Рассматривается феномен макиавеллизма в профессионально-педагогической деятельности. Приводятся результаты эмпирического исследования; установлена связь макиавеллизма с возрастом и педагогическим стажем, а также его динамика в зависимости от профессионального становления учителя.
INFLUENCE OF THE EXPERIENCE OF PROFESSIONAL WORK ON LEVEL MACHIAVELLIANISM OF TEACHERS.pdf Произошедшие в последнее время изменения в социальной, экономической и политической жизни современного общества способствуют тому, что все большее количество людей выбирают манипулятивную стратегию поведения в качестве основной и наиболее эффективной (Знаков В.В., 2002; Грачев Г.В., Мельник И.К., 2004). Манипулятивная стратегия поведения характеризуется субъект-объектными отношениями, в которых манипулятор воздействует на партнера, не учитывая его желания и потребности, для достижения собственной выгоды посредством обмана, хитрости и утаивания информации [3]. Негативные тенденции этого проявляются и в сфере образования. Особенности современной системы образования, требующие от учителя в основном контрольных функций, способствуют тому, что многие педагоги в своей профессиональной деятельности все чаще выбирают манипулятивную стратегию поведения. К тому же развитие средств массовой информации, компьютерных технологий неизбежно снижает роль учителя в образовательном процессе, уменьшается личностное воздействие учителя на учащихся, доверительность отношений в процессе общения.В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать детей, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к формированию у педагогов стабильной личностной установки на то, что для достижения педагогических целей можно и даже нужно использовать манипуляцию. Эта установка негативно отражается на межличностных отношениях учителя с учениками.Манипулирование препятствует пониманию в межличностном взаимодействии (Знаков В.В., 2005) и оборачивается для всех лиц, участвующих в таком взаимодействии, многочисленными психологическими проблемами (В.В. Знаков, Е.Л. Доценко, Г.В. Грачев, И.К. Мельник, С.А. Богомаз, О.В. Макаренко). Эмпирическому изучению стилей поведения педагогов в процессе взаимоотношений с учащимися начинает уделяться серьезное внимание в педагогической и прикладной психологии, и важно проследить динамику изменения манипу-лятивного поведения педагогов.В последнее время в категориальный аппарат психологии наряду с понятием «манипуляция» вошло понятие «макиавеллизм». В.В. Знаков дает следующее определение данному понятию, отмечая его главные составляющие: «Макиавеллизм представляет собой психологический синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик. Макиавеллизм следует рассматривать как устойчивую черту личности, выражающую систему отношений человека к другим людям, социальной действительности. Главными психологическими составляющими макиавеллизма как черты личности являются: 1) убеждение субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать; 2) владение навыками, конкретные умения манипуляции. Последние включают в себя способность убеждать других, понимать их намерения и причины поступков» [4].Отдельные признаки макиавеллизма есть у каждого человека, но у одних они проявляются в манипулятивном поведении, у других находятся в латентной стадии. В ранее проведенных исследованиях отмечалось, что стремление манипулировать другими людьми в межличностных отношениях может быть детерминировано, с одной стороны, факторами, в значительной степени обусловленными наследственностью (интеллектуальные способности, гибкость мыслительных процессов и поленезависи-мость). С другой стороны, на развитие стремления человека к манипулированию другими могут влиять факторы, которые в большей степени зависят от социальной среды (личностная пассивность и отсутствие чувства самореализации) [1]. Мы предположили, что степень выраженности макиавеллизма педагогов зависит от особенностей их профессионального становления.Нами было проведено исследование, целью которого было изучение динамики выраженности макиавеллизма у учителей средних общеобразовательных школ. В нем участвовали 248 учителей средних общеобразовательных школ городов Бишкек и Кант (Республика Кыргызстан) в возрасте от 20 до 69 лет.Для исследования макиавеллизма педагогов применялась «Методика исследования макиавеллизма личности», адаптированная В.В. Знаковым (далее МАК-шкала) [5].При применении данной методики были получены следующие суммарные показатели: М = 70,54, о = 11,387; Ме = 72; min = 44; max = 106. Полученные нами данные попадают в диапазон средних значений показателя макиавеллизма в ранее проведенных исследованиях (В.В. Знаков, С.А. Богомаз, О.В. Макаренко, А.Г. Гладких) [6-8].В результате корреляционного анализа эмпирических данных не было выявлено зависимости между МАК-показателем, стажем работы и возрастом педагогов. Поскольку связи между переменными могут быть не только линейными, мы провели регрессионный анализ с оценкой криво-линейности. При этом были получены две регрессионные модели изменения уровня макиавеллизма педагогов в зависимости от их стажа работы (р=0,040) и возраста (р=0,005). Данные модели представлены на рис. 1.