ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 34.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Представлен анализ результатов исследования взаимосвязи доверия к себе с уровнем самоорганизации деятельности и жизнестойкостью у молодых людей, работающих в условиях инноваций.

CHARACTERISTICS OF THE CORRELATIONS BETWEEN THE TRUST, HARDINESS AND SELF-ORGANIZATIONOF THE YOUNG PEOPLE ORIENTED FOR T.pdf Социальные и экономические изменения в обществе требуют практически от каждого человека не только ломки стереотипов, но и индивидуальной инициативы, целеустремленности, принятия на себя ответственности за собственные действия, более глубокого осознания своих ресурсов и умения их использовать. Многие исследователи, такие как О.С. Советова, О.Г. Фатхи, Ф. Райс, Л.И. Анцыферова, в своих работах указывают, что это может способствовать быстрой адаптации к новым условиям жизнедеятельности и успешной самоактуализации личности в них. Однако такие случаи встречаются далеко не всегда. Молодежь чаще других социальных групп сталкивается с затруднениями, а иногда даже сопротивляется изменениям из-за возникающего чувства неопределенности, неуверенности, фрустриро-ванности личности [6].В современной психологии авторы все чаще указывают на особое значение такого феномена, как доверие к себе (Т.П. Скрипкина, О.В. Голубь, О.Г. Фатхи, Г.А. Агу-реева). Т.П. Скрипкина определяет его как «рефлексивный, субьектный феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе, к миру и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию» [5. С. 168]. Ею построена теоретическая модель доверия человека к себе. Рассматриваемое явление является сложным образованием, которое включает в себя психологические образования разного порядка:1..В структуру доверия к себе входит побудительная переменная, т.е. потребности, интересы, стремления, все, что инициирует активность человека (или переживание «я хочу»).2.Структура доверия к себе включает прогностическую переменную, т.е. все связанное с возможностями человека, позволяющими ему удовлетворять возникшие устремления (или переживание «я могу»).3.В структуру феномена доверия к себе входит ценностно-смысловая переменная, актуализирующая имеющиеся у человека смысловые образования, связанные с оценкой ситуации и выполняющие функцию контроля (или переживание «я должен»).Все названные переменные находятся в различных взаимоотношениях, которые определяют стратегию поведения человека [5].Доверие к себе является важным условием активности человека. Субьект соотносит внешние условия со своими способностями и на основании этого активно взаимодействует с миром. Доверие к себе служит побуждающим мотивом к деятельности и определяет степень трудности поставленных индивидом целей и задач. Причем выбор цели будет определяться тем, насколько человек доверяет себе ее достижение и насколько считает для себя возможными способы ее достижения. Человек, обладающий оптимальным уровнем доверия к самому себе, самостоятельно строит свою жизнь, творчески реализует свой потенциал, опираясь при этом на самого себя [1]. В этой связи представляется, что доверие к себе может рассматриваться в качестве значимого психологического фактора, обусловливающего успешность деятельности в условиях инноваций.В каждой культуре технический прогресс влечет за собой изменения и в социальной жизни. Как правило, такие изменения являются незапланированными и неуправляемыми. Филипп Райс выделил несколько аспектов процесса технологических и социальных перемен, которые оказывают глубокое влияние на молодежь. Во-первых, прошлое отдаляется от настоящего. Автор акцентирует внимание на этом аспекте. Чем стремительнее и существеннее социальные перемены, тем сильнее отличаются стандарты и образ современной жизни от стандартов прошлых лет. Молодые люди зачастую считают, что все старое нежизнеспособно, и впоследствии у них появляется тяга к новшествам [4]. Отсюда возникают опасения, что существующие возможности будут бесполезными из-за новых требований изменяющегося общества, поэтому уровень доверия к себе может снизиться. Молодым людям сложно подготовиться к будущему, многие ситуации требуют риска и доверия к себе.Во-вторых, Райс считает, что замешательство в связи с изменениями убеждений, ценностей, нравов и общепринятых стандартов приводит к стрессу, конфликтам и тревожному состоянию в жизни молодежи. Когда подростки сталкиваются с нововведениями, они ощущают, как перемены вызывают неуверенность и противоречия. У некоторых молодых людей эти переживания приводят к неврозам: они теряют веру в свои силы, ощущают опустошенность и невостребованность [4].Данная проблема очень актуальна в современном обществе, поскольку в XXI в. молодежь все чаще сталкивается с общественными изменениями, нововведениями. В ситуациях такой нестабильности молодые люди боятся планировать свою будущую жизнь далеко вперед, поскольку инновации очень стремительны и глобальны, что впоследствии сказывается на появлении ощущения неопределенности. В таких условиях молодежь начинает терять не только уверенность в завтрашнем дне, но и веру в себя и свои силы, поэтому множество людей не могут реализовывать свои способности из-за отсутствия доверия к себе. При этом человек чувствует психологический дискомфорт, находится в состоянии постоянного внутреннего конфликта и борьбы с самим собой.