реймондом Фогельсоном [28], последователем методологической школы символического интеракционизма, в рамках концепции «борьбы иден-тичностей». По Р. Фогельсону, предъявляемая идентичность представляет собой набор стилизованных «Я-образов», которые индивид в условиях некоторого социального контекста транслирует другим, стремясь сознательно, а чаще бессознательно, скорректировать впечатление о себе и повлиять на формирующийся социально-перцептивный образ.Таким образом, предъявляемая идентичность -это самопрезентация, самопредъявление переживаний и представлений о себе. В данной статье представлены результаты исследования гендерных аспектов предъявляемой идентичности.Общепризнано, что гендерные отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности человека независимо от того, к какой культуре он принадлежит. Введение в исследовательскую сферу понятия «гендер», обозначающего пол человека в социальных характеристиках и культурных значениях, явилось одним из крупнейших достижений зарубежных и российских социальных наук конца ХХ - начала XIX в. Гендер как социально-психологическая категория стал еще одним важным критерием различения биологического (природного) и культурного (приобретенного) в человеке. В результате не пол человека, а именно ген-дер как гибкая социально-психологическая категория был включен в психотерапевтические практики и практики социальных изменений.Гендерные социально-психологические исследования в аспекте изучения идентичности освещают проблему преобразования биологического различия субъектов в полоролевые формы субъектности и фокусируют внимание на социальных нормах, предписаниях и ролях, которые «делают» поведение субъекта маскулинным или феминным. За исключением параметров, обусловленных генетической программой созревания организма, большинство наблюдаемых психологических межполовых различий и гендерный идентификационный опыт индивидов определяются влиянием социального контекста. Важность изучения гендерной проблематики идентичности определяется фундаментальным положением о том, что гендерный идентификационный опыт индивидов является одной из базовых структур самосознания субъекта и играет важнейшую роль в процессе его психосоциального развития [29].За последние десятилетия существенно изменился социально-психологический облик российских мужчин и женщин в связи с тем, что подверглись преобразованиям социальные ожидания, роли и конвенциональные требования соответствия половой адекватности. Макро- и микроэкономические, а также социально-политические изменения в стране позволили индивидам по-новому реконструировать «Я-образ», пересмотреть усвоенные в ходе социализации маскулинные и фемин-ные жизненные сценарии, переоценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворче-ства, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации в рамках изменившихся гендерных стереотипов.Гендерный подход в социально-психологических исследованиях предполагает изучение социальных аспектов пола и ролевой дифференциации по половому признаку [2, 4, 14, 35].Эмпирическое исследование проводилось автором в ТГУ, в нем принимали участие студенты Высшей школы бизнеса и Юридического института (n = 251 человек, из них 112 юношей и 139 девушек в возрасте 17-20 лет). Использовались качественные методы сбора информации, диагностирующие осознаваемые и неосознаваемые аспекты предъявляемой идентичности студентов: авторский метод свободного рефлексивного самоописания на тему «Мое Я» и модифицированный проективный графический метод К. Маховер «Рисунок человека» [22].Несмотря на абстрактный характер темы сочинения, студенты, характеризуя себя, довольно конкретно описывали «Других» как «Значимых» и «Обобщенных». В русле психосемантического подхода [28] методом контент-анализа сочинений-самоописаний [6], иллюстрирующих сознательные компоненты предъявляемой идентичности, были выявлены значимые для самоопределения личности семантические темы-признаки: фигуры «Других»; социально-ролевые позиции и коммуникативно-рефлексивные характеристики личности. Коммуникативно-нерефлексивные характеристики личности, иллюстрирующие бессознательные компоненты предъявляемой идентичности, выявлялись посредством контент-анализа графических признаков проективного рисунка человека, представляемого студентами.Обратимся к результатам статистического анализа (метод параметрического корреляционного анализа по Пирсону), выявляющего значимые корреляции заданных параметров (табл. 1).Результаты корреляционного анализа показывают статистическую значимость двух персонажей в предъявляемой идентичности студенток-девушек: «друзья» (r = -0,17), «близкие» (r = -0,12) и трех значимых персонажей в предъявляемой идентичности студентов-юношей: «общество» (r = 0,14), «все» (r = 0,20) и «девушки» (r = 0,18).Влияние гендерных особенностей респондентов на презентацию наиболее значимых социальных ролей в предъявляемой идентичности отражено в табл. 2. Наиболее значимыми социально-психологическими ролями студенток-девушек стали: «близкий человек» (r = -0,18), «знакомая» (r = -0,14), а также «подруга», «младшая» и «юрист» (r = -0,13).