РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА
Решается проблема приближения высшего образования к потребителю. Рассматриваются особенности развитияфилиалов вузов в малых городах на примере филиалов Кемеровского государственного университета.
THE REALIZATION OF EDUCATIONAL NEEDS OF PERSONALITY IN UNIVERSITY COMPLEX.pdf Самый мощный инвестиционный ресурс - человеческий потенциал - создается благодаря образовательной среде. Образованное общество и качество человеческого капитала являются той основой, которая позволяет в конечном счете обеспечить поступательное развитие государства по всем направлениям. В российском обществе начинают формироваться образы, формы и стандарты высококачественного образования, вырабатывается «иммунитет» против второсортного высшего образования с заниженными академическими, социальными и профессиональными параметрами и конкурентным потенциалом.Мы живем в то время, когда стремительно меняются взгляды на высшее образование и его качество. Высшее образование из элитарного становится массовым. Спрос на него растет из года в год. Еще совсем недавно неосуществимой мечтой многих выпускников школ было получение высшего образования по месту жительства. Оставалось только завидовать молодым жителям крупных городов, которые могут учиться в различных заведениях, не покидая родного дома.Образовательное учреждение высшей школы, расположенное в малом городе, - это скорее феномен, характерный до недавнего времени для развитых стран Европы и Америки. Особенностью России девяностых годов стало проникновение высшего образования на периферию - в малые города. Российская провинция получила возможность освободиться от «синдрома глухомани» и депрессивности, а ее жители - доступ к высшему образованию «дома», в родном городе. Повышение уровня образования, в свою очередь, необходимо в слабо развитых регионах, особенно в маленьких городах. С получением высшего образования происходит достаточно последовательное, предсказуемое формирование качеств профессиональной деятельности. Это не просто знания и навыки, хотя и они играют сегодня очень большую роль. Это еще и культура, и потенциал саморазвития, и развитые творческие способности, и позиции нравственности, и обостренное чувство социальной ответственности - полный комплект тех черт личности, которые превращают профессиональную деятельность в общественное благо. Высокий конкурс в вузы, постоянный рост издержек на оплату обучения, проживания, проезда - все это создавало и создает проблему для выпускников тех регионов, где недостаточно высокие доходы у населения. У родителей нет финансовой возможности обучать детей в крупных городах. Для таких регионов возникают острые проблемы оттока наиболее конкурентоспособных выпускников, знания и навыки которых позволяют поступить в крупные вузы и на бюджетную основу; снижения общего уровня образования населения, а также дефицита квалифицированных кадров.XXI в. для нашей страны - время стремительного развития и становления рыночных отношений, социальных преобразований, государственных реформ. А как известно, реформы и преобразования невозможны без глубоких знаний, поэтому так велик интерес молодежи к высшему образованию. Говоря о профессиональном образовании в России, территориально приближенном к потребителю, т.е. об образовании в филиалах и представительствах вузов в малых городах, Г. Зборовский, Е. Шукшина и Е. Тейтельман выделяют три группы его специфических функций: социальные, образовательные и личностные. Наиболее важными социальными функциями являются:•·формирование единого общероссийского образовательного пространства;•·демократизация через расширение социального состава студентов, предполагающая подключение к образованию представителей разных социальных слоев, что способствует выравниванию существующей асимметрии между социальным составом студентов и социальной структурой общества;•·социально-экономическое развитие малого города;•·оптимизация социально-профессиональной структуры малого города;•·социальная защита населения малого города;•канал снижения социального напряжения;•социокультурное развитие малого города;•·социальная компенсация населению, лишенному возможностей (материальных и иных) получить образование в крупных образовательных центрах, причем то, потребность в котором оно испытывает.•·Что касается образовательных функций, то они заключаются в следующем:•·самосохранение системы профессионального образования за счет расширения рынка образовательных услуг;•·развитие новых методов и форм обучения, в частности дистантного;•·сохранение и экономическая поддержка преподавательского состава.•·Личностными являются функции:•·формирования, развития и удовлетворения потребностей населения малого города в профессиональном образовании;•·удовлетворения через получение профессионального образования потребностей населения малого города в профессиональном самоопределении, становлении, развитии и повышении квалификации; статусном росте, социально-экономической и социокультурной адаптации; культурном развитии, материальном и моральном самоутверждении;•·инвестирования капиталовложений в собственное будущее [1].•·Образовательные потребности населения малого города являются объектом региональной образовательной политики, которая «...