ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНИНТЫ ВКЛЮЧЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЭТНИЧЕСКОЙ ДИАСПОРЫ
Аннотация. На примере татарской диаспоры экспериментально доказывается влияние на включенность в деятельность этнической диаспоры ряда психологических факторов: реализованной поэитивной этнической идентичности; выраженной потребности в этнической принадлежности; доминирования ценностей социальной, коллективной направленности
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF THE TAKING PART IN THE ETHNIC ACTIVITY.pdf Современное общество характеризуется усиливающимся взаимодействием этнических культур. С одной стороны, широкая диффузия культур способствует обогащению личности за счет расширения ее социокультурного пространства, с другой - интенсивное взаимодействие неравных по величине этносов нередко приводит к кризису традиционной культуры недоминирующей этнической общности, утрате этнической идентичности ее представителями и, как следствие, внутриличностным конфликтам. Результаты проведенных ранее исследований [4, 5] показали, что у членов этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции, наблюдается целый комплекс специфических психологических проблем. Основной из них является кризис социальной идентичности, вызванный нарушением идентичности этнической и проявляющийся потерей целостности Я-концепции и связей с какой бы то ни было культурой. Указанные проблемы определяют актуальность изучения условий, способствующих сохранению этнической идентичности тех национальных групп, которые проживают в условиях иной культурной среды.Одним из наиболее эффективных средств поддержания позитивной этнической идентичности национальных меньшинств является деятельность этнических организаций. Участие в деятельности таких организаций способствует успешному самоопределению в социальной реальности и поиску новой непротиворечивой социальной идентичности, а главное, обретению позитивной этнической идентичности и, следовательно, сохранению личного психологического благополучия. Однако далеко не все представители, точнее сказать, меньшая часть этнических групп, которые живут в иной этнической среде, участвуют в деятельности национально-культурных организаций. В этой связи особый интерес представляет исследование психологических факторов, обусловливающих реализацию этнической идентичности национальных меньшинств, а именно включенность в деятельность диаспоры.Социальные и психологические характеристики диаспоры, а также ее влияние на межэтнические отношения рассматривались рядом отечественных исследователей [2,3,8,9]. Термин «диаспора» при этом используется как в широком, так и в узком значении. В первом случае под диаспорой понимается ус-тойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, живущая в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины и имеющая социальные институты для развития и функционирования данной общности [8]. В узком же смысле диаспора понимается как особая форма организации деятельности национальных меньшинств по сохранению своей самобытности - как национально-культурная организация. Далее в этой статье термин «диаспора» будет употребляться в узком, институциональном значении, как синоним понятия «национально-культурная (этническая) организация».В настоящее время в отечественной научной литературе преимущественно используется понятие «национально-культурные организации», которое может иметь неоднозначное понимание. Это связано с тем, что прилагательное «национальный» может выступать синонимом как слова «государственный», так и слова «этнический». Поэтому термин «этнические организации» более точно отражает сущность образований, которые создаются этническими меньшинствами в России. Этническая организация - это объединение, форма проявления национально-культурного самоопределения граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры [7]. Главной целью этнических организаций обычно являются популяризация культуры этнической группы, восстановление ее утраченных элементов, обеспечение возможностей для общения представителей этнической общности, а также диалог с органами власти по социальным и политическим вопросам.На участие в деятельности диаспоры влияет целый комплекс взаимосвязанных факторов, как объективных (отражающих внешние по отношению к личности обстоятельства - например экономическая, социально-политическая ситуация в обществе), так и субъективных (собственно характеристики личности -социально-демографические и психологические). Среди социально-демографических факторов наиболее часто выделяют пол, возраст, уровень образования и, особенно, конфессиональную принадлежность. Менее изучен вопрос о влиянии психологических факторов.77№26Сибирский психологический журнал2007г. Анализ этнопсихологической литературы позволяет предположить, что включенность в деятельность диаспоры определяет комплекс причин.Одним из основных факторов, определяющих участие в деятельности диаспоры, является позитивная этническая идентичность, которая выражается в предпочтении собственных этнокультурных ценностей, а также в стремлении к сохранению целостности и уникальности своей этнической общности в условиях поликультурного общества [10]. Исследования подтверждают, что индивиды с позитивной этнической идентичностью более активно реагируют на этносоциальные проблемы и более склонны для их решения объединяться в группы по этническому признаку. С другой стороны, членство в диаспоре оказывает влияние на укрепление позитивной этнической идентичности, а также на активное проявление ее поведенческого компонента.