Результаты корреляционного анализа, выявляющего влияние гендерных особенностей респондентов на презентацию ими наиболее значимых коммуникативно-рефлексивных характеристик личности коммуникативного вектора «Я - Другой» (т.е. каким я вижу себя в отношениях с другими), представлены в табл. 3. Коэффициент корреляционной взаимосвязи коммуникативно-рефлексивной характеристики «испытывающая трудности в общении» с женским полом (r = -0,31) свидетельствует о том, что значимым для девушек является предъявление коммуникативных проблем. Так, имеются ссылки на отсутствие коммуникативных навыков выстраивания эмоционально теплых отношений и эффективного выхода из конфликтов.Осознание и предъявление коммуникативных проблем свойственно в большей степени девушкам. На сознательном уровне девушки, в отличие от юношей, предъявляют гуманистический характер самоидентификации. Именно для девушек коммуникативно-рефлексивная характеристика «любящая людей» имеет статистически высокий коэффициент значимости (r = -0,23). Для юношей данная характеристика оказывается статистически незначимой. Идентифицируясь, студентки-девушки предъявляют такую коммуникативно-рефлексивную характеристику личности, как «требовательная в отношениях», коэффициент корреляции которой является значимым (r = -0,19). Юноши, в отличие от девушек, не предъявляют этой характеристики, вероятно, демонстрируя меньшую чувствительность к психологическому качеству контакта.Наряду с презентацией коммуникативных проблем девушки предъявляют коммуникативную эффективность: высокую степень коммуникабельности, наличие коммуникативных навыков налаживания контакта с незнакомыми людьми, умение слушать, понимать и чувствовать собеседника, располагать его к доверию. Об этом свидетельствует значимый коэффициент корреляции (r = -0,18) коммуникативно-рефлексивной характеристики личности «не испытывающая трудности в общении».Девушки демонстрируют также стремление активно противостоять общественному мнению. Этот тезис подтверждает положение, что коммуникативно-рефлексивная характеристика личности «критик-оппозиционер», имеет для женской выборки статистически значимый коэффициент корреляции (r = -0,18). Для юношей аналогичная коммуникативно-рефлексивная характеристика статистически незначима, следовательно, можно предположить, что для презентации мужского самоопределения борьба с общественным мнением не характерна.Т а б л и ц а 1Корреляционная матрица зависимости фигур «Других» от тендерного фактора в предъявляемой идентичности студентов (p < 0,1)Фигуры «Других»Предъявляют себя «закрытыми» в коммуникацияхляя себя, демонстрируют низкую степень «объектив-в большей степени студентки-девушки. Так, коммуни-ности» самооценок при высокой степени самодоста-кативно-рефлексивная характеристика личности «зак-точности как внутренней личностной силы. Коммуни-рытая» имеет для женской выборки значимый коэф-кативно-рефлексивные характеристики «самообесцени-фициент корреляции (r = -0,16). Девушки, представ-вающая» и «самодостаточная» имеют для респонден-тов женской выборки значимый коэффициент корреляции (г = -0,15 и г = -0,13 соответственно). В мужской части выборки значимых корреляций в связи с презентацией коммуникативно-рефлексивных характеристик коммуникативного вектора «Я - Другой» в предъявляемой идентичности не выявлено.Обратимся к рассмотрению результатов статистического анализа коммуникативно-рефлексивных характеристик личности по критерию «Я в восприятии Другого» (коммуникативный вектор «Другой - Я») в самоидентификационном опыте студентов. Сразу следует отметить ограниченную представленность содержательного материала, иллюстрирующего «Зеркальное Я» в предъявляемой идентичности. В свободных самоописаниях студенты акцентируют внимание на определении себя в контексте самовосприятия, а не рефлексивного восприятия позиции «Другого» относительно своей личности. Результаты корреляционного анализа гендерных особенностей респондентов на презентацию наиболее значимых коммуникативно-рефлексивных характеристик коммуникативного вектора «Другой - Я» (каким я вижу себя с точки зрения других) в предъявляемой идентичности студентов представлены в табл. 4.Результаты данного этапа исследования показывают статистическую значимость некоторых коммуникативно-рефлексивных характеристик личности коммуникативного вектора «Другой - Я» в предъявляемой идентичности женской части выборки. Наиболее статистически значимыми коммуникативно-рефлексивными характеристиками у девушек стали: «причиняющая страдания» (г = -0,15), а также «сложная» и «дружелюбная» (г = -0,14). Таким образом, девушки склонны представлять себя со стороны «Других» в негативном образе агрессора и обидчика, они считают, что «Другие» представляют их «сложными», непонятными и в то же время «дружелюбными». В мужской части выборки значимых корреляций в предъявляемой идентичности не выявлено.