ПСИХОДИАГНОСТИКА В СИСТЕМНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙСФЕРЫ ВРАЧЕЙ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ (В СВЯЗИ СО СГРЕССОГЕННЫМХАРАКТЕРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | Сибирский психологический журнал. 2007. № 26.

ПСИХОДИАГНОСТИКА В СИСТЕМНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙСФЕРЫ ВРАЧЕЙ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ (В СВЯЗИ СО СГРЕССОГЕННЫМХАРАКТЕРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Статья посвящена изучению психологического статуса врачей анестезиологов-реаниматологов, работающих в условиях профессионального стресса. Показаны возможности психодиагностических (клинико-психологического и экспериментально-психологического) методов в выявлении стрессогенных факторов, особенностей психоэмоционального состояния, стратегий и ресурсов стресс-преодолевающего поведения. Полученные данные могут быть использованы при разработке программ профилактики психической дезадаптации у лиц, работающих в условиях профессионального стресса

PSYCHODIAGNOTICS IN THE SYSTEM RESEARCH OF THE EMOTIONAL-PERSONAL SPHEREOF THE ANAESTHESIOLOGISTS (IN CONNECTION WITH TH.pdf В настоящее время медицинская психодиагностика нацелена на решение широкого круга практических задач не только в клинической, но и профилактической медицине [6]. В рамках этого направления существенное внимание уделяется проблеме профессионального стресса и его последствий для лиц помогающих профессий, работающих в условиях повышенного эмоционального напряжения, ответственности, постоянного взаимодействия с людьми, их проблемами и страданиями. Область анестезиологии-реаниматологии относится к профессиональным сферам, в максимальной степени насыщенным подобными стрессоген-ными факторами, что определяет повышенный риск развития у врачей-специалистов профессиональной деформации личности (одним из проявлений которой является синдром «психического выгорания» [7]) и других негативных состояний вплоть до нарушений социальной адаптации, нервно-психического или соматического здоровья [4,15].Однако рассмотрение этой проблемы только в аспекте дефицита и ущерба, которые приносит личности профессиональный стресс, является явно недостаточным. Не менее важным является изучение механизмов совпадающего со стрессом поведения (копинга) как одной из осознанных и активных форм психологической адаптации человека к стрессоген-ным условиям жизни и деятельности [1]. Кроме того, важным представляется установление взаимосвязи между комплексом психологических характеристик врачей-анестезиологов (характеристик эмоциональной сферы и копинга) и длительностью работы в этой области, так как есть основания предполагать трансформацию характеристик личности по мере увеличения срока работы в стрессогенных условиях профессиональной деятельности.В связи с этим целью настоящего исследования стало выявление особенностей эмоционального состояния и механизмов психологической адаптации к стрессогенным условиям профессиональной деятельности у врачей анестезиологов-реаниматологов с различным стажем работы. В соответствии с цельюопределены следующие задачи исследования данной категории специалистов: 1) выявление зон наибольшей социальной фрустрированности и эмоциональной неудовлетворенности; 2) выявление особенностей эмоционального состояния; 3) выявление базисных копинг-стратегий (стратегий стресс-преодолевающего поведения), а также конструктивных и неконструктивных копинг-стратегий в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах; 4) выявление личностных копинг-ресурсов - черт личности, способствующих психологической адаптации к стрессогенным условиям профессиональной деятельности.Материал исследования составили данные, полученные в ходе психологического исследования врачей, повышающих квалификацию на кафедре анестезиологии и реаниматологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Всего исследовано 96 врачей. Из них 62 (64,6%) мужчины и 34 (35,4%) женщины; средний возраст - 42,1 года. В соответствии с задачами исследования врачи были разделены на две группы в зависимости от стажа профессиональной деятельности в области анестезиологии и реаниматологии. Первую группу составили 44 врача со стажем работы менее 13 лет (средний возраст - 33,1 года), вторую - 52 врача со стажем работы 13 и более лет (средний возраст - 49,6 года).Такой пороговый уровень в различии стажа работы (13 лет) был выбран не случайно. При такой длительности стажа профессиональной деятельности человек вступает в тот жизненный период, который принято называть «кризисом зрелого возраста». В этом возрастном периоде происходит окончательное становление личности, которая достигает пика своей социальной активности, завершается формирование системы ценностей, остро переживаются вопросы самореализации, социального статуса и признания. Накопленный к этому времени опыт работы позволяет специалисту объективно оценить свои профессиональные возможности и перспективы, пересмотреть жизненные планы с учетом особенностей профессии и своей роли в ней. Немаловажное154Клиническая (медицинская) психологиязначение имеет и то, что в этом критическом возрастном периоде на фоне жизненных (экзистенциальных) проблем, профессиональных стрессов и перегрузок впервые возникает или обостряется риск развития пограничных нервно-психических, а также психосоматических расстройств,В соответствии с общей целью и конкретными задачами использовались клинико-психологическии и экспериментально-психологический методы исследования.