«B.C.» - PERSOM NOETIC.pdf Чем старше я становился, тем больше чувствовал потребность при чтении любой книги, особенно профессиональной, видеть фотографию человека, ее написавшего (хотя бы самую случайную). Я чувствую, как она дает мне точку опоры, реальный ключ к пониманию того, что хотел сказать автор, почему он хотел это сказать и для кого на самом деле он пишет.В 1966 г. Б.Г. Ананьев был для нас, первокурсников, не просто ярким интеллектуальным лидером, он был живым классиком, и пристальный интерес к нему, конечно, естествен.В его лице меня сразу поразила очень рельефное (слишком рельефное) сочетание интеллекта и воли, за которым позднее я почувствовал сильную укрощенную эмоциональность и открытую эстетическую позицию. Меня приятно удивляло, когда, читая лекции первокурсникам, при четкой структуре изложения он позволял себе как бы нечаянные ассоциации, очень меткие реплики в адрес конкретных музыкальных событий. На последней встрече Б.Г. с нами, уже выпускниками факультета психологии, мне запомнилась его мысль о том, что эстетические способности являются, возможно, центральными в структуре личности профессионального психолога.С годами я и мои сокурсники смогли по-настоящему оценить его настоятельную рекомендацию - не читать на первом курсе учебники, а читать монографии, а на первый экзамен по психологии приносить не шпаргалки, а полезные книги. Мне кажется, что это отчетливо сказалось на своеобразной продуктивности первого выпуска факультета.Каждый раз, когда я возвращаюсь к наиболее затронувшим меня его научным идеям, перед глазами несколько его ракурсов - живых и фотографических, где всегда - интеллект... эстетика... воля...Идеи, которые не удается забытьПринято говорить о глобальных незавершенных научных программах Б.Г. Ананьева. Я же хочу вспомнить идеи, лежащие в основаниях этих программ и до сих пор не дающие мне покоя.Новый виток комплексного подхода (после классических проектов В.М. Бехтерева) в психологических исследованиях, инициированных Ананьевым, был уже в контексте модных тогда системного и кибернетического подходов, которые весьма успешно развивались его учениками в психологии. Поэтомуне выдерживают критики представления о том, что комплексный подход - это якобы недооформленный системный. В концепции комплексного видения психической организации человека Ананьев оставил завораживающие степени свободы в виде коррелятивных связей между на первый взгляд несоизмеримыми событиями душевной жизни субъектного, личностного уровня и событиями психофизиологическими, психомоторными и метаболическими; между сквозными тенденциями координации и субординации на разных уровнях - от органического до личностного и индивидуального. По сути, Ананьев предлагал оригинальную версию реализации в психологических исследованиях холистического подхода, выходящего за рамки системного и имеющего космологическое значение. Именно эта таинственная коррелятивность несоразмерного в многоуровневой организации душевной жизни человека позволила в свое время предположить и исследовать феномен транскоммуникации, на основе которого возможно научное исследование наиболее дискуссионного сейчас трансперсонального фронта человеко-знания, точнее, антропологической психологии.Такой масштаб анализа был заложен в основе комплексного подхода, одним из аспектов которого можно считать отчетливо представленное в основной работе Ананьева ноосферное измерение, открыто ассимилирующее масштабные идеи П.Т. де Шар-дена и В.И. Вернадского. На основе этого можно было уже решиться формулировать идеи ноэтичес-кой психологии и говорить о психологическом универсуме человека поэтического. В этом контексте появилась возможность рассматривать метанойю как высшее духовное состояние человека в координатах научного, хотя и постнеклассического анализа, не подменяя этот анализ религиозными максимами.Впрочем, масштаб психологического развития человека в онтогенезе Б.Г. Ананьев рассматривал в полном соответствии с современным холистическим подходом как целостное психосоматическое и ней-родинамическое развитие в единстве двух контуров психофизиологического регулирования. Имеются в виду вертикальный (спинно-мозговой) и горизонтальный (межполушарный, или билатеральный) контуры. Идея трансформации и переноса в онтогенезе регуляторных функций от низших к высшим (межполушарным) подготовила новое понимание духовного развития человека в зрелом возрасте как развития незатухающего, восходящего, экспоненци-1 Так часто называли Бориса Герасимовича Ананьева его сотрудники и ученики в 60-е гг.198Знаменательные событияального. В этом смысле данная концепция Ананье-Сейчас уже многим, и не только профессионалам,ва созвучна ключевым идеям и гипотезам известныхясно, что смелые идеи Ананьева опередили свое вре-современных антропологов - Г. Бейтсона, Ч. Пир-мя и могут получить полноценное развитие толькоса, Р. Шелдрейка и др. Возможно, свою идею Ана-сейчас. Не упустить бы нам эту возможность,ньев подтверждал не только своей жизнью, но и         Ананьев - человек, который после смерти про-смертью. Не исключено, что об этом знают не толь-должает становиться более живым, конечно, в ином,ко врачи и близкие...более совершенном поэтическом ракурсе бытия.
 
                        
                        
    				 
    				| Кобрин Валерий Иванович | Томский государственный университет | доктор психологических наук, профессор |  |