Идентичность личности не тождественна ее самосознанию, поэтому наряду с вербальными формами описания самоидентификаций важно исследовать невербальные, проективные способы предъявления идентичности. Данная задача была реализована посредством использования модифицированного проективного метода К. Маховер «Рисунок человека» (2003). Модификация метода заключается в анализе личности, основанном на интерпретации «особенного» рисунка человека - предъявления себя в виде человеческой фигуры. Будучи проективным, данный метод помогает раскрыть глубинные, неосознаваемые и мало-осознаваемые паттерны самовыражения респондентов, которые не могут открыто проявляться в сознательном самовыражении и прямой коммуникации. Таким образом, изучались глубинные, бессознательные аспекты переживания «Я» личностью. Результаты корреляционного анализа, выявляющего влияние гендерных особенностей респондентов на презентацию наиболее значимых социальных ролей в самоидентификационном опыте студентов, представлены в табл. 5.Т а б л и ц а 4Корреляционная матрица зависимости коммуникативно-рефлексивных характеристик коммуникативного вектора «Другой - Я» от гендерного фактора в предъявляемой идентичности студентов (p < 0,05)Коммуникативно-рефлексивные характеристики коммуникативного вектора «Другой - Я»Коэффициент корреляцииНесамостоятельная; самостоятельная; эмоциональная; спокойная; равнодушная; открытая Неблагополучная Привлекающая внимание; благополучная Сложная; дружелюбная-0,06 -0,13 -0,11 -0,14Безответная-0,02Выдающаяся-0,01Причиняющая страдания-0,15Себялюбивая; энергичная-0,10Закрытая; неприметная; понятная; общительная-0,03Целеустремленный0,01Красивая-0,08Упрямый0,07Т а б л и ц а 5Корреляционная матрица зависимости коммуникативно-нерефлексивных характеристик личности от гендерного фактора в предъявляемой идентичности студентов (p < 0,05)Коммуникативно-нерефлексивные характеристикиКоэффициент корреляцииИнфантильная-0,07Не придающая значимости общественному мнению-0,27Замкнутый0,08Неуверенный0,03Эмоционально примитивный0,15(прямолинейный)Придающий значимость общественному мнению0,32Стремящийся к доминированию0,05Испытывающая трудности в социальных контактах-0,04Демонстративная-0,42Высокомерный0,03Неискренний в общении0,01Активный0,06Негибкая в контактах (упрямая)-0,05Импульсивный0,02Уязвимый0,21Агрессивный0,11Противоречивая в стремлении к независимости-0,04Гибкая в контактах-0,19Стремящийся к более активным коммуникациям0,09Готовый к обороне0,05Общительная (речевая активность)-0,02Результаты данного этапа исследования показы-(г = -0,42), «не придающая значимости общественно-вают статистическую значимость некоторых комму-му мнению» (г = -0,27) и «гибкая в контактах»никативно-нерефлексивных характеристик личнос-(г = -0,19). Таким образом, подтвердились предпо-ти как для женской, так и для мужской части выбор-ложения о том, что бессознательное самопредъявле-ки. Статистически значимыми в предъявляемой иден-ние в контексте демонстративности характерно втичности девушек стали: «демонстративная»большей степени для женского самоопределения.Кроме того, для женского самоопределения характерно бессознательное стремление предъявлять коммуникативную гибкость, а также пренебрежение общественным мнением.Наиболее значимыми коммуникативно-нерефлексивными характеристиками личности в структуре предъявляемой идентичности юношей стали: «придающий значимость общественному мнению» (г = 0,32), «уязвимый» (г = 0,21) и «эмоционально примитивный» (г = 0,15). В отличие от девушек, юноши, предъявляя идентичность на бессознательном уровне, презентуют значимость общественного мнения, проявляют внутреннюю ранимость, уязвимость и чувствительность. Однако наряду с этим они бессознательно склонны предъявлять себя эмоционально примитивными, прямолинейными и грубоватыми.Интерпретируя полученные результаты, можно утверждать следующее:•·юноши в процессах самоидентификации ориентируются на более широкий социальный контекст макровзаимодействия с «Другими», в отличие от девушек, ориентированных на более узкий контекст микровзаимодействия;•·имеется некоторое противоречие в переживании ролевой принадлежности со стороны девушек: с одной стороны, для них значимо и психологически комфортно несколько «инфантильное» переживание себя в социально-психологической роли «младшей», с другой - в их самосознании полным ходом идет процесс кристаллизации профессиональной идентичности, судя по высокой степени значимости переживания себя в во «взрослой» профессиональной роли;•·важными для женского самоопределения, в отличие от мужского, являются эмоционально близкие дружеские и родственные контакты, о чем свидетельствует высокая значимость социально-психологической роли «близкого человека», которую девушки активно присваивают и предъявляют в ходе самоидентификации;•·для мужской выборки в меньшей степени характерна самоидентификация в контексте формализованных социально-психологических ролей;•·на сознательном уровне девушки предъявляют себя переживающими