Еще один важный фактор - наличие актуальной потребности в этнической принадлежности в моти-вационной сфере личности. Как показано в исследовании Г.У. Солдатовой, этноаффилиативные мотивы (мотивы привязанности) в наибольшей степени выражены среди членов национальных движений [6].Кроме перечисленных факторов, определенное влияние на членство в диаспоре могут оказывать и другие личностные особенности, например аллоцен-трический тип личности. Г. Триандис описывает два противоположных типа личности: аллоцентрический тип, который нуждается в присоединении к группе и поддержке с ее стороны, предпочитая групповые цели индивидуальным, и идеоцентрический тип, который характеризуется стремлением к относительной независимости и самостоятельности действий, преобладанием личных целей и ценностей над групповыми. Было установлено, что среди членов национальных движений преобладают аллоцентрики [6].На возможность участия индивида в деятельности диаспоры может влиять также направленность как ведущая характеристика личности, «доминирующее отношение» ее к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Направленность проявляется в таких формах, как стремления, интересы, склонности, убеждения и идеалы, мировоззрение личности. Содержательная сторона направленности выражается в системе ценностных ориентации личности, составляющей ядро мотивации жизненной активности человека. Мы полагаем, что наличие коллективистских, альтруистических ценностей, ценностей принятия других в системе ценностных ориентации может определить вовлеченность личности в деятельность этнической организации.Настоящее исследование основывается на предположении, что включенность в деятельность диаспоры детерминирована радом психологических фак-торов. Наиболее значимыми из них нам представляются особенности этнической идентичности личности - ее сформированное^, четкость и позитивная направленность, а также наличие в ее структуре, помимо осознания принадлежности к своей этнической группе, актуализированного поведенческого компонента; наличие в мотивационной сфере личности выраженной потребности в этнической принадлежности - этноаффилиативных мотивов; особенности ценностной сферы личности - преобладание ценностей социальной, коллективной направленности.Выдвинутое нами предположение было подвергнуто экспериментальной проверке на примере татарского этнического меньшинства. В нашем исследовании приняли участие этнические татары, постоянно проживающие за пределами Татарстана, в возрасте от 21 до 66 лет: экспериментальная группа - татары, активно участвующие в деятельности этнической диаспоры - татарского национально-культурного центра «Дуслык» г. Кемерова (40 человек); контрольная - татары, проживающие в г. Кемерове, но не принимающие участия в деятельности этнических организаций (45 человек).В соответствии с целью исследования нами были использованы следующие методики: анкета для изучения особенностей этнического самосознания татар, разработанная Отделом этнологии Института истории Академии наук Республики Татарстан; методическая разработка Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой «Этническая аффилиация», основанная на теоретической модели Г. Триандиса [6]; методика Ш. Шварца для изучения системы ценностей личности [1].Анализ ответов на вопросы анкеты позволил обнаружить существенные особенности этнической идентичности исследуемых контрольной и экспериментальной групп. Так, на вопрос «К какой национальности вы себя относите?» все респонденты и экспериментальной, и контрольной групп дали ответ «татарин/татарка». Однако на вопрос «Есть ли другая национальность, к которой Вы себя относите? Если есть, то какая?» 40% респондентов из контрольной группы ответили «да» и назвали себя русскими. Среди татар, принимающих участие в деятельности диаспоры, аналогичный ответ дал только один человек. Это свидетельствует о том, что для подавляющего большинства членов диаспоры характерна устойчивая моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнической принадлежностью. С другой стороны, значительная часть татар, не принимающих участия в деятельности национально-культурных организаций, обладают биэтнической идентичностью, т.е. считают себя представителями двух народов (татары и русские). Таким образом, можно сделать вывод, что между членством в диаспоре и типом этнической идентичности (моно- или биэтническая идентичность) существует78Социальная психологиявзаимосвязь. Людис«четкой» моноэтнической идентичностью более предрасположены к вступлению в национальные организации, а участие в деятельности таких организаций влияет на трансформацию этнического самосознания в сторону позитивной моноэтничности.