Графическое представление регрессионной модели позволяет описать динамику макиавеллизма педагогов в процессе их профессиональной деятельности. После института в школу приходят работать молодые учителя, не имеющие педагогического опыта, но теоретически вооруженные различными методическими приемами и технологиями. Они стараются организовать свою работу и отношения с учащимися «правильно», в соответствии со своими представлениями идеально организованного учебно-воспитательного процесса. В этот период молодой педагог больше времени уделяет поиску наилучших стратегий работы с учащимися и наработке дидактического материала. В этот период у него, очевидно, отсутствует потребность в манипулировании учениками. Как видим на графике, применение передовых образовательных технологий, стремление к партнерским взаимоотношениям с учащимися сопровождаются снижением макиавеллизма. Однако когда стаж педагогов приближается к семи годам, уровень макиавеллизма начинает расти. По-видимому, работая рядом с более опытными коллегами, наблюдая за ними, общаясь с ними, молодые учителя убеждаются, что достичь желаемого результата можно гораздо проще и быстрее - с помощью манипуляции. Иногда учителя используют манипулятивные приемы в своей профессиональной деятельности неосознанно, но достаточно часто они считают, что поступают так в целях формирующего воздействия, во имя перспективных интересов учащихся. Поскольку макиавеллизм имеет дело с мотивационными структурами внутреннего мира человека, то его часто применяют как средство мотивационного обеспечения учебного процесса. Во многих ситуациях обман и скрытое принуждение считают более предпочтительными, чем явное и грубое принуждение. Все это, вероятно, способствует росту макиавеллизма педагогов, о чем свидетельствует характерный подъем кривой на графике (см. рис. 1). Когда стаж педагогов достигает примерно двадцати девяти лет, вновь наблюдается снижение макиавеллизма. Можно предположить, что с годами работы в школе накапливается опыт, потребность в манипулировании в итоге снижается. К этому времени учитель уже заработал авторитет, у него сформирован определенный имидж, поэтому желаемого результата он достигает не манипуляцией, а личным влиянием, что является одним из проявлений актуализирующего поведения.Сходная зависимость обнаруживается при анализе регрессионной модели изменения уровня макиавеллизма педагогов в зависимости от возраста (см. рис. 1). Как видим на графике, уровень макиавеллизма педагогов с двадцати до двадцати девяти лет снижается, а затем начинает повышаться. Примерно с пятидесяти двух лет показатель макиавеллизма педагогов вновь уменьшается. Эти возрастные периоды, как мы предположили, связаны с приобретением профессионального опыта. Изменение макиавеллистских установок педагогов в зависимости от профессионального становления было описано в предыдущей модели.Зависимость показателя макиавеллизма от возраста изучалась как российскими, так и зарубежными учеными. Многие авторы отмечают, что возраст обратно коррелирует с уровнем макиавеллизма. В ранее проведенных исследованиях было установлено, что уровень макиавеллизма растёт к зрелости человека, а затем более или менее стабилизируется. У пожилых людей отмечен низкий уровень макиавеллизма, что связывают с гипотезой о социально значимых ценностях, которые человек усваивает на протяжении жизни. Результаты данного исследования представляют несколько иную картину. На наш взгляд, интересен тот факт, что у педагогов после некоторого снижения макиавеллизма, примерно с двадцати восьми лет и до пятидесяти, вновь наблюдается его рост. Мы предполагаем, что это связано с особенностями профессии учителя. Статистический анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что степень выраженности макиавеллизма у учителей зависит от их методического и педагогического опыта, умения организовать учебно-воспитательный процесс. Полученная криволинейная зависимость показателя макиавеллизма от стажа и возраста педагогов указывает на то, что базисная установка «все люди плохи, и ими можно и даже нужно манипулировать», а вместе с ней и склонность к манипулированию являются динамическим образованием и зависят от стажа профессионально-педагогической деятельности.
Щеглова Элеонора Анатольевна | Томский государственный университет | ассистент кафедры общей и педагогической психологии | shcheglova@sibmail.com |
Гладких В.Ю., Богомаз С.A. Когнитивные способности человека и смысловая насыщенность его жизни как условия, способствующие развитию макиавеллизма. Режим доступа: // <http://www.psyhology.tom.ru>, свободный.
Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 2004. Режим доступа: // <http://www.zipsites.ru>, свободный.
Доценко E.Л. Психология манипулирования: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо: Юрайт, 2000. 344 с.
Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 50.
Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 5. С. 16-22.
Знаков В. В. Макиавеллизм и феномен вранья // Вопросы психологии. 1999. № 6.
Макаренко О.В., Богомаз С.А.. К проблеме профилактики склонности к манипулированию у студентов-психологов // Проблема подготовки и востребованности психологов-профессионалов: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень, 2006. С. 143-148.
Макаренко О.В., Гладких А.Г., Богомаз С.А.. Особенности эмоциональной сферы людей, склонных к манипулированию // Актуальные проблемы современной социальной психологии. Якутск, 2005. С. 54-61.