Клиника-психологический метод реализовался с помощью двух методик, относящихся к классу структурированного интервью. Использовалась медико-социологическая шкала «Уровень социальной фру-стрированности» (УСФ) [5], направленная на выявление степени удовлетворенности респондентов такими обобщенными аспектами своей жизни, как «социальный статус», «экономическое положение», «здоровье», «взаимоотношения с родными и близкими» и др. Для выявления зон наибольшей эмоциональной неудовлетворенности в связи с особенностями профессиональной деятельности было разработано специализированное интервью. Пункты интервью отражают проблематику, как общую для врачебной профессии, так и потенциально высокозначимую для врачей анестезиологов-реаниматологов.Экспериментально-психологический метод реализовался с помощью набора стандартизованных методик, направленных на выявление эмоционально-личностных характеристик и особенностей стресс-преодо-левающего поведения: 1) «Интегративный тест тревожности» [3]; 2) «Опросник депрессивности» [12]; 3) «Многофакторный опросник астении» [12]; 4) шкалы «Эмоциональная сенситивность» и «Невротический сверхконтроль», входящие в число дополнительных шкал «Стандартизованного многофакторного метода исследования личности» (СМИЛ) [14]; 5) опросник «Индикатор стратегий преодоления стресса» [13]; 6) «Опросник для изучения копинг-поведения» [8]; 7) «Личностный дифференциал» [2].Результаты клинико-психологического исследованияНа этапе клинико-психологического исследования была изучена степень субъективной удовлетворенности врачей анестезиологов-реаниматологов различными аспектами своего социального и профессионального функционирования. В табл. 1 приведены результаты исследования, полученные с помощью медико-социологической шкалы «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ).Примечание: диапазон возможных оценок степени удовлетворенности - от 1 до 5: 1 - полная удов-летворенность, 2 - скорее удовлетворенность, 3 -трудно сказать, 4 - скорее неудовлетворенность, 5 -полная неудовлетворенность.Как видно из табл. 1, в целом отраженный в количественных показателях методики УСФ уровень удовлетворенности различными значимыми аспектами своей жизни в группе изученных врачей не снижен: большинство ответов врачей соответствует градациям 1,2 или 3. Исключение составляет сфера материального положения, в которой выявляется снижение степени удовлетворенности как у врачей с меньшим стажем профессиональной деятельности, так и у врачей с большим стажем.Статистически значимые различия между врачами первой и второй группы получены по показателю удовлетворенности жилищно-бытовыми условиями, который оказался ниже у врачей с меньшим стажем профессиональной деятельности. Можно предположить, что это определяется рядом как субъективных, так и объективных факторов. К первым могут быть отнесены большие потребности и ожидания в материальной сфере у молодых врачей, сформированные в новейших социально-экономических условиях. Ко вторым - закономерная (определяемая естественным ходом жизни) большая благоустроенность и лучшее материальное положение врачей, имеющих больший профессиональный стаж и более высокий социальный статус.Согласно полученным данным, врачи первой группы на уровне тенденции к статистической значимости оказались менее удовлетворены по сравнению с врачами второй группы не только материальными, но и социально-психологическими аспектами своего существования - взаимоотношениями с родителями, другими родственниками, друзьями, а также своей профессиональной деятельностью в целом. Важно отметить, что при этом обе группы врачей имеют максимальные показатели удовлетворенности конкретной областью своей профессиональной деятельности (т.е. тем, что они работают в области анестезиологии-реаниматологии).Для более дифференцированного содержательного анализа психологического дискомфорта, напряжения и неудовлетворенности, которые возникают в процессе реализации врачами своей профессиональной деятельности, использовалось специализированное интервью, учитывающее специфику работы в области анестезиологии-реаниматологии.При анализе результатов интервью обращает на себя внимание довольно сходная ранговая структура неудовлетворенности различными аспектами своей профессиональной деятельности врачей с большим и меньшим стажем работы.На первом месте по частоте встречаемости в обеих группах врачей стоит неудовлетворенность заработ-155№26Сибирский психологический журнал2007г. Степень удовлетворенности врачей анестезиологов-реаниматологов различными аспектами своего свивального функционированияТаблица 1Сферы социального функционирования и отношений личности Степень удовлетворенности (М+ т) Достоверность различий 1-я группа п = 44 2-я группа п = 52 Взаимоотношения с женой (мужем) 2,30+0,19 2,13+0,19 Взаимоотношения с родителями 2,10+0,19 1,70+0,12 0,05

