Когнитивные и регуляторные предикторы успешности выполнения тестов обшдх способностей в старшем дошкольном возрасте | Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. DOI: 10.17223/17267080/75/6

Когнитивные и регуляторные предикторы успешности выполнения тестов обшдх способностей в старшем дошкольном возрасте

Приведены результаты эмпирического исследования когнитивных и регуляторных предикторов успешности выполнения тестов общих способностей в старшем дошкольном возрасте. Показано, что в успешность выполнения теста интеллекта вносят вклад и когнитивные (скорость переработки информации и чувство числа), и регуляторные характеристики (когнитивный контроль). Показатель оригинальности теста творческих способностей оказался несвязанным ни с одной из когнитивных и регуляторных характеристик.

Cognitive and Regulatory Predictors of Success in General Ability Tests in Preschool Years.pdf Введение Результаты тестовых заданий на определение общих способностей не только рассматриваются в научно-исследовательском контексте, но и активно используются в социальной реальности как индикаторы индивидуальной успешности, например в учебной [1-3] и профессиональной [4] деятельности. В этом контексте в фокусе внимания оказываются тесты интеллекта как способности к эффективному решению задач с единственно верным решением и тесты творческого мышления, связанные с необходимостью генерации множества решений. Такое «разделение» общих способностей на интеллект и творческие способности восходит к работам Дж. Гилфорда, который ввел понятия конвергентного и дивергентного мышления [5]. По данным метааналитических исследований психометрические показатели конвергентного (интеллект) и дивергентного мышления (творческие способности) лишь слабо взаимосвязаны, что свидетельствует об их относительной независимости в структуре общих способностей [6]. Индивидуальные различия в успешности выполнения тестов интеллекта и творческих способностей связываются с индивидуально-психологическими особенностями [7], условиями образовательной и семейной среды [8-11], социокультурным контекстом развития [12-14], возрастной спецификой динамики того или иного психометрического показателя [15, 16]. При этом в исследованиях обосновывается важность рассмотрения индивидуально-психологических характеристик для понимания индивидуальных различий в показателях общих способностей (см., напр.: [17]). Большое количество исследований связано с поиском когнитивных предикторов успешности выполнения тестов интеллекта и творческих способностей. При этом наблюдаются противоречия в результатах этих исследований, связанные, в частности, с возрастными особенностями респондентов, различиями социокультурных условий их жизни, а также обусловленные спецификой показателей общих способностей. Так, с одной стороны, показано, что такая когнитивная характеристика, как скорость переработки информации, оказывается положительно взаимосвязанной с психометрическими показателями интеллекта [18-20] и отрицательно -с творческими способностями[21-23].С другой стороны, сообщается, что в ходе развития скорость переработки информации нелинейно связана с интеллектом [24], а на протяжении подросткового возраста является значимым предиктором творческих способностей [25]. Неоднозначные результаты в контексте взаимосвязи с общими способностями получены и для чувства числа - способности к восприятию несимволически выраженных количеств без счета [26]: одни исследователи сообщают об умеренных корреляционных связях между чувством числа и интеллектом на выборке детей младшего школьного возраста [17], другие констатируют их отсутствие на выборке голландских детей четвертого года обучения [27]. В то же время не ослабевает интерес исследователей к поиску предикторов успешности выполнения тестов общих способностей среди регуля-торных характеристик - управляющих процессов, ответственных за выполнение актуальной задачи и подавление активации процессов, связанных с неактуальной в данный момент задачей [28]. В частности, обнаружено, что такая регуляторная характеристика, как когнитивный контроль, позволяет объяснить индивидуальные различия в