направлена на развитие и формирование личности, удовлетворение социально-экономических, культурных и образовательных потребностей населения региона и создает условия для достаточно автономного функционирования и развития региональных образовательных систем» [2]. Образовательные потребности, их формирование и реализация, будучи обусловленными во многом характером региональной образовательной политики, увязываются с «проблемами занятости и трудоустройства населения, демографии, миграции, экологии и здоровья, безопасности и порядка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса» [3].•Образовательные потребности студентов малого города реализуются образовательными учреждениями различного типа, как государственными, так и негосударственными. Свои услуги населению предлагают различные учебные заведения, начиная от муниципальных и заканчивая столичными. Еще совсем недавно имидж столичных вузов был гораздо выше, учиться в их филиалах было престижно. Однако качество образования, эффективность такого обучения свидетельствуют, что не все лучшее сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, многое, но не все. У каждого вуза, в том числе и провинциального, есть свои сильные стороны.•·Перспективным направлением в этом плане является формирование региональных систем непрерывного профессионального образования, объединяемых в дальнейшем в единую систему непрерывного образования, создание университетского комплекса. Региональная система непрерывного образования ориентирована на максимальное удовлетворение запросов региона в номенклатуре специальностей и в уровне их подготовки (начальное, среднее и высшее профессиональное образование).•·Региональный университет имеет определенный ареал своего влияния, который чаще всего вписывается в границы административно-территориальных образований - субъектов РФ. На самом деле университет должен быть центром науки, образования и культуры своего региона, он должен заботиться о развитии цивилизованной сети своих филиалов в регионе, которые могли бы сделать образование не только доступным, но и качественным. Чтобы соответствовать статусу высшего учебного заведения, любой вновь созданный филиал должен решить основные задачи, без которых ему трудно будет существовать и развиваться:•·создание высшего учебного заведения, обладающего кадровым потенциалом, материально-техническими ресурсами, достаточными для подготовки квалифицированных специалистов в соответствии с социальным заказом города;•·удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования;•·подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;•сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;•·распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.Теория и практика управления в современных условиях предлагают новые оценки, характеристики, параметры, адекватные специфике переходной экономики. Вузы в этих условиях должны, во-первых, обеспечивать качественное, полноценное образование в соответствии с государственными образовательными стандартами; во-вторых, суметь наиболее полно удовлетворить потребности региона в кадрах соответствующей квалификации; в-третьих, обеспечить себе стабильные позиции на рынке образовательных услуг.В условиях рыночной экономики и обостряющейся конкуренции политика каждого образовательного учреждения в конечном счете сводится к поддержанию и укреплению его конкурентоспособности.Общеизвестно, что в долгосрочной перспективе конкурентоспособными в XXI в. будут лишь те вузы, которые смогут построить кооперативные и компромиссные отношения в образовательной региональной среде. Наличие в системе управления образовательных учреждений оперативно и гибко действующих структур, профессорско-преподавательского состава, постоянно повышающего свою квалификацию, обеспечивает их выживаемость в достаточно экономически нестабильном российском обществе.К концу 90-х гг. XX в. в Кемеровской области накопились свои проблемы, которые формулировались следующим образом:1. Сырьевая ориентация экономики региона привела к диспропорции в образовательном уровне населения - был низок процент людей (8-9%), имеющих высшее образование.2..Индустриальный характер региона требовал значительного количества специалистов с высшим образованием, а значит, и создания своего вузовского центра.3..Финансовые трудности населения и ряд других социальных проблем, которые ограничивали возможности получения образования в традиционных вузовских центрах.4.Создание частных вузов и их филиалов в ряде территорий области при отсутствии у них сколько-нибудь серьезного материального, научного и педагогического обеспечения учебного процесса дезориентировало население и создавало конкуренцию государственным учебным заведениям без достаточной гарантии качества получаемого образования, отвлекая и без того скудные средства населения.Изучение ситуации по состоянию кадрового обеспечения отдельных территорий области, поддержка и готовность к современной работе их местных органов управления, наличие энтузиастов в педагогических коллективах и материально-техническая обеспеченность показали, что реально филиалы могут быть образованы в городах Новокузнецке, Белове и Анжеро-Судженске. Чуть позже был решен вопрос об открытии филиала в Прокопьевске. Ведущей идеей, которой руководствовался ректорат Кемеровского государственного университета при формировании обособленных структурных подразделений, являлось приближение университетского образования к населению исходя из сложной социально-экономической ситуации (в частности, для снятия социальной напряженности).