коммуникативные проблемы, любящими людей, требовательными в отношениях, стремящимися активно противостоять общественному мнению и демонстрируют большую коммуникативную эффективность, нонконформизм и гуманизм по сравнению с юношами;•девушки демонстрируют также и большую рефлексивность, судя по тому, что, в отличие от юношей, чаще предъявляют «зеркальные» представления о себе с точки зрения «Других»;•на бессознательном уровне юноши предъявляют себя эмоционально примитивными, прямолинейными и грубоватыми, что свидетельствует о глубоком усвоении социальной установки на «маскулинность», но при этом неосознанно проскальзывает переживание собственной ранимости, уязвимости и чувствительности, что стереотипно связывается в обществе с не поощряемыми для мужчин «феминны-ми» качествами, поэтому почти не осознаваемыми юношами;•наряду с типично женскими проявлениями на бессознательном уровне демонстративности и коммуникативной гибкости можно говорить о тенденциях маскулинизации девушек в связи с предъявлением себя многими из них в мужском образе.
Ключевые слова
идентичность,
предъявляемая идентичность,
интерсубъективное взаимодействие,
гендер,
identity,
presented identity,
, inteгsubjective interaction,
genderАвторы
Писаренко Н.В. | Томский государственный университет | Кандидат психологических наук | |
Всего: 1
Ссылки
Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theo^ and a review of research // Developmental psychology. 1982. Vol. 18, № 3. P. 341-358.
Mareia J.E. Ego identity status: Relationshipto change in Self-esteem, «general malajustment» and authoritarianism // Journal of Pereonality. 1967. № 35. P. 118-133.
Deaux K. Psychological constmctions of masculinity and feminity / Ed. by J.M. Reinisch, L.A. Rosenblum and S.A. Sander. Masculinity/ Feminity: Basis Perepectives. Oxforcl: Oxforcl Univereity Press, 1987.
Fogelson R.D. Pereon, self and identity. Some anthropological retrospects, circumspects and prospects // Psycho-social theories of the self / Ed by B. Lee. N.Y.: Plenum Press, 1982. P. 115-132.
Breakwell G.M. Coping with threatened identities. L.: Mithuen, 1986. 222 p.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 342 с.
Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1997. 144 с.
Хараш А.У. «Другой» и его функция в развитии «Я» // Общение и развитие психики. М.: АПН СССР, 1986. С. 31-46.
Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.
Сухачев В.Ю. Пределы идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1998. Вып. 4, № 21.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.: Изд-во МГУ, 1997. 400 с.
Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М., 2001. 52 с.
Орестова В.Р. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: МГУ, 2001. 29 с.
Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды. М.: Московский Психологический институт, 1999. 635 с.
Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 226.
Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь: ПГПИ, 1990. 107 с.
Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2003. 157 с.
Лукьянов О.В. Динамика идентичности в образовательном опыте // Поиск идентичности - экзистенциальный опыт в образовании. Томск: Спринт, 2001. С. 11-191.
Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 43-53.
Лэйнг Р.Д. «Я» и Другие. М., 2002. 192 с.
Кохут Х. Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002. 316 с.
Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 180-187.
Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
Казанская А.В. Текущая идентичность // Московский психотерапевтический журнал. 1998. № 2. С. 67-85.
Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 40-57.
Идентичность в норме и патологии / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е.Н. Загоруйко. Новосибирск: НГПУ, 2000. 256 с.
Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М, 1996. 60 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 5-361.
Бъюдженталь Дж. Ф.Т. Предательство человечности: Миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности // Эволюция психотерапии. М., 1998. Т. 3. С. 180-203.
Буева Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
Буякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник МГУ. 2000. № 1. С. 56-63.
Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: Спец. практикум по социальной психологии. М., 1992. 63 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: НПО МОДЭК, 2001. 349 с.
Бергер П., Лукман Т. Идентичность // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 567-588.
Араканцева Т.А., Дубовская Е.М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооцен- ки // Мир психологии. 1999. № 3. С. 147-155.
Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.
Антонова И.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когни- тивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131-143.
Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М.: Московский психологический институт, 1999. 216 с.