тестах различных типов (см., напр.: [29, 30]). Более того, сообщается, что показатель когнитивного контроля, измеренный в дошкольном возрасте, взаимосвязан с успешностью выполнения тестовых заданий на протяжении всего периода школьного обучения [31]. Показано также, что роль регуля-торных характеристик зависит от типа творческой деятельности в целом и от типа тестового творческого задания в частности [32]. В то же время имеются другие исследовательские результаты, которые фиксируют недостаточное развитие у взрослых людей творческих специальностей регуля-торных процессов [33]. Данные о значении когнитивных и регуляторных процессов приводят к вопросу о соотношении когнитивных и регуляторных предикторов успешности выполнения тестовых заданий различных типов. В литературе сообщается, что в индивидуальные различия в выполнении тестов интеллекта следует ожидать относительно больший вклад когнитивных процессов, а при выполнении тестов творческих способностей - регуляторных [34]. Необходимо подчеркнуть, что изучение структуры взаимосвязей регу-ляторных и когнитивных характеристик с психометрическими показателями способностей проводится в основном на выборках взрослых людей, студентов и старшеклассников (см., напр.: [35]). Вместе с тем в контексте изучения данной исследовательской проблематики особый интерес представляет старший дошкольный возраст, когда начинается процесс обучения решению тестовых заданий в рамках первого уровня общего образования в Российской Федерации. Таким образом, целью данной работы является анализ регуляторных (когнитивный контроль) и когнитивных (скорость переработки информации, чувство числа) характеристик как предикторов уровня развития общих способностей в старшем дошкольном возрасте. Материалы и методы исследования Выборка. В исследовании приняли участие 225 детей старшего дошкольного возраста (52,2% мальчиков) в возрасте от 4,8 до 7,2 года. Средний возраст по всей выборке составляет 6,2 года (стандартное отклонение = 0,6). Все дети успешно выполнили задания, связанные со знанием числового ряда от 0 до 9. На участие детей были получены письменные информированные согласия родителей. Выполнение заданий проходило в индивидуальном порядке под постоянным контролем экспериментатора и воспитателя детского сада. Инструкции к заданиям сформулированы в доступной для понимания детьми старшего дошкольного возраста форме. Экспериментатор объяснял, что для ответов необходимо нажимать указательным пальцем только одну из двух клавиш, соответствующих буквам «й» и «з». На эти клавиши были наклеены одинаковые цветные картинки, чтобы сделать выполнение заданий более легким и комфортным для детей дошкольного возраста. Регуляторные характеристики Когнитивный контроль, тест «Сравнение чисел». В тесте «Сравнение чисел» на экране представлено два различных числа разного размера (рис. 1). Ребенку необходимо как можно быстрее выбрать то число, которое является наибольшим, игнорируя его физический размер, после чего он должен нажать на одну из двух отмеченных наклейкой клавиш, расположенную под наибольшим числом: «й» или «з». 3 9|3 9 а б Рис. 1. Примеры инконгруэнтного и конгруэнтного заданий теста «Сравнение чисел» Тест состоит из 56 заданий, 28 из которых являются инконгруэнтными, в них меньшее число изображено большим размером (см. рис. 1, а), и 28 -конгруэнтными, в них совпадают и физический размер числа, и его величина (рис. 1, б). Показатель когнитивного контроля рассчитывался как разность правильных ответов в инконгруэнтных и конгруэнтных заданиях в тесте «Сравнение чисел». Когнитивные характеристики Для диагностики когнитивных характеристик - скорости переработки информации и чувства числа - использовалась компьютеризированная батарея тестов, разработанная в рамках кросскультурного исследования когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста [7, 36]. Скорость переработки информации, тест «Время реакции выбора». В тесте «Время реакции выбора» в центре экрана расположен крестик. Справа или слева от крестика с интервалом от 1,5 до 3 с появляется кружок. Задача ребенка состоит в том, чтобы максимально быстро и точно нажимать одну - правую или левую - из отмеченных на клавиатуре клавиш в зависимости от правого или левого расположения появляющегося на экране кружка. Время ответа ограничено. Программа автоматически переходит к следующему заданию, если ответ не дается в отведенное время. В статистическом анализе в качестве показателя используется среднее время реакции на правильные ответы. Чувство числа Умение сравнивать несимволически выраженные количества, тест «Сравнение множеств». В тесте «Сравнение множеств» на экране представлено два круга, заполненных точками разного диаметра. Количество точек для каждого круга варьирует от 5 до 12. Ребенку предлагается решить, в каком круге - правом или левом - больше точек, а потом быстро нажать соответственно правую или левую из отмеченных на клавиатуре клавиш. Тест состоит из 36 заданий. В статистическом анализе используется показатель количества правильных ответов. Умение сравнивать размеры объектов, тест «Сравнение физического размера чисел». В тесте «Сравнение физического размера чисел» на экране представлено два числа разного размера. Задача ребенка состоит в выборе наибольшего по физическому размеру числа и быстром нажатии на клавишу, расположенную на клавиатуре под наибольшим числом (справа «з» или слева «й»). Тест состоит из трех серий по 28 заданий с двумя паузами для отдыха по 10 секунд каждая. В статистическом анализе используется показатель количества правильных ответов. Умение соотносить несимволически выраженные количества с их символьным эквивалентом, тест «Точки и числа». В тесте «Точки и числа» на экране представлено два круга, один из которых заполнен точками разного диаметра и расположен справа, а второй круг (слева) содержит число, меньшее чем 9. Ребенок должен решить, соответствует количество точек числу или не соответствует. В случае соответствия ребенок нажимает на клавишу «з» справа, в случае несоответствия - на клавишу «й» слева. Для леворуких детей предусмотрена возможность изменения порядка нажатия. Тест состоит из 18 заданий с ограничением времени в 20 секунд на каждое задание. В статистическом анализе используется показатель количества правильных ответов. Общие способности Интеллект. Для диагностики уровня развития невербального интеллекта использовался тест «Цветные прогрессивные матрицы», предназначенный для детей в возрасте от 4,5 до 8 лет [37]. Задания сгруппированы в 3 серии цветных картинок, каждая из которых состоит из 12 матриц с пропущенными элементами, различающимися сложностью решения. Задача ребенка состоит в выборе недостающего элемента задания-матрицы среди 6 предложенных вариантов. В серии А требуется найти недостающую часть элемента и сопоставить ее с образцом. Серия АВ является промежуточной между сериями А и В, в ней главной задачей является сбор недостающей фигуры. При этом уровень сложности и количество представленных заданий на дополнения до целого выше, чем в серии А. Серия В включает задания, связанные с нахождением аналогии между парами элементов. В статистическом анализе используется показатель количества правильных ответов по всему тесту. Творческие способности. Для диагностики уровня развития творческих способностей использовалась фигурная форма «Завершение картинок» Краткого теста творческого мышления П. Торренса [38]. Тест состоит из 10 незаверенных картинок. Задача ребенка состоит в том, чтобы завершить представленные незаконченные фигуры, дополняя их линиями, деталями и цветом. В статистическом анализе использовалось два показателя: 1. Оригинальность - способность выдвигать новые идеи, отличающиеся от очевидных, общепринятых, шаблонных решений, полученных на данной выборке. Часто встречающиеся на данной выборке ответы засчитыва-лись как 0 баллов, тогда как редко встречающиеся - как 1 балл. Общая оценка по показателю оригинальности рассчитывалась как сумма баллов по всем заданиям теста, выполненным ребенком. 