Мы проанализировали также тенденцию к трансформации этнической идентичности в сторону позитивной гиперидентичности (этноцентризм). Респондентам предлагалось выразить свое согласие либо несогласие с представленными суждениями, которые являются индикаторами этноцентрических тенденций. Как следует из полученных нами данных, в целом этноцентрическая направленность не характерна для большинства членов как экспериментальной, так и контрольной групп. Однако две трети членов экспериментальной группы согласны с суждением, что «для защиты своего народа хороши любые средства», тогда как среди членов контрольной группы с этим не согласны 98%. В то же время лишь 30% включенных в деятельность диаспоры серьезно относятся к межнациональным проблемам, в контрольной же группе - 67%. На основании этих данных можно сделать вывод, что у членов диаспоры потенциально более выражены тенденции к акцентированию значимости этнической идентичности, однако в настоящее время они не принимают крайних форм.Значительно разошлись мнения представителей экспериментальной и контрольной групп относительно социальных агентов, влияющих на формирование, развитие и трансформацию этнической идентичности. Респонденты обеих групп признают, что сильное влияние на их национальные чувства и представления, т.е. на когнитивный и эмоциональный компоненты этнической идентичности, оказывают родители и семья. Однако подавляющее большинство представителей диаспоры, наряду с влиянием семьи, указывают также на влияние татарской общины (94% против 2% в контрольной группе). Следовательно, эта социальная группа является для них референтной, т.е. нормы и ценности диаспоры значимы для ее членов. Различия обнаружены также относительно оценки воздействия национальных средств массовой информации - 57% в экспериментальной и 19% в контрольной группе. Очевидно, это объясняется тем, что люди, состоящие в этнических организациях, имеют свободный доступ к национальным газетам и журналам, а также имеют возможность просмотра татарских телевизионных передач.Далее нами анализировались отдельные эмпирические индикаторы этнического самосознания: представления об этноинтегрирующих признаках, об общности черт представителей этноса; приверженность национальной религии; владение родным языком; ориентация на национальную культуру.Вопрос «Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?» касался осознания личностью этноинтегрирующих признаков, т.е. того, что объединяет респондента с людьми своей национальности. Наиболее существенные различия между экспериментальной и контрольной группами были обнаружены по таким признакам, как «традиции и обычаи» (78 и 42% соответственно), «черты характера и психология» (59 и 11%), «родная земля и природа» (36 и 19%), «культура» (50 и 39%). Это обусловлено тем, что сама деятельность этнических организаций направлена на поддержание обычаев, традиций родного народа, а также на популяризацию национальной культуры, соответственно, для членов диаспоры эти факторы этнического самоопределения являются наиболее значимыми. Различия по признаку «черты характера и психология» могут свидетельствовать о более глубоком осознании членами диаспоры собственной этничности, этническом самоопределении не только на основании внешних, культурно-обусловленных признаков, но и внутренних личностных факторов.Одним из важнейших этноинтегрирующих признаков является религия, которой придерживается большинство представителей этноса. Результаты показывают, что больше половины членов диаспоры не только исповедуют ислам, но и соблюдают религиозные обычаи и обряды - 62 против 20% в контрольной группе. Среди татар, не участвующих в деятельности диаспоры, ситуация противоположная - 56% считают себя верующими, но не соблюдают религиозных обрядов, тогда как в экспериментальной группе таких лишь 19%. Процент неверующих в обеих группах различается незначительно (19 в экспериментальной и 24 в контрольной группе). Таким образом, диаспора реализует одну из своих основных функций - осуществление религиозной деятельности и конфессиональная принадлежность, а также ориентация человека на соблюдение внешних атрибутов веры выступают в качестве одного из факторов, определяющих участие в деятельности диаспоры.На осознание себя членом какой-либо этнической группы огромное влияние оказывают знание и использование в быту родного языка. Относительно владения татарским языком нами были получены следующие данные: свободно говорят на татарском языке 74% членов диаспоры и 38% исследуемых контрольной группы; понимают, но не говорят - 25 и 40 % соответственно; вообще не говорят - 2,5 и 22%. Среди членов диаспоры дома говорят на татарском и русском языках 57%, только на русском - 25%, только на татарском - 18%. В контрольной группе только на русском языке дома говорят 72%, на русском и татарском - 28%, только на татарском языке - 0%. То есть большинство членов диаспоры не только знают татарский язык, но и активно используют его для общения в своей семье,79№26Сибирский психологический журнал2007г. тогда как большинство не входящих в диаспору не говорят на нем при общении с членами семьи. Это доказывает наличие актуализированного поведенческого компонента в структуре этнической идентичности членов диаспоры.Члены диаспоры также более ориентированы на поддержание и сохранение национальной культуры: соблюдают обычаи своего народа и справляют национальные праздники 100% членов диаспоры и только 38% исследуемых контрольной группы.Таким образом, члены диаспоры обладают более сформированной и четкой позитивной этнической идентичностью с ярко выраженным поведенческим компонентом, который определяет не только осознание и эмоциональное отношение, но и проявление себя как члена определенного этноса. Это свидетельствует о том, что реализованная этническая идентичность является одной из психологических детерминант участия в деятельности диаспоры.