СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН СООБЩЕСТВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
Статья посвящена вопросам управления коммуникациями социальных групп в школьных сообществах с целью создания эффективных условий для развития местного сообщества.
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL DESIGN OF COMMUNITIES OF DIFFERENT LEVELS.pdf В самом широком смысле слово «дизайн» означает конфигурирование потоков энергии и материалов в соответствии с потребностями человека.Понятие «дизайн» включает в себя интуитивные элементы искусства и рациональные элементы проектирования и конструирования. Таким образом, в дизайне задается поле или место диалога сознательного и бессознательного, место, в котором возможна «презентация» сознанию бессознательных процессов и иррациональных установок.Дизайн сообществ в первую очередь связан с изменением качества коммуникаций. Субъектами коммуникаций выступают как личность, так и корпоративные группы и сообщество в целом. Социально-психологическому дизайну доступны виды общения, соответствующие уровням жизни человека: (A) аффективный (импульсный, диффузный); (В) нормативный (стереотипный, привычный, функциональный); (С) проблемный (ролевой, конструктивный, интеллектуальный); (D) духовный (творческий, рефлексивный) [3]. Эти же виды общения применимы для коммуникаций «человек-группа», «группа-группа».Рациональная составляющая социально-психологического дизайна базируется на методологии организационной психологии и на методах социального проектирования и менеджмента. Иррациональная составляющая включает видение и мечту личности, корпоративных групп, сообщества в целом. Процедуры социально-психологического дизайна обеспечивают проявление метамотиваций и потребностей корпоративных групп сообщества, определение оснований взаимности и групповое построение стратегий развития сообщества.Современная ситуация модернизации жизни российского общества обнажила изначально глубокую противоречивость характера образования сообществ. Появление сообщества является своеобразным «результирующим вектором», который складывается из действия трех разнонаправленных векторов-тенденций.Первый вектор-тенденция обращен в прошлое, нацелен на поддержание в постоянном актуальном состоянии опыта прошлого, устремлен на социальные традиции, которые призваны обеспечивать устойчивость и стабильность. Примером сообщества с доминантой этого вектора может служить традиционное образовательное сообщество.Второй вектор-тенденция обращен в настоящее: все даже сиюминутные перемены и конъюнктурные политические движения оказывают ощутимое воздействие, влияющее (часто фатально) на стратегию формирующихся социальных общностей. Пример сообществ с доминантой этого вектора - множество политических партий, аккумулирующих вокруг себя коммерческие, бюрократические и иные структуры.Третий вектор-тенденция обращен в будущее, нацелен на «превентивную адаптацию» личности и общества к встрече с «грядущей реальностью». Этот вектор является самым сложным, т.к. непосредственно связан с феноменом социальных утопий, которые, по меткому выражению И.В. Мелик-Гайказян, не всегда иллюзия, «сон золотой». В утопии «фиксируется асимптотическая цель, которая, будучи выбранной обществом в качестве коллективной мечты, способна вызывать стремительную социокультурную динамику и указывать путь перехода в желаемое будущее. История знает несколько случаев позитивного воздействия утопий на общественное развитие и множество примеров деструктивных итогов следования утопическим идеям. В российской действительности заимствования чужой мечты, внешние модернизации происходили нередко, однако чаще всего неудачно. Определяющую роль здесь играет не сама утопия, а последовательность шагов на пути к желаемому состоянию, заданность порядка действий» [6. С. 57].Социально-психологический дизайн призван инициировать позитивную динамику сообществ, создавая основные условия возможности выбора. Первое условие -сообщество должно знать, чего оно хочет. Второе условие - члены сообщества должны знать, что у них есть выбор средств достижения целей. Эти два граничных условия позволяют определять сообществу оптимальное соотношение способа действий и выбора целей в конкретном социальном контексте.Работа с местными сообществами: проблемы и потребностиСегодня многие местные администрации ощутили потребность в общественном фундаменте, стоящем на твердой почве гражданского общества, потребность в обратной связи с местным населением, во взаимодействии с ним. Появляются муниципальные отделы по работе и связям с общественностью, активно поощряется создание органов территориального общественного самоуправления (ТОС), товариществ собственников жилья (ТСЖ). Но работа по созданию различных форм самоорганизации местного населения встречает характерные трудности, которые имеют общий и предсказуемый характер.