2. Беглость - количество сгенерированных новых идей за определенный промежуток времени. В 1 балл оценивались ответы, в которых был использован предложенный незаконченный рисунок и не было повторов идей. Кроме того, при использовании ребенком двух и более фигур для создания одной картинки балл соответствовал количеству использованных фигур. Общая оценка по показателю беглости рассчитывалась как сумма набранных баллов по указанным критериям. Результаты исследования В рамках эмпирического исследования анализировались показатели: когнитивного функционирования (скорость переработки информации и чувство числа); сформированности регуляторных процессов (когнитивный контроль); уровня развития общих способностей (невербальный интеллект и творческое мышление). Описательные статистики анализируемых показателей представлены в табл. 1. Таб лица 1 Средние значения и стандартные отклонения анализируемых показателей Тесты, показатели Среднее значение (стандартное отклонение) «Когнитивный контроль», разность инконгруэнтных и конгруэнтных заданий -6,10 (5,25) «Время реакции выбора», среднее время реакции на правильные ответы 967,79 (310,41) «Сравнение множеств», количество правильных ответов 29,80 (4,56) «Сравнение физического размера чисел», количество правильных ответов 74,28 (23,57) «Точки и числа», количество правильных ответов 9,79 (6,99) «Цветные прогрессивные матрицы», количество правильных ответов 25,13 (4,99) «Завершение картинок», оригинальность 4,19 (1,90) «Завершение картинок», беглость 9,11 (1,67) В табл. 1 для теста, диагностирующего уровень сформированности ре-гуляторных процессов («Сравнение чисел»), указана разность правильных ответов в инконгруэнтных и конгруэнтных заданиях. Для тестов, диагностирующих чувство числа («Сравнение множеств», «Сравнение физического размера чисел» и «Точки и числа»), указано среднее значение количества правильных ответов. При этом разброс баллов составляет для теста «Сравнение множеств» от 0 до 36, для теста «Сравнение физического размера чисел» - от 0 до 84, для теста «Точки и числа» - от 0 до 18. Для теста, диагностирующего скорость переработки информации («Время реакции выбора»), указано среднее значение времени реакции на правильные ответы в миллисекундах. Для теста, диагностирующего уровень развития невербального интеллекта («Цветные прогрессивные матрицы»), указано общее количество правильных ответов. Разброс баллов составляет от 0 до 36. Для показателей по тесту «Завершение картинок» (оригинальность и беглость) балл рассчитывался в соответствие с инструкцией (см. раздел «Методы»). Структура взаимосвязей регуляторных и когнитивных характеристик с уровнем общих способностей В ходе корреляционного анализа изучались взаимосвязи показателей когнитивного функционирования и регуляторной сферы с уровнем развития интеллекта и творческих способностей. В табл. 2 представлены коэффициенты корреляции Спирмена между показателями когнитивного контроля, скорости переработки информации, чувства числа, интеллекта и творческих способностей. Таблица 2 Коэффициенты корреляции регуляторных и когнитивных характеристик с уровнем развития общих способностей Интеллект Творчество, оригинальность Творчество, беглость Когнитивный контроль 0,43*** 0,05 -0,12 Скорость переработки информации -0,33** 0,02 -0,35** Чувство числа, «Сравнение множеств» 0,26* 0,12 0,13 Чувство числа, «Сравнение размера чисел» 0,22* 0,28* 0,11 Чувство числа, «Точки и числа» 0,11 0,11 0,12 Примечание. * - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001. Согласно табл. 2, показатель невербального интеллекта оказался взаимосвязанным практически со всеми анализируемыми показателями когнитивной и регуляторной сфер, кроме показателя чувства числа, характеризующего умение соотносить несимволически выраженные количества с их символьным эквивалентом. При этом наибольшего значения достигает коэффициент корреляции с регуляторным показателем - когнитивным контролем (г = 0,43; p < 0,001), наименьшего - с когнитивным показателем чувства числа, связанным с умением сравнивать размеры объектов (r = 0,22; p < 0,05). По сравнению с интеллектом показатели творческих способностей -оригинальность и беглость - оказываются взаимосвязанными с меньшим количеством анализируемых когнитивных и регуляторных характеристик. В частности, оригинальность слабо взаимосвязана только с показателем чувства числа, связанным с умением сравнивать