В настоящее время в состав Кемеровского государственного университета входят шесть обособленных структурных подразделений: Новокузнецкий филиал-институт, Беловский институт (филиал), Анжеро-Суд-женский, Прокопьевский, Юргинский филиалы, представительство в г. Мариинске. Все эти подразделения, расположенные в разных частях области, обеспечивают доступность университетского образования для населения. ОСП являются тем центром, в котором концентрируются интеллигенция, научные кадры и решаются важные проблемы региона.За сравнительно небольшой промежуток времени произошли заметные изменения, отвечающие основным задачам образования университетской сети:•·усилился приток интеллигенции в эти города (появились специалисты высшей квалификации -доктора, кандидаты наук);•активизируется развитие научных исследований по целому ряду направлений;•·приближение высшего образования к населению городов значительно уменьшило напряжение экономики семьи: в целом в университете вырос контингент получающих высшее образование на территории как самих городов, так и их окружения, причем по специальностям, пользующимся повышенным спросом в каждой из территорий;•·улучшается состояние материальной базы учебных заведений благодаря решению экономических проблем с помощью городов (передача и ремонт зданий под учебные корпуса и общежития, оплата их содержания и коммунальных услуг, оснащение оборудованием, пополнение библиотек, оказание помощи в приобретении жилья для преподавателей и т.п.);•каждый из филиалов, подобно головному вузу в областном центре, объединяя вокруг себя школы, гимназии, лицеи, подразделения послевузовского и дополнительного образования, является ядром непрерывного образования, входящим в единый университетский комплекс, позволяющий достигать оптимальных решений и повышать эффективность социально-экономического развития Кузбасса.Проблема прогнозирования системы высшего образования на примере филиалов Кемеровского государственного университета в настоящее время приобрела особую актуальность. Филиалы, являясь звеном в сети обособленных структурных подразделений, участвуют в формировании региональной системы непрерывного профессионального образования, а также реализуют свой научный потенциал в целях развития территории. Важность этой работы подтверждена грантом Министерства образования, полученным по программе поддержки региональной научно-технической политики высшей школы и развития ее научного потенциала.В процессе образовательной деятельности осуществляется тесное взаимодействие всех филиалов университета, это обусловлено общностью целей и задач, стоящих перед данными учебными заведениями. Для координации деятельности и обмена опытом работы систематически проводятся совместные совещания, в которых участвуют администрация, преподаватели и технические сотрудники филиалов.Качество подготовки студентов филиалов обеспечивается рядом факторов:•·ориентацией учащихся ряда школ, лицеев и гимназий, средних профессиональных заведений Кемеровской области на целевую подготовку к обучению в филиалах, тесным сотрудничеством коллективов преподавателей филиалов с педагогическими коллективами школ, гимназий и лицеев, колледжей и техникумов;•·проведением тестового контроля знаний абитуриентов с целью выявления их потенциальных возможностей по освоению соответствующих профессиональных образовательных программ по специальностям;•·реализацией профессиональных образовательных программ, соответствующих требованиям ГОСТ и традициям университетского образования;•·тщательным подбором профессорско-преподавательского состава и привлечением к подготовке специалистов-практиков и ведущих ученых в соответствующих областях знаний;•·развитием учебно-методической и информационно-методической базы по каждой из реализуемых профессиональных образовательных программ.•·Изменение экономических условий функционирования вузов, глобализация высшего профессионального образования, вхождение в Болонский процесс, постановка новых концептуальных и программных требований перед вузами России Правительством РФ, Минобразования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию, связанных с обеспечением качества образования при минимальных государственных затратах, делают насущным смещение фокуса управленческих проблем с оперативного, повседневного решения задач вузовской жизни на перспективные стратегические цели, связанные с развитием его филиалов, с определением собственного места в образовательном, научном и социокультурном пространстве Кузбасса. Поэтому сегодня очень остро стоит вопрос о конкурентоспособности не только филиалов, но и вузов в целом.