Далее мы анализировали этноаффилиативные мотивы, потребность в этнической принадлежности, уровень ориентации на внутригрупповые нормы и ценности с помощью методической разработки «Этническая аффилиация». Был проведен сравнительный анализ выраженности этноаффилиативных и антиэтноаф-филиативных тенденций в контрольной и экспериментальной группах. Различия по обеим шкалам оказались статистически значимыми (табл. 1).В контрольной группе потребность в этнической принадлежности относительно слабо выражена. Представители этой группы в большей степени ориентированы на личные ценности, потребности и интересы, а не на групповые и не склонны придерживаться «устаревших народных обычаев и традиционного образа жизни». Для большинства членов диаспоры потребность в этнической принадлежности, напротив, очень актуальна. Это проявляется в желании общаться с представителями своей этнической группы, в интересе к своему народу, в стремлении поддерживать обычаи и традиции, культуру и религию своего этноса.Как свидетельствуют приведенные результаты исследования, у членов диаспоры выражены этноаффилиативные тенденции, которые проявляются в потребности в принадлежности к этнической группе, взаимозависимости, эмоциональной близости,групповых достижениях и кооперации. У татар, не участвующих в деятельности диаспоры, по сравнению с представителями общины, в большей степени проявляются антиэтноаффилиативные тенденции -это тенденции давать приоритет личным интересам, ценить независимость, эмоциональную обособленность, личные достижения и соревнование. Следовательно, высокий уровень потребности в этнической принадлежности (этноаффилиативных мотивов) выступает в качестве побудительного мотива участия в деятельности этнической диаспоры.Обусловленность участия в деятельности диаспоры особенностями ценностной сферы исследовалась с помощью опросника Ш. Шварца. Полученные результаты свидетельствуют, что в экспериментальной группе на уровне нормативных идеалов наиболее значимыми являются ценности «традиции», «универсализм», «доброта» (табл. 2).Традиции как ведущий принцип жизни человека проявляются в ориентации личности на принятие и уважение обычаев и идей, существующих в культуре или социальной группе, а также следовании им. Для членов диаспоры наиболее значимы такие ценности, как подчинение правилам, исполнительность, вежливость, смирение, благочестие (следование религиозной вере и убеждениям), принятие своей участи, самодисциплина (умеренность в поведении и желаниях). Эти данные согласуются с ответами респондентов на вопросы анкеты, согласно которым поддержание культуры своего этноса, следование нормам и обычаям, принятым в собственной культуре, -это основная цель участия в деятельности этнических организаций для большинства их членов.Особенностью членов диаспоры является также ориентация на ценности универсализма - понимание, терпимость, защиту благополучия всех людей и природы. Для них характерны широта взглядов, стремление к социальной справедливости, равенству. Эти особенности способствуют установлению благоприятных контактов с представителями других культур и социальных групп. Для членов диаспоры актуальны и потребности в позитивном взаимодействии, обеспечении благополучия близких людей. Для них значимы такие ценности, как честность, милосердие, лояльность, ответственность, дружба и зрелая любовь (ценностный тип «доброта»).Таблица 1Результаты по методике «Этническая аффвлиацня» в исследуемых группахШкала Группы t Р экспериментальная контрольная Этноаффилиативные тенденции 3,78 1,08 3,03
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 294
Ключевые слова
этническая диаспора, этническая идентичность, этноаффилиативные мотивы, ценностные ориентации, ethnic diasporas, ethnic identity, ethnic affiliative motives, value orientationsАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Яницкий Михаил Сергеевич | Кемеровский государственный университет | доктор психологических наук, профессор | |
Тулбаева Дина Наильевна | Центр оценки и развития персонала «Алекса групп» |
Ссылки
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
Лаллука С. Диаспора: Теоретический и прикладной аспекты // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 91-97.
Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности // Психологический журнал. 1996. № 4. С. 32-42,
Левкович В.П. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С. 138-153.
Семке В.Я. Очерки этнопсихологии и этнопеихотерапии. Томск: Томский университет, 1999.158 с.
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. М., 1998. 687 с.
Тощенко Ж.Т. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. № 12. С. 33-42.
Трофимова Б.Л. Влияние диаспор на развитие межэтнических отношений // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 50-54.
Файзуллин Ф.С. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. 1997. № 8. С. 40-47.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНИНТЫ ВКЛЮЧЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЭТНИЧЕСКОЙ ДИАСПОРЫ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 26.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 5153