размеры объектов (r = 0,28; p < 0,05), а беглость - только со скоростью переработки информации (r = -0,35; p < 0,01). В целом все выявленные связи являются прямо пропорциональными. Корреляционный анализ взаимосвязей между когнитивными характеристиками - скоростью переработки информации, умением сравнивать несимволически выраженные количества, умением сравнивать физические размеры объектов и умением соотносить несимволически выраженные количества с их символьным эквивалентом - выявил слабые и умеренные коэффициенты корреляции (|0,22| < r < |0,42|), что исключает явление мультиколлинеарности и дает возможность их введения в регрессионный анализ в качестве когнитивных предикторов. Регуляторные и когнитивные предикторы невербального интеллекта Роль регуляторных и когнитивных характеристик в формировании уровня развития интеллектуальных способностей изучалась в ходе иерархического регрессионного анализа. На первом этапе (Модель 1) рассматривались регуляторная характеристика - когнитивный контроль - в качестве предиктора уровня развития невербального интеллекта. На втором этапе (Модель 2) вводились когнитивные характеристики - скорость переработки информации и три аспекта чувства числа. В табл. 3 представлены характеристики регрессионных моделей и оценки параметров регрессии показателя невербального интеллекта. Таблица 3 Результаты иерархического регрессионного анализа для показателя уровня развития невербального интеллекта Модель Предиктор в T p R2 AR2 AF Ap Модель 1 Когнитивный контроль 0,45 2,69 0,01 0,21 0,21 5,45 0,01 Модель 2 Когнитивный контроль 0,39 2,67 0,01 «Время реакции выбора» -0,37 -2,60 0,01 «Сравнение множеств» 0,21 1,65 0,11 «Точки и числа» 0,09 0,69 0,50 «Сравнение физическо- ^^ ^gj qqj го размера чисел» , , , 0,46 0,25 1,16 0,00 Примечание. в - стандартизированный регрессионный коэффициент; T - критерий Стьюдента; p - уровень значимости; R2 - коэффициент детерминации; AR2 - изменение коэффициента детерминации; AF - изменение критерия Фишера; Ap - изменение уровня значимости. Согласно табл. 3 уровень развития интеллектуальных способностей предсказывает регрессионная модель 2 с включением регуляторных и когнитивных линейных компонентов, объясняя 46% дисперсии этого показателя. Показано, что значимыми предикторами невербального интеллекта являются: когнитивный контроль (в = 0,39; р < 0,01); скорость переработки информации (в = -0,37, р < 0,01); умение сравнивать физические размеры объектов (в = 0,46, р < 0,01). Следовательно, для успешного выполнения теста невербального интеллекта в старшем дошкольном возрасте необходимо обладать высоким уровнем когнитивного контроля, иметь высокие показатели скорости переработки информации и чувства числа, в частности уметь сравнивать физические размеры объектов. Регуляторные и когнитивные предикторы творческих способностей Роль регуляторных и когнитивных характеристик в формировании уровня развития творческих способностей изучалась в ходе иерархического регрессионного анализа. При этом в качестве зависимых переменных последовательно использовалось два показателя творческих способностей -оригинальность и беглость творческого мышления. В табл. 4 представлены характеристики регрессионных моделей и оценки параметров регрессии показателя оригинальности творческого мышления - способности генерировать новые идеи, отличающиеся от очевидных. Согласно табл. 4 уровень развития творческих способностей по показателю оригинальности не предсказывает ни регрессионная модель 1 с включением регуляторных линейных компонентов, ни регрессионная модель 2 с включением регуляторных и когнитивных линейных компонентов (p > 0,05). Таблица 4 Модель Предиктор в T p R2 AR2 AF Ap Модель 1 Когнитивный контроль -0,07 -0,39 0,70 0,01 0,01 0,28 0,76 Модель 2 Когнитивный контроль -0,02 -0,07 0,94 «Время реакции выбора» -0,08 -0,49 0,63 «Сравнение множеств» -0,24 -1,34 0,19 «Точки и числа» 0,20 0,94 0,35 «Сравнение физическо- 0,17 0,76 0,45 го размера чисел» 0,12 0,12 0,81 0,57 Примечание. в - стандартизированный регрессионный коэффициент; T - критерий Стьюдента; p - уровень значимости; R2 - коэффициент детерминации; AR2 - изменение