ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В ПАРАМЕТРАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.

ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В ПАРАМЕТРАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе определено соотношение понятий «активность личности» и «речевая деятельность», их общее и особенное. Выявлена взаимосвязь психодинамических составляющих активности и психологических компонентов речевой деятельности

THE DISPLAY OF CHARACTERISTICS OF THE ACTIVITY OF A PERSONALITY IN THE PARAMETERS OF A SPEECH ACTIVITY.pdf Деятельностный принцип исследования становления личности - важнейшее достижение современной психологии. В соответствии с этим принципом определяющим условием существования, развития человека как социального существа является многоплановая деятельность или совокупность разного вида деятель-ностей, в которые включен человек. Развитие, усложнение деятельности определяет развитие психики человека, его потребностно-мотивационную сферу. В свою очередь единая, взаимосвязанная система мотивов деятельности, возникающая у человека, и составляет психологическую основу личности.Человеческая деятельность создает мир «второй» природы, культуры, человеческих предметов. Их значимость есть объективное свойство человеческого бытия, которое создано общественной деятельностью на основании преобразования и изменения свойств объекта. Важнейшая особенность человеческого познания - познание собственной логики объекта, познание действительности безотносительно к субъекту - возникает в связи со способностью человека изменять действительность. Чтобы согласовывать логику действия с логикой объекта в целях преобразования последнего, необходимо раскрыть логику объекта. Для человека как субъекта деятельности действительность выступает как общественно значимая, что означает ее объективное свойство [1].В культурно-историческом подходе, разработанном A.H. Леонтьевым совместно с Л.С. Выготским, речь занимала центральное место. Знаку, знаковым системам культурно-историческая теория придавала решающее значение, а язык был представлен как наиболее развитая и масштабная система знаков, созданная человеком.Обращаясь к проблеме внутренней стороны слова - его семантического содержания, A.H. Леонтьев выделял в нем предметное значение и способность быть носителем обобщения. Строение обобщения, носителем которого является слово, качественно изменяется в процессе развития ребенка, а значит, меняется и форма связи слова с действительностью. Процесс развития слова происходит в ходе общения ребенка с окружающими, ребенок понимает значения слов и «кристаллизованный» в них опыт человечества. Развитие значений связано с изменением типа обобщения действительности, присущего ребенку. Здесь очевидна связь культурно-исторической теории с позицией Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова относительно формирования понятий.Мы видим, что внимание A.H. Леонтьева направлено на общение как реальное условие взаимодействия формы речи, присущей ребенку, с конечной, «взрослой» формой речи. Однако общение не само по себе влияет на речевое развитие малыша, хотя и бесспорно утверждение, что развитие слова осуществляется в общении. A.H. Леонтьев выдвигает глубокий тезис: «...если мы поймем эти положения в том смысле, что развитие значений (а следовательно, и развитие сознания) движется взаимодействием идеального значения речи и ее реально психологического содержания у ребенка, т.е. что оно движется самим общением (а не совершается в процессе общения), то мы с необходимостью придем к тому решительно ложному и отрицаемому... выводу, что развитие значений (обобщений) определяется не действительностью, а общественным сознанием, что общественное сознание определяет личное, а личное сознание определяет общественное...» [7. С. 70].В структуре индивидуальности речь имеет двойственное значение. С одной стороны, она легко доступна для наблюдения, самонаблюдения, рефлексии и чаще привлекает внимание исследователей не сама-в-себе, а как способ объективации и «индикатор» различных психических процессов. По отношению к ней распространены понятия «речевое поведение», «речевые действия», «речевая деятельность», «речевое выражение», указывающие на эксплицитный характер речи по сравнению с глубинными ментальными явлениями. Современные исследования речи выходят в сферы жизненной прагматики, ориентируясь на цели улучшения способов речевого кодирования информации, стилевого совершенствования текстов различных жанров, достижения идеального соответствия словесной формы новым идеям и интеллектуальным техникам, а также на диагностическую и психотерапевтическую расшифровку речевых символов бессознательного. С другой стороны, речь по давней традиции определяется как непостижимый внутренний дар, таинственная способность, первичное средоточие творческих душевных сил, источник завораживающих влияний. Это не позволяет психологу отнестись к речи как к внешнему средству организации психической жизни человека.В большинстве определений речь выступает феноменом индивидуальной жизни, а ее основным субъектом является конкретный человек: через речь индивид приходит к самовыражению. Слово как знак конституируется процессом познания, прежде всего мыслительной деятельностью [5]. В актах познания устанавливаются надситуативные отношения между индивидом и предметом, между словом и предметом, между индивидом и словом. Предмет дается познающему сначала как обобщенный предметный образ, а затем объемный, содержательный концепт, нуждающийся в экономных замещении и репрезентации, адекватных его отвлеченной сущности. В качестве такого заместителя используется акустически-зрительно-графический образ слова, с помощью которого индивид более эффективно, чем, например, посредством рисунка, карты, схемы, может осознанно закодировать и передать свою мысль. Между словом и предметом устанавливается интеллектуальное отношение, переносящее предметное содержание внутрь словесного знака.Способность к речи изначально представлена в виде бессознательной готовности индивида воспользоваться средствами языка, реализовав возможности своего тела: речь как потенциальная связь с языком имманентна индивиду. Поэтапно овладевая речью во всех ее жизненных функциях, мы осуществляемся в мире языка и в мире в целом: в речи совершается «путь к языку». Речь существует не только как акт сигнификации, но и как последовательность жизненных событий, в которых словом выражаются и в слове совершаются мысль - представление - переживание - побуждение - интенция к действию. То, что в мышлении и проживании бессознательно и симультанно, речь превращает в длящееся, сукцессив-ное, формируя таким образом осознанное психологическое время личности: речь - это «текст жизни» индивида, ее хронология и топология [12. С. 70].