Главным препятствием развития территориального общественного самоуправления, кроме недостаточности финансовых и иных материальных ресурсов, сегодня является отсутствие в необходимом количестве и необходимого качества общественной инициативы, в том числе именно на местном уровне микрорайона, квартала, улицы, дома и его двора. Отсутствуют также социальные и социально-психологические технологии формирования, стимулирования и развития общественной инициативы на местном уровне, ориентированные в будущее, т.е. предусматривающие саморазвитие и воспроизводство создаваемых структур общественной самоорганизации [1].Надо заметить, что переход от территориальной социальной группы, называемой «местное население», к местному сообществу, имеющему развитую инфраструктуру различных организационно-правовых форм и уровней самоорганизации, завершенной наличием органа территориального общественного самоуправления, -путь не близкий и не быстрый. Тем более, если процесс социального становления территориального общественного самоуправления проектировать только в части орга-низационно-деятельностной, оставляя за рамками проектного воздействия важнейшую нелинейную задачу любого социального изменения: формирование, образование кадрового, человеческого ресурса для выстраиваемых новых адекватных организационно-деятельно-стных форм.Актуалъностъ проекта социально-психологического дизайна сообществ: проект возник в ответ на потребность создания условий для устойчивого развития местного сообщества. В основании лежат методы: стратегический менеджмент, метод моделирования коммуникативных миров [4], социальный менеджмент сложных сообществ, социализация образования [8]. Проект призван повышать эффективность решения задач, стоящих перед органами власти в любых сообществах:1..Устойчивое развитие сообщества по законам общественного договора.2.Получение прибыли по законам рыночных отношений.3.Реализация личности по законам удовлетворения потребностей.Объект - коммуникативный мир сложного сообщества, который образуется как соединение коммуникативных миров различных социальных групп и отдельных личностей, входящих в сообщество.Коммуникативный процесс рассматривается как необходимая предпосылка становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она является также и социальным механизмом, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.В социально-психологическом дизайне сообществ «точка пересечения» коммуникативных миров сообщества трансформируется в «точку Встречи», обретающей форму конструирующего диалога.Работа ведется с сообществами разных типов:1))локальными, возникшими «по обстоятельствам» (общественная группа; класс; команда);2))корпоративными (видовые объединения по какому-либо признаку деятельности - объединение промышленников и предпринимателей; профсоюз; научныйцентр);3))территориальными (муниципалитет, микрорайон или поселение; товарищество собственников жилья, объединяющее несколько домов; школьное сообщество).В качестве конкретного примера можно рассмотреть опыт социального конструирования в школьных сообществах.Социально-психологический дизайн в школьных сообществахСистема общего среднего образования остается сегодня тотальной социальной системой, т.е. обладает потенциалом тотального управляемого, программного и программирующего воздействия на «кадровый резерв» общества. И, что для местного самоуправления должно быть особенно важно, школа в муниципальной системе общего, а заодно дошкольного и дополнительного образования находится под прямым управлением муниципалитета. Последний является сегодня учредителем всех учреждений общего среднего, дошкольного и дополнительного образования.Для адекватной состоянию общества социализации детей и молодежи школа должна выстроить систему их гражданского и экономического образования и воспитания. Помочь школе должны ее учредители - муниципальные администрации и местные советы, а также органы самоуправления в школьных сообществах. Совместная работа школ, органов местного самоуправления, объединений граждан позволит в недалеком будущем сформировать полноценную систему территориального общественного самоуправления в состоявшихся местных сообществах, имеющих развитую инфраструктуру некоммерческого сектора, органично встроенного в структуру гражданского общества на муниципальном, региональном, общероссийском уровнях. Включившись совместно со школой в такую работу, местные администрации уже сегодня получат дополнительные ресурсы и новые возможности для формирования реальных структур социального партнерства с местным населением и основ системы территориального общественного самоуправления в муниципальных территориях [2].