О.С. Советова в своих работах полагает, что нововведения, изменения, реформы, инновации могут быть по многим показателям обьединены в понятие экстремальных условий, причем результаты исследований показывают, что в таких условиях происходит возрастание самооценки личности и ее уверенности в собственных силах [6]. Самой разработанной теорией успешного совладания со стрессом является теория Мадди о жизнестойкости, которая возникла в связи с разработкой им проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса, возникающего в экстремальных условиях. Через углубление аттитюдов включенности, контроля и вызова, обозначенных как «жизнестойкость», человек может одновременно развиваться, обогащать свой потенциал и снижать внутреннее напряжение, которое вызывают условия неопределенности [2].Е.Ю. Мандрикова считает, что компетентность во времени зависит от целеустремленности, настойчивости в достижении поставленных целей и ориентации на переживание настоящего момента. Такая компетентность позволяет интегрировать представления о прошлом и будущем с пользой для настоящего [3]. Можно сделать предположение, что сформированность способностей к тактическому планированию и стратегическому целеполаганию будет влиять на активность человека в инновационных условиях.Опираясь на данные факты, была выдвинута следующая гипотеза: в условиях инновационной деятельности люди, которые отличаются друг от друга уровнем самоорганизации деятельности и жизнестойкостью, будут отличаться и степенью выраженности доверия к себе.Было организовано и проведено исследование, в котором приняли участие 48 человек в возрасте от 13 до 24 лет. Выборка состояла из двух групп. Первая группа- это школьники 8-11-хклассов, обучающиеся в школьном университете ТУСУРа, выбор направления профессионализации которых - работа в инновационной деятельности, где акцент делается на компьютерных технологиях. Вторая группа - студенты ТГУ, ТПУ, ТУСУРа, преподаватели ТГУ, которые принимали участие в проектировочной сессии «Разработка молодежного предпринимательского web-ресурса», проходившей на базе НОУ «Ведущий институт развивающихся технологий». В исследовании были использованы тестовые методики: Тест доверия к себе, Опросник самоорганизации деятельности, Тест жизнестойкости.Обработка полученных данных проводилась с использованием t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа r-критерия Пирсона.В качестве основных результатов можно выделить следующие:1..Уровень жизнестойкости по шкале «Вовлеченность» в первой группе существенно ниже, нежели во второй группе (t1 = 31,3056, t2 = 40,6667, p = 0,023). Исходя из этого, можно сказать, что студенты и преподаватели более вовлечены в происходящее, что дает им шанс найти нечто стоящее и интересное для личности и получать удовольствие от собственной деятельности. Уровень жизнестойкости по шкале «Принятие риска» ниже в первой группе (t1 = 14,6667, t2 = 20,5000, p = 0,015). Можно предполагать, что студенты и преподаватели готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, а у учащихся школьного университета развитым оказалось стремление к комфорту и безопасности. Что касается общего показателя жизнестойкости, то во второй группе он выше, чем в первой (t1 = 75,5556, t2 = 97,1667, p = 0,021). Поэтому можно сделать вывод, что выраженность показателя жизнестойкости у студентов и преподавателей может препятствовать возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.2.К результатам всей выборки был применен корреляционный анализ. Показатель доверия к себе по методике Т.П. Скрипкиной положительно коррелирует с общими показателями самоорганизации деятельности и жизнестойкости (ОСД общ: r = 0,39; Ж общ: r = 0,37, p

Ключевые слова

инновационные условия, доверие к себе, жизнестойкость, самоорганизация деятельности, innovative environment, trust, hardiness, personal self-organization

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ватолина А.И.Томский государственный университетстудентка 4-го курса факультета психологииanna_vatolina@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Доверие в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография / Под ред. Т.П. Скрипкиной. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. 356 с.
Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. М.: Смысл, 2006. 63 с.
Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. М.: Смысл, 2007. 14 с.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 656 с.
Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. 250 с.
Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000. 152 с.
 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 34.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 34.