Для речевого события значимы внутренний и внешний планы. В них имплицитное психическое содержание должно объективироваться в оптимальной для данной ситуации вербальной форме, которая в этом процессе становится содержательной и либо прямо указывает на свой внутренний план, либо умело намекает на него. По афористичному замечанию М. Мамардашвили, в речи происходит выворачивание внутреннего и овнутрение внешнего [8]. Содержание речи (ее значения и смыслы) психологически преобладает над ее формой: слово используется индивидом, чтобы речевым путем изъявить свое знание и субъективное отношение к означаемому предмету и собственной связи с ним.Сущность речевого события - это «высказывание», позволяющее сохранять главным, хотя и далеко не всегда явным, героем жизненного текста «Я» индивида или его неосознанную «самость»: речевое событие пробуждает в индивиде авторское начало. Чтобы речевое событие состоялось, субъекту необходимо прямое или косвенное присутствие других, достигнутая внутренняя идентичность с другими и возможность рефлексивно отнестись к себе как обладающему психологическим сродством с другими: речь диалогична в смысле удержания ее субъектом другого-перед-собой.В речевых отношениях с другими, или «дискурсе», субъект исполняет специфические речевые роли, выступая высказывающимся, слушающим, молчащим, умалчивающим, ускользающим в несказан-ность: речь многообразно проявляет и сковывает себя среди говорящих с субъектом, говорящих друг с другом в присутствии субъекта, и когда субъект говорит с собой. В полноценном речевом событии сменяют друг друга активные процессы слушания, понимания, принятия - непринятия сказанного другими, генерирования модели ответного высказывания, собственно высказывания, частичного умолчания, речевого влияния, контекстного понимания своего высказывания и реакции на него собеседников: речь как деятельность непрерывна и вездесуща в общении и самоопределении индивида.^меченные отличительные характеристики речи указывают на то, что сама ее исходная индивидуальность выявляется и подчеркивается многосторонним единством с языком. Действительно, индивидуальные принадлежность и специфичность речи возможны только в социально-культурной среде языка, потенцирующей речевые события.Отмеченные методологические положения обусловливают понимание личности как реального деятельного человека - общественного индивида, разделяемое большинством отечественных исследователей. В психологическом плане указанный подход выражается в понимании личности как человека, являющегося субъектом общественно обусловленной деятельности, сознательно регулирующим свою активность в решении соответствующих жизненных задач [11].Под индивидуально-психологическими свойствами или особенностями личности мы понимаем такие устойчивые образования в субъекте деятельности, которые выступают как необходимые предпосылки деятельности, совершенствующиеся в ней, и как психофизические реализаторы деятельности, обеспечивающие достижение тех или иных целей, и как «средства», оценивая которые и овладевая которыми личность определяет свои возможности, выбирает разные по сложности классы задач [2].Знание об устойчивых характеристиках психических процессов, состояний, свойств и отношений дает возможность прогнозировать развитие и поведение человека, решать проблемы психологического обеспечения и оптимизации речевой деятельности.В прикладных исследованиях индивидуальности человека часто акцент ставится на неповторимости и уникальности психических особенностей, продуцирующих особенности поведения и обусловливающих эффективность деятельности [13].Вариации осуществления деятельности могут ограничиваться свойствами нейрофизиологической и психодинамической природы, однако течение и результат деятельности никогда только этим факторам не тождественны [9].Согласно точке зрения A.^ Крупнова, имеются конкретные экспериментальные данные, которые свидетельствуют, с одной стороны, об одинаковом уровне продуктивности деятельности людей с различными свойствами нервной системы за счет своеобразных приспособительных приемов и способов деятельности, а с другой - об ограниченности применения индивидуального стиля, значительного влияния свойств нервной системы на успешность деятельности [6].Проблема соотношения психодинамических характеристик индивида и успешности, продуктивности деятельности имеет свои особенности и требует специальной разработки.Как справедливо отмечает В.С. Мерлин, в жизни и педагогической практике стихийно сложились некоторые психологические критерии оценки успешности учебной деятельности в связи с динамическими особенностями и темпераментом учащихся: «Так, некоторые учителя оценивают способности ученика по внешним проявлениям активности - часто он первый поднимает руку, задает вопросы, живо и бойко отвечает, быстро соображает. Так как все эти проявления наиболее характерны для сангвиников и холериков, то учителя считают их более способными, чем меланхолики или флегматики, не поднимающие руки, не бойкие, медленно соображающие и отвечающие. Другие учителя, наоборот, при оценке способностей учеников не придают большого значения внешним проявлениям активности» [9. С. 63].В понимании индивидуальных особенностей внимание акцентируется на системных свойствах, определяющих целостность, своеобразие и автономность функционирования личности [2]. Продуктивным является представление о деятельностной детерминации психологических особенностей личности как о более или менее устойчивых качественных психических образованиях, формирующихся посредством интериоризации внешних условий в процессе деятельности (деятельностей) индивидуума на базе уже существующих свойств [10].Как замечает Г.П. Щедровицкий, не только индивид создает и производит деятельность, а наоборот, она захватывает его и заставляет вести себя определенным образом [14. С. 92]. В процессе освоения профессии происходит взаимодействие включенных в систему психического обеспечения деятельности и смена доминирующих профессионально важных качеств, идет неравномерное их развитие, уменьшается вариативность показателей результативности отдельных способностей и усиливаются индивидуальные особенности (различия), т.е. формируется индивидуальный стиль деятельности [13].Г.В. Залевским предложен плодотворный подход к изучению такой индивидуальной характеристики, как ригидность (в зарубежных интерпретациях -стиль познавательного контроля, противоположный гибкости), через анализ структуры ригидного действия; генезис всех фиксированных форм поведения (в том числе ригидных).Г.