Однако редкая школа может показать программу обучения или воспитания, основанную на результатах исследования не фантомных, а актуальных образовательных и социальных потребностей местного сообщества.Между тем коррекция деятельности учреждения в соответствии с выявленными актуальными потребностями сообщества является частью современного маркетинга услуг (в частности, образовательных) и дает ключ к большинству имеющихся в сообществе ресурсов.Возвращаясь к типам ресурсов, хочется обратить внимание, что, кроме материальных и финансовых, существуют информационные, технологические, мотива-ционные, человеческие и другие. Их использование позволяет без материальных и финансовых ресурсов решать часть проблем социального развития (в том числе образования), а также эффективно влиять на принятие политических и экономических решений.Наиболее эффективным способом привлечения любых ресурсов является взаимовыгодное сотрудничество. Для того чтобы оно реализовалось, школа должна «выйти в общество», освоить новые направления социальной активности, частично взять на себя роль социального агента. В этом случае она претендует на участие в большинстве реально жизненно значимых дел в сообществе и становится интересной и важной для большинства членов местных сообществ. Это путь к позиции в центре и ключ к успеху [5].Опыт социального конструирования в школах г. Красноярска. Методологический принцип, которым руководствуются социально активные школы Советского района г. Красноярска, можно сформулировать следующим образом: реальные проблемы окружающего социального мира, оказывающие негативные образовательные воздействия на обучающихся, необходимо превратить в «обучающий материал» для развития навыков самоорганизации в форме добровольных общественных объединений с целью самостоятельного, осуществляемого под свою ответственность социального действия в целях разрешения тем или иным образом таких проблем. Этот принцип принято называть принципом социально активного, т.е. социально действующего, образования. Развитие в этом направлении сформировало уже собственно идею социально активной школы, которая от реагирования на вызовы внешней социальной среды переходит к упреждающему развивающему влиянию на местное сообщество в формах добровольческих акций и кампаний, а также в формах содействия в местной общественной самоорганизации для целей социокультурного развития окружающего сообщества.Система такого гражданского обучения и воспитания развивается вовне школы за счет организационного и функционального включения в нее возможно большей части представителей местного сообщества, структурных подразделений, учреждений и служб органов местного самоуправления, коммерческих организаций, социальных групп и самоорганизованных социальных сообществ (некоммерческих, общественных организаций), территориального общественного самоуправления, оказывая обучающее и воспитательное воздействие на всех участников процесса и создавая не только внутри, но и вокруг школы реальное единое образовательное и воспитательное пространство гражданской инициативы и общественной деятельности.В этой системе реальные проблемы вокруг образования, другие социально-экономические местные проблемы становятся «наглядными пособиями» и практическим материалом для обучения и развития гражданской, общественной активности учеников, их родителей и педагогов, других вовлекаемых членов местного сообщества. На этом материале можно учиться и учить всех участников реально работать в местном сообществе, активно влиять на него, решать, кроме проблем образования, и другие местные проблемы.Расширяя круг задач и решаемых социальных проблем из списка реальных проблем окружающего школу сообщества, такая система развивается в систему социального партнерства на местном уровне. Центром такой организационной системы местного сообщества и ее организующим элементом является школа. При этом расширяются возможности школы по привлечению внебюджетных финансовых средств и иных дополнительных ресурсов как на нужды образования, так и на развитие организационных структур местного сообщества.Одновременно происходит выстраивание реальной среды, по необходимости включающей окружающий школу социум, все три его сектора. Школа предоставляет своим ученикам возможность образования в социальном пространстве нового современного типа. Только социально открытая и общественно активная школа может воспитать нового гражданина, способного к проявлению гражданской активности лично и в объединении граждан, к социально ответственной реализации своей экономической активности и к работе по-новому, в ключе социального партнерства, в институтах государственной власти.