ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКИЙ И ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2006. № 24.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКИЙ И ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Достижение молодыми людьми высокой степени социализации в большей степени обусловлено уровнем развития их эмоционального интеллекта, чем абстрактно-логического и вербального.

EMOTIONAL, ABSTRACT-LOGICAL AND VERBAL INTELLIGENCE IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF YOUNG PEOPLE'S SOCIALIZATION.pdf Во времена социальных катаклизмов, экономических кризисов и нестабильности, стремительного роста общественных изменений нарушаются привычные для человека темп и ритм жизни. Более того, в подобную пору могут быть изменены ценности и приоритеты в обществе, отменены одни виды деятельности людей и введены другие. Все это можно наблюдать в современной России [8]. Для многих россиян характерна неуверенность в завтрашнем дне, многие из них испытывают трудности в приспособлении к новым требованиям, предъявляемым различными нестандартными ситуациями, возникающими в новых социально-экономических условиях. Вместе с тем эти же условия способствуют появлению и качественно новых для человека возможностей в реализации потребностей и индивидуальных устремлений. Отражением этого, в частности, являются развитие предпринимательства и различных форм бизнеса, появление новых социальных практик и интенсивное внедрение различных инновационных технологий во все сферы российского общества. Можно предположить, что такое качественное многообразие новых общественных реалий, характерных для России, неизбежно изменяет и характер процесса социализации молодых людей.Традиционно социализация рассматривается как процесс становления личности, основанный на постепенном усвоении человеком культурных ценностей, приобретении социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют его взаимоотношение с обществом и способствуют приобретению собственной роли в обществе [1]. Такое определение, по нашему мнению, более соответствует обществу, функционирующему в стабильном режиме, и личности, природа которой расценивается как пассивная. В ситуации же трансформации общества, сопровождающейся нерегулируемым и слабо прогнозируемым изменением системы ценностей, норм и правил, представляется, что молодым людям абсолютно не ясно, что «усваивать», а что отторгать.Думается, что более продуктивно понимать социализацию, основываясь на высказывании Джона Равена, утверждающего, что в процессе социализации, ориентированной на будущее, молодые люди формируют ценности и способы поведения, характерные для тех групп, в которые они позднее войдут [9]. Это высказывание подчеркивает связь социализации с будущим и предполагает активную (субъектную) природу личности.С этим согласуется мнение А.И. Кравченко о том, что в современных условиях общество предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным. Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления: в обновлении, каждодневном поиске решений как общественных, так и личных проблем. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество, он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления [11].Атрибуция свойства активности человеку, вовлеченному в процесс социализации, в ходе которого он выбирает будущие групповые ценности и формы поведения, влечет за собой необходимость признания важности интеллекта, понимаемого как механизм организации ментального опыта для осуществления этого выбора [13]. Однако открытым остается вопрос, какие интеллектуальные способности могут оказаться ведущими для интеллектуальной операции выбора юношами и девушками желаемых форм поведения. С нашей точки зрения, интересной и важной представляется оценка роли абстрактно-логического, вербального и эмоционального компонентов интеллекта для достижения высокого уровня социализации современных молодых людей.Следует пояснить, что привлечение нашего внимания к эмоциональному интеллекту было обусловлено тем, что в процессе социализации психологи традиционно выделяют три сферы становления личности: деятельность, общение и самосознание. Эти сферы взаимосвязаны между собой: общение в процессе деятельности обеспечивает взаимодействие между людьми, что в свою очередь развивает самосознание личности [1]. Взаимодействие человека с другими людьми, какнам представляется, становится эффективным в том случае, когда он обладает некоторой долей понимания причин собственных эмоций, а также эмоций партнеров по общению (своеобразная эмоциональная компетентность). Способность к пониманию эмоций, по нашему мнению [12, 4], во многом может детерминировать успешность социализации молодых людей. К.Д. Ушинский, подчёркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что «общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает» [6, с. 17].В основе понимания эмоций и эмоциональных состояний лежит эмоциональный интеллект, являющийся сравнительно новым предметом изучения в психологии. Этот термин был введен американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Майером в 1990 г., но наибольшую известность он приобрел после издания книги Даниеля Гоулмена «Emotional intelligence», вышедшей в свет в 1995 г. Эмоциональный интеллект (ЭИ) в широком смысле - это способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими. Причем имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей [2]. Подчеркивая специфическую роль ЭИ в жизнедеятельности человека, Р.Д. Ро-бертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин. пишут, что у человека с высоким ЭИ эмоции являются существенным компонентом принятия решений в реальной жизни, а у человека с низким ЭИ эмоции нарушают контроль за поведением, приводя к необдуманным, импульсивным действиям [10]. Мы предположили, что степень развития ЭИ у молодых людей, наряду с уровнем развития абстрактно-логического интеллекта, можно рассматривать в качестве интраличностного фактора, определяющего эффективность процесса социализации.