Ключевые слова

психологическая диагностика, профессиональный стресс, эмоциональное состояние, стресс-преодолевающее поведение, психологическая адаптация, психопрофилактика, анестезиологи-реаниматологи, psychological diagnostics, professional stress, emotional state, coping-behavior, psychological adaptation, psychoprophylaxis, anaesthesiologists

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Щелкова Ольга ЮрьевнаСанкт-Петербургский государственный университеткандидат психологических наук
Всего: 1

Ссылки

Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу: Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.
Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Личностный дифференциал: Методические рекомендации. Л.: Психоневрологический институт им.В.М. Бехтерева, 1983.
Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности: Методические рекомендации. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2001.
Бунятян А.А., Баклаев А.В., Смирнов И.В., Мизиков В.М. Человеческий фактор в анестезиологии // Анестезиология и реаниматология. 2000. № 5. С. 4-10.
Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Беребин М.А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрусгрированности и ее практическое применение: Методические рекомендации. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2004.
Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика, обучение. СПб.; М.: Академия, 2003.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005.
Карвасарский Б.Д., Абабков В.А., Васильева А.В. и др. Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 1999.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006.
Лигер С.А. Формирование копинг-поведения студентов медицинского вуза и его влияние на личностно-профессиональное развитие врача: Автореф. дис.... канд. психол. наук. СПб., 1997.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2001.
Решетова Т.В., Жигалова Т.Н., Решетов М.В. Психологические проблемы гигиены труда медицинского персонала // Материалы конференции «Оптимизация больничной среды средствами новых технологий». М., 2004. С. 161-166.
Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дис. ... д-ра мед. наук. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 1994.
Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000.
Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 3. С. 71-81.
 ПСИХОДИАГНОСТИКА В СИСТЕМНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙСФЕРЫ ВРАЧЕЙ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ (В СВЯЗИ СО СГРЕССОГЕННЫМХАРАКТЕРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | Сибирский психологический журнал. 2007. № 26.

ПСИХОДИАГНОСТИКА В СИСТЕМНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙСФЕРЫ ВРАЧЕЙ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ (В СВЯЗИ СО СГРЕССОГЕННЫМХАРАКТЕРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | Сибирский психологический журнал. 2007. № 26.