Развивающее и преобразующее воздействие школы на внешнюю социальную среду для достижения образовательных целей и задач фактически означает непосредственное включение образовательных ресурсов муниципальной школы и вовлечение человеческого ресурса участников образовательного процесса в социальные действия также и в интересах всего местного сообщества. Наиболее ценным в долгосрочной перспективе является вовлечение в качестве реального субъекта в процессы социального развития своей территории учащейся молодежи. Социально активная школа, предоставив местному сообществу свои ресурсы, фактически расширила свою образовательную среду за пределы здания школы до границ окружающего школу сообщества и тем самым реально вовлекла в образовательный процесс разнообразные дополнительные ресурсы местного сообщества. Сложившееся партнерство социально активной школы и местного сообщества одинаково выгодно обеим сторонам.Ярким примером социально-психологического дизайна местного сообщества является практика Благотворительного фонда попечительства об образовании Советского района г. Красноярска [7]. Потребность в самореализации, возможность выбрать и осуществить свой путь к образу счастливого будущего, обеспеченные средствами самостоятельного привлечения и независимого распределения ресурсов, получили легальное оформление в виде общественного объединения жителей без регистрации членства. В жизнь сообщества внедрены совместные процедуры ежегодного согласования перспектив развития, постановки целей развития, объединение общественных ресурсов и распределение их через поддержку социальных проектов по установленным в самом сообществе своим правилам. В разработанной структуре фонда и процедурах деятельности заложены возможности для самореализации всех считающих себя причастными к развитию социально ориентированного образования личностей и корпоративных групп.Некоторые примеры реальных приобретений сообщества. При численности населения Советского района около 200 000 человек фонд имеет представительства в абсолютном большинстве образовательных учреждений района. Объем самостоятельного финансирования социальных проектов школ, групп населения, общественных объединений достигает 12 млн руб. Школьный компьютерный клуб, развившийся при поддержке фонда, сегодня вырос в солидную организацию, предоставляющую услуги всему населению с использованием оптоволоконной сети. Для оценки качества образования в районе по инициативе жителей внедрен общественный аудит работы школ. Примеры социального творчества и достижений жителей можно продолжить.Метаидея «хозяина своей жизни» стала основанием сообщаемости и со-гласованности разнопорядковых микросообществ, которые за счет изменения качества коммуникаций обрели новое качество жизни.Проект социально-психологического дизайна на базе школьных сообществ в Томске. Школьное сообщество рассматривается как активная социальная среда, являющаяся одновременно «продуктом» и «источником» разноуровневых коммуникаций, образованного «пересечением» коммуникативных миров различных групп - родителей, учеников, администрации, учителей, жителей прилегающих к школе территорий и т.д.В томском проекте мы решили идти от анализа коммуникативных миров школьного сообщества. Картина, получаемая через анализ коммуникативных миров, позволяет описывать как видимую часть отношений социальных групп в сообществе, так и «скрытую». Это помогает выявлять общую метапозицию. Согласование метапозиции с целями через социальное проектирование, коммуникативные тренинги и другие социально-психологические методы открывает путь к саморазвитию сообщества как социальной целостности.Социальное проектирование является важнейшей составляющей социально-психологического дизайна сообщества. Оно нацелено на «инкубирование» естественных «точек роста» сообщества, выводит на эффективный фандрайзинг (поиск и привлечение ресурсов) для развития конкретного сообщества в наиболее актуальных для него направлениях, делает сообщество инвестиционно привлекательным.В рамках проекта предусмотрены обучающие практикумы по стратегическому менеджменту сообщества, социальному проектированию, фандрайзингу и администрированию грантовых программ как для отдельных школьных сообществ, так и для партнерств, в которые, помимо школ, входят организации разных типов (от общественных до коммерческих, от локальных до территориальных).Цель пилотного проекта - организация эффективного взаимодействия членов сообщества для достижения желаемого состояния. Что такое «желаемое состояние»? Оно следует из видения будущего, определенной миссии сообщества и тенденций его развития. Дизайн в первую очередь предполагает выявление скрытого потенциала и актуализацию потребности в эффективном развитии сообщества. Далее формируется инструментарий управления, развития и системы мониторинга. Следующая часть - обеспечение ресурсами для эффективного развития.