В. Залевский выводит из сращения двух уровней структуры действия - уровня цели и уровня средств [4]. В случае, если эти уровни связаны адекватными иерархическими отношениями (уровень цели - высший, уровень средств подчинен ему), действие имеет гибкие (нефиксированные) формы. Если же это соотношение извращается, форма действия становится фиксированной. Так, ригидность - следствие доминирования уровня средств над уровнем цели при сохранении ясного представления о ней (например, неадекватное использование стереотипного операционального алгоритма в изменившихся объективных условиях - задача Лачинсов). Ригидность раскрывается как содержательная характеристика внутреннего строения речемыслительной деятельности, определяемая соотношением включенных в нее ведущих психических образований - целей и средств действия.В настоящее время значение таких исследований выступает как выяснение индивидуально-различных затрат на достижение одного и того же результата психической деятельности и внутренних механизмов этого процесса. Индивидуально-личностные свойства человека проявляются в особенностях осуществления речевой деятельности в форме когнитивно-стилевых характеристик, которые вслед за требованиями задачи обусловливают индивидуальное своеобразие стратегий и способов решения проблемы.Мы подразделили отличительные особенности речевой деятельности, приводимые в трудах разных исследователей, на две группы:1))экстралингвистические особенности: (однократность звучания, темпа; спонтанность; паралин-гвистические средства общения - интонация, паузы, расстановка акцентов, модуляция голоса, жесты и мимика; немедленная обратная связь в виде реакции партнеров по общению и др.);2))языковые особенности устной речи, обусловленные ее экстралингвистическим своеобразием (наличие повторов и слов уточняющего характера; широкое использование готовых фраз, клише; наличие слов-паразитов; нередкие нарушения нормативного порядка слов в предложении и др.).По мнению ДА. Волковой, такие параметры речевых действий, как скорость говорения (темп), количество повторов и самоперебивов, количество грамматических ошибок, количество фраз, содержащих оценочность, и количество эмоционально окрашенных фраз стенической модальности, тесно связаны с показателями выраженности индивидных свойств личности [3].В нашем исследовании сделана попытка определить своеобразие проявлений параметров речевых действий во взаимосвязи с индивидными свойствами личности.На основании теоретического анализа источников литературы нами спланировано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 30 человек (15 юношей и 15 девушек) в возрасте от 17 до 24 лет (средний возраст 20 лет). Все испытуемые являлись студентами различных факультетов Прокопьев-ского филиала Кемеровского госуниверситета. Социально-экономический и демографический статус испытуемых в исследовании не учитывался.В процессе исследования были использованы следующие методики: опросник «Исследование психологической структуры темперамента» Б.Н. Смирнова, опросник формально-динамических свойств индивидуальности, разработанный В.М. Русаловым, методика психологического анализа речевых действий Крупнова. Обследование проводилось индивидуально. Обработка результатов осуществлялась с помощью программы Statistica 5:0. При статистической обработке данных применялся корреляционный анализ. Полученные данные позволили утверждать следующее.Личность с высокими показателями выраженности свойств темперамента характеризуется быстрым темпом говорения, разнообразием способов оформления высказывания, малым количеством пауз, частыми обращениями к собеседнику и комментариями по ходу деятельности, осмысленностью продуцируемых высказываний, использованием большого количества причинно-следственных связей в тексте.Психологические особенности личности с различными типами темперамента специфическим образом отражаются в их речевых действиях в зависимости от сферы деятельности и национальности:•·сангвиники характеризуется средней скоростью говорения, разнообразием синтаксической вариативности вне зависимости от сферы деятельности, редким отказом от выполнения речевого задания, частым количеством обращений и использованием «я»-фраз;•холерики отличаются средним темпом говорения, средней частотой использования фраз, содержащих оценочность, средней частотой использования эмоционально окрашенных фраз астенической модальности и средним количеством повторов, низкой синтаксической вариативностью;•·флегматики характеризуются средним темпом говорения, демонстрируют среднюю синтаксическую вариантность в высказываниях, редко отказываются от выполнения задания, допускают среднее количество грамматических ошибок;•меланхолики демонстрируют среднюю синтаксическую вариативность самоперебивов высказываний, часто отказываются от выполнения задания, допускают среднее количество грамматических ошибок.В своих исследованиях A.^ Крупнов в качестве единицы анализа индивидуальных проявлений активности взял конкретные акты поведения и действий человека. Экспериментальное изучение конкретных актов поведения и действий человека в различных сферах жизнедеятельности создало предпосылки для выявления как общих закономерностей проявления активности человека, так и специфических их особенностей в психомоторной, интеллектуальной сферах и сфере общения [6].Проблема понимания активности как важнейшей характеристики субъективности человека рассматривалась в трудах KA. Aльбухановой-Славской, АВ. Брушлинс-кого, С.Л. Рубинштейна, ИА. Джидарьян и др. В концепции С.Л. Рубинштейна активность рассматривается не только как мера взаимоотношения и взаимодействия внутреннего и внешнего (по принципу «внешнее через внутреннее»), но и как особый способ взаимодействия, отношения человека к миру. С.Л. Рубинштейн представляет идею о человеке как субъекте жизни, при этом активность и субъективность рассматриваются как взаимосвязанные характеристики.A^. Брушлинский относит деятельность, поведение, общение, а также созерцание, саморегуляцию, познание, обучение к видам специфической человеческой активности. Особый акцент автор делает на следующем принципе: психика формируется, развивается и проявляется в различных формах и видах активности субъекта. Фактически у A^. Брушлинс-кого активность - способ формирования, развития и проявления человека как субъекта.Эту линию развивает КА. Aльбуханова-Славс-кая в рамках проблемы личной жизни и ее стратегий. По ее мнению, активность и деятельность различаются тем, что «...деятельность исходит из потребности в предмете, а активность - из потребности в деятельности» [1]. Именно активность позволяет вскрыть внутренние движущие силы личности, которые складываются во всех формах проявления.