Для подтверждения этого предположения было организовано и проведено специальное исследование, в котором принимали участие студенты младших курсов психологического факультета (возраст от 17 до 21 года). Об уровне их социализации судили по величинам показателей методики Социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда. Кроме того, студенты выполнили хорошо зарекомендовавшую себя в наших исследованиях интеллектуальную методику «Краткий отборочный тест» (КОТ), позволяющую оценить суммарный показатель интеллектуальной результативности, абстрактно-логическую составляющую интеллекта и еще некоторые интеллектуальные показатели. С использованием методики «Анаграммы» у обследуемых были определены вербальные способности. Для оценки уровня эмоционального интеллекта был применен опросник Н. Холла [7]. Результаты статистической обработки психодиагностических показателей представлены в табл. 1.Учитывая среднее значение, нижний и верхний квартили Интегрального показателя адаптации, мы из числа обследуемых студентов образовали три группы - с минимальной, средней и максимальной степенью выраженности социально-психологической адаптации. Сравнительный анализ этих групп (использовался метод ANOVA-MANOVA) не выявил значимых различий между ними по суммарному показателю интеллектуальной результативности, а также по показателям абстрактно-логического интеллекта и вербального интеллекта. Значимые различия между группами обследуемых выявились по суммарному показателю эмоционального интеллекта; наблюдалась отчетливая закономерность: группа с максимально выраженной социальной адаптацией отличалась высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, а группа с минимальной степенью адаптации - низким (табл. 2).Корреляционный анализ подтвердил наблюдаемую закономерность: суммарный показатель эмоционального интеллекта оказался положительно связан с показателем адаптивности и с интегральнымпоказателем социальной адаптации (г = 0,442; p = 0,000 и г = 0,406; p = 0,000 соответственно), но был отрицательно связан с показателем дезадаптив-ности (г = -0,319; p = 0,000; n = 149). С этими показателями методики «Социально-психологическая адаптация» значимо не коррелировали ни суммарный показатель интеллектуальной результативности, ни показатели абстрактно-логического и вербального интеллекта. Следует отметить, что выявленные закономерности не зависели от пола обследуемых.Не было обнаружено также значимой взаимосвязи между суммарным показателем эмоционального интеллекта и показателем абстрактно-логического интеллекта обследуемых, что свидетельствует в пользу независимости, самостоятельности этих двух видов интеллекта. Вместе с тем выявилась тенденция связи показателя эмоционального интеллекта с показателем вербального интеллекта (г = 0,261; p = 0,062) и его положительная связь с суммарным показателем интеллектуальной результативности (г = 0,255; p = 0,008; n = 108). Данная корреляция, скорее всего, объясняется тем, что часть тестовых заданий методики КОТ направлена на оценку вербального интеллекта и общей эрудированности. По результатам выполнения студентами заданий удается проследить связь между показателем эмоционального интеллекта и суммарным показателем интеллектуальной результативности. О том, что эмоциональный интеллект не абсолютно «оторван» от общих интеллектуальных способностей, свидетельствуют его взаимосвязи с такими показателями, как гибкость мышления и внимание, диагностируемые с помощью методики КОТ (г = 0,204; p = 0,025 и г = 0,280; p = 0,004, соответственно). Тем не менее необходимо отметить, что сами эти интеллектуальные показатели не коррелируют с показателями социально-психологической адаптации.Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о том, что лишь эмоциональный интеллект молодых людей оказывается значимо связанным со степенью их социальной адаптации и может вносить вклад в достижение высокого уровня социализации. Напротив, абстрактно-логический интеллект в проводимых нами исследованиях неоднократно демонстрирует несущественную роль в обеспечении адаптации [3]. В качестве возможных причин отсутствия связи между показателями абстрактно-логического мышления и адаптивностью можно назвать специфику выборки (студенты-психологи юношеского возраста), а можно подумать и об уменьшения «нагрузки» на абстрактное мышление студентов при одновременном росте такой «нагрузки» на эмоциональный интеллект (большое число разнообразных коммуникаций). Современная жизнь, по нашему мнению, становится по своей природе все в большей мере коммуникативной и в ней все большую значимость приобретают переживания человека. Как считает немецкий социолог Герхард Шуль-це, современное общество превратилось в «общество переживания» (которое пришло на смену «обществу потребления»), что означает возрастание ценности собственной эмоциональной жизни и эмоциональной жизни другого человека. Сейчас социальная адекватность человека оценивается не мерой его адаптированности, а качеством жизни как субъективным параметром [5].В условиях хронического дефицита времени юношам и девушкам для достижения высокого уровня социальной успешности объективно необходимы развитые способности понимания нюансов эмоций других людей, умение управлять собственным эмоциональным состоянием и воздействовать на эмоциональное состояние других. Это позволит им эффективно организовать взаимодействия с другими людьми и достигать значимых личностных целей не за счет эгоистичного поведения, а за счет адекватных, доброжелательных и диалогично-ориентированных отношений с участниками коммуникации. В контексте этих рассуждений можно ожидать, что эти способности и умения, связанные с феноменом эмоционального интеллекта, в конечном итоге и могут выступить в качестве одной из ведущих причин достижения молодыми людьми высокого уровня социализации.Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №05-06-06014а