Работа организована в несколько этапов:•·подготовительный этап - исследование коммуникативных миров сообщества, выявление и анализ ме-тапозиции;•·организационный этап - выявление лидеров групп, входящих в школьные сообщества, и работа с ними, включающая выявление и актуализацию «пограничных интересов», порождающая новое качество «самоидентификации» и возможной самореализации лидеров;•·развивающий этап - социально-психологический дизайн, включающий четыре составляющие:а)работа внутри групп (актуализация ценностей:«нужно», «важно», «возможно» в согласовании с мета-позицией);б)работа на границах групп - углубленная работа слидерами; формирование команд и «точек роста» необ-ходимых сообществу организаций;в)выход на проектирование и дизайн организаций,соответствующих психологическому складу лидеров иметапозиции сообщества (например, в рамках проектана базе школы создаются творческая студия «Связь культур и поколений», «Клуб дебатов», «Клуб психологических встреч», «Ярмарка социальных проектов», рабочая группа для проведения исследований по экологическим грантовым программам);г) фандрайзинг: привлечение ресурсов (целевые инвестиции, гранты и т.п.) для сообщества.В результате школа становится не просто открытой системой, школа становится единым с сообществом социально-образовательным пространством или социально-образовательной системой «школа - сообщество». Цели, задачи и содержание деятельности организационных форм местной общественности и социально активной школы взаимно дополняются. Для общественности участие в изменении содержания и качества образования, в том числе и внедрение в образовательную практику технологии социально активной школы, это вопрос воспроизводства и развития различных форм и уровней самоорганизации в местном сообществе. Участие местного сообщества в делах образования и в управлении общественно востребованными изменениями в содержании и в качестве образования - это то, что только и можно назвать попечительством общества об образовании, институционально закрепленным в виде государственно-общественного управления учреждением образования и общественно-государственного управления социальным развитием в открытой социально-образовательной среде «школа - сообщество» на условиях социального партнерства на местном уровне.При проведении дизайна сообщества микрорайона «Степановка» использовалась площадка школы № 35 -единственного в то время образовательно-культурного центра микрорайона частного сектора с населением более 5 000 человек. Организацией, наиболее связанной с жизнью сообщества, оказалась школа. Остальные значимые организации имели корни в других сообществах. Наиболее крупным локальным сообществом явились родители. Футбольный клуб при школе - самая большая неформально организованная группа, опирающаяся на интересы местного сообщества. Кроме этого, наблюдался ряд активных жителей, действовавших самостоятельно в решении проблем микрорайона.Характер общения: аффективный - для всех жителей в пределах соседства, нормативный - в рамках школьного сообщества, проблемный и духовный - практически отсутствовали. Метапозиция микрорайона -ощущение заброшенности, отверженности, поражения в правах, безысходность. Работа с лидерами школы, родителями, жителями строилась на актуализации их личных и социальных потребностей, вокруг метацели «устойчивое развитие сообщества», с презентацией реальных возможностей решения существующих проблем при опоре на ресурсы школы. Были выявлены и актуализированы точки взаимности, определившие возможности самоактуализации в направлении единой метацели, проведены командообразующие процедуры. В результате при оформлении институциональной основы -фонда развития образования - делегаты от групп учителей, родителей, жителей предложили расширить миссию создаваемой организации до образования и развития сообщества не только школьного, но всего микрорайона. А при выборе руководящих органов фонда массовым явлением стало самовыдвижение делегатов.После согласования корпоративных целей относительно метацели шла работа по конструированию структуры и процедур взаимодействия внутри сообщества. Результатом реализации проектов стало увеличение ресурсов школы и микрорайона (от оборудования школы до местного стадиона), формирование устойчивых социальных связей в микрорайоне (от организованной уборки бытовых отходов до совместных праздников).В этом сообществе метаидея «освобождение от обреченности» сплотила корпоративные группы в поле социального конструирования. Сообщество изменилось качественно: аффективное общение стало шире, нормативное получило «местную прописку», проблемное облеклось в организационные формы внутри сообщества, духовное получило местное социокультурное наполнение. И здесь целенаправленное изменение качества коммуникаций привело к изменению качества жизни.