Ключевые слова

activity of a personality, psychodynamical components, speech activity, активность личности, индивидные свойства личности, речевая деятельность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Морозова И.С.Кемеровский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент
Маханькова H.A.Кемеровский государственный университет
Всего: 2

Ссылки

Щедровицкий Г.П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие: Материалы к симпозиуму. М.: Педагогика, 1966. С. 89-119.
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во Aкад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.
Старовойтенко Е.Б. Определение речи в контексте философии жизни и языка // Мир психологии. 2003. № 2. С. 68-80.
Поляруж В.М. Влияние направленности личности студента на его учебную деятельность: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1989. 165 с.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 253 с.
Петровский ВА. К проблеме активности личности в речевой деятельности // Проблемы коммуникативной и речевой деятельности личности. Ульяновск: УГПИ, 1981. 122 с.
Леонтьев A.H. Психологическое исследование речи // Избр. психол. произв.: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. С. 70.
Мамардашвили М. Психологическая топология пути. СПб., 1997.
Крупнов A.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека: Дис. ... д-ра психол. наук. Сверд- ловск, 1984. 271 с.
Краснорядцева О.М. Диагностика мышления в процессах трансформации рутинной деятельности в творческую. Караганда, 1994. 148 с.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976. 192 с.
Волкова ДА. Проявление свойств активности темперамента в параметрах речевых действий: Aвтореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 22 с.
Aсмолов A.r. Личность как предмет психологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1984. 103 с.
Aбульханова-Славская KA. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. Т. 6, № 5. С. 3-18.
 ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В ПАРАМЕТРАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.

ПРОЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В ПАРАМЕТРАХ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.