•·Обитатели рыночных ниш - филиалы вузов, оказывающие образовательные услуги в основном по заочной форме обучения и бакалавриату (сюда можно отнести также практически все негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования). Например, Кузбасский институт экономики и права, филиалы Томского государственного университета и Томского политехнического университета, Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права (Новокузнецкое представительство), филиал НОУ «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Прокопьевске, Современная гуманитарная академия (Кемеровский филиал), Филиал российского заочного института текстильной и легкой промышленности в г. Кемерове, филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета и т.п.•·Их конкурентными преимуществами являются низкая цена на оказание образовательных услуг; низкие входные барьеры, наличие ускоренных программ. То есть малая известность некоторых вузов компенсируется значительно более легким получением диплома. А то, насколько эффективно и целесообразно такое обучение, можно было увидеть на примере филиала Уральского государственного университета. Его представительство просуществовало в Прокопьевске три года и закрылось, оставив своих студентов ни с чем, т.к. практически все студенты не смогли продолжить свое обучение в Екатеринбурге. И такой пример не единичен.•·Сегодня формирование системы высшего профессионального образования является наиболее опасным и более жестким вызовом не только для филиалов, но и для вузов, не имеющих стратегического видения своего развития и эффективного взаимодействия с внешней конкурентной средой. В то же время проводимые реформы высшего профессионального образования представляют собой не только угрозы, но и возможности для развития вузов. Чем они окажутся для отдельного филиала - угрозой или расширением возможностей, во многом зависит от готовности самого филиала к переменам: к четкому позиционированию на рынке, видению перспектив развития, наличию ресурсов и инструментов решения выявленных проблем менеджмента качества, готовности внутривузовского менеджмента к новым решениям. Поэтому необходимо направлять значительные усилия на обеспечение наиболее оптимальных условий функционирования, на конкурентные преимущества. Для филиалов Кемеровского государственного университета они видятся в следующем:•·наличие государственных лицензий по специальностям высшего и среднего профессионального образования;•·современная материально-техническая база;•наличие квалифицированных кадров;•·активное повышение профессионального уровня, направленность на повышение творческого потенциала преподавателей филиала;•·наличие молодого работоспособного коллектива;•·единая компьютерная сеть с выходом в Интернет;•·возможность разработки и издания собственных научно-методических материалов;•·предоставление возможности получения высшего образования на бюджетной основе;•·плодотворное сотрудничество администраций городов с ректоратом университета.•·Таким образом, с созданием филиалов университета при активном участии факультетов и кафедр головного вуза реализуется идея формирования региональной университетской сети, охватывающей основные территории области. Практика показала, что создание филиалов способствовало решению целого ряда социально-экономических проблем:•·положительно повлияло на улучшение демографической ситуации (уменьшился отток молодежи из родного города);•·способствовало решению кадровых проблем предприятий и организаций города (возможность повышения квалификации специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование на базе филиала);•·расширился профессиональный выбор молодежи;•·повысилась доступность высшего образования для семей с низкими доходами (обучение на контракт-ной основе в родном городе значительно дешевле обучения на бюджетных местах даже в областном центре);•·повышается культурный уровень жителей города;•·улучшается социально-психологический климат в городе;•уменьшился отток денежных средств, затрачиваемых на обучение вне родного города, а это, в свою очередь, способствует повышению благосостояния жителей и городского бюджета;•·появилась возможность создания новых рабочих мест (учебно-вспомогательного персонала).Формирование филиалов в рамках крупного университетского комплекса выполняет двоякую задачу. Во-первых, обеспечивается устойчивость базового вуза как комплекса нового типа, превращающегося в региональный образовательный центр; расширяются возможности дополнительных заработков преподавателей. Во-вторых, дается новый импульс местному развитию за счет создания образовательного учреждения и реализации образовательных потребностей личности в условиях университетского комплекса.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 202
Ключевые слова
quality, realization, problems of development, university complex, educational needs, качество, реализация, проблемы развития, университетский комплекс, образовательные потребностиАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Картавцева А.П. | филиал Кемеровского государственного университета (Прокопьевск) |
Ссылки
4. Поншакова Н.А. Высшее образование: проблемы регионализации в современной России. Екатеринбург; Чита, 2002. С. 77.
Зимирев Г.И. К вопросу о региональной политике в Читинской области // Национальная идея: образование и воспитание. Москва; Омск, 2003.
Зборовский Г., Шуклина Е., Тейтельман Н. Образовательные потребности студентов в малом городе // Высшее образование в России. 2004. № 9.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА | Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 3424
Вы можете добавить статью