Если проанализировать потребности различных социальных групп современного имущественно и идеологически расколотого российского общества, то можно выделить общую потребность: устойчивое развитие общества, т.е. накопление положительных изменений в общественной жизни через трансформацию в процессе развития без прохождения кризиса. Для реализации сценария устойчивого развития необходимы достаточные человеческие, финансовые, материальные, информационные, организационные и другие ресурсы, умение их соорганизовать и использовать для достижения поставленных целей.В настоящее время многие местные администрации имеют программы по развитию общественной активности местного населения и созданию территориального общественного самоуправления, эффективные молодежные программы, программы развития местного образования. Однако часто такие программы, решая параллельные задачи каждая своими методами, никак не взаимоувязаны. Эффективность затрат местных ресурсов и достижения в реализации этих социальных программ существенно снижаются.Местная администрация, скоординировав работу отдела по работе с общественностью, управления образования, комитета по делам молодежи, других муниципальных ведомств и служб, имеет возможность сконцентрировать финансовые, кадровые, материальные, информационные и иные ресурсы на полноценное выполнение важной задачи выстраивания системы государственно-общественного социального партнерства в различных сферах местной жизни, уверенно опираясь на развивающее партнерство школы и окружающего сообщества. В рамках такого комплексного подхода формирование системы территориального общественного самоуправления происходит на твердой почве развитой местной гражданской инфраструктуры, ориентированной также и на молодежь, на саморазвитие и воспроизводство местной самоорганизации в будущем, в новых поколениях граждан.Учреждения образования, желающие быть наиболее конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, с успехом могут использовать парадигму социально ориентированного образования для успешного маркетинга образовательных и социальных услуг. Государственно значимым, ответственным решением стало бы широкое внедрение социально ориентированного образования в современной России, ибо такое образование мобилизует ресурсы сообщества для решения его проблем, снижает уровень социального иждивенчества, дает возможности для реализации творческой энергии личностей и социальных групп.Проводимые в стране реформы - конституционная (необходимость создания гражданского общества), образования (ПНП «Образование», Комплексный проект модернизации образования), местного самоуправления (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.) - только подчеркивают актуальность освоения технологий социально-психологического дизайна и делают владение ими насущной необходимостью.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 184
Ключевые слова
сообщество, коммуникации, развитие, community, communications, developmentАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Котиков O.A. | Центр воспитания и гражданского образования ТОИПКРО | ||
Частоколенко Я.Б. | Томский государственный университет | кандидат психологических наук |
Ссылки
Седельников A.A. Социально активное образование - субъект социокультурного и экономического развития муниципальной территории // Муниципальная экономика. 2004. № 2. С. 110-113.
Седельников A.A. Партнерство школ и некоммерческих организаций в Красноярском крае. Социально активный фандрайзинг: стратегия социального партнерства. Партнерство школ и НКО в реализации платных дополнительных услуг: примеры практики. Партнерство муниципальной системы образования с некоммерческим сектором // Школа и внебюджетные средства: Экономико-правовые основы и описание практики. М.: Логос, 2006. С. 126-142.
Мелик-Гайказан И.В. Методология моделирования структур элитного образования // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 55-75.
Котиков O.A. Социальное партнерство: школа - местное сообщество // Материалы IV Всероссийской конференции «Традиционные и инновационные процессы в образовании: проблемы управления» / Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: UFO-Press, 2000. 320 с.
Кабрин В.И. Метод моделирования коммуникативных миров личности (ММКМ) // Методические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. Томск: ТГУ, 2004. С. 3-52.
Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл, 2005. 248 с.
Инновационное управление муниципальной системой образования Советского района г. Красноярска (анализ и обобщение опыта) // Под ред. О.Д. Головиной, Е.Ю. Зимина, А.А.Седельникова. Красноярск: Гротеск, 2005. 261 с.
Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2002. 472 с.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН СООБЩЕСТВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 31.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2223