Ключевые слова

эмоциональный интеллект, абстрактно-логический интеллект, вербальный интеллект, социализация, адаптивность, emotional intelligence, abstract-logical intelligence, vertbal intelligence, socialization, adaptability

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шемякина Т.П.Центр социально-психологического образования Томского государственного университета
Богомаз С.А.Томский государственный университетДоктор психологических наук
Всего: 2

Ссылки

Холодная М.А. Психология интеллекта: Ппарадоксы исследования. Москва; Томск, 1997. 274 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2000. 490 с.
Соловьева Т.И. Социальные процессы как объект социального познания // Новая советская литература по общественным наукам. Философские науки. 1987. № 3. С. 43.
Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: Проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. № 17. С. 3-23.
Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. 2-е изд., испр. М.: Когито-Центр, 2001. 142 с.
Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 4. С. 5-21.
Макаренко О.В., Гладких А.Г., Богомаз С.А. Особенности эмоциональной сферы людей склонных к манипулированию // Актуаль- ные проблемы современной социальной психологии / Под ред. А.И. Егоровой. Якутск, 2005. С. 54-61.
Кравченко А.И. Общая социология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2005. 479 с.
Драгунская Л.С. Маркс, Достоевский, Фрейд: три антропологических проекта. Электронный ресурс: http:/couгieг.com.гu/homo/ ho0200dгag.htm
Гладких А.Г. Влияние эмоционального интеллекта молодых людей на уровень их адаптивности и степень социализации // IX Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века». СПб., 2006 (в печати).
Богомаз С.А. К проблеме соотношения интеллектуальной и смысловой систем регуляции жизнедеятельностьи // Психология спо- собностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружининаг. М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 259-264.
Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта // Тезисы докладов Шестой ежегодной научно-практичес- кой конференции «Женщина. Образование. Демократия». Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. <http://humanities.edu.%d0%b3u/db/msg/44462>
Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2000. 288 с.
 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКИЙ И ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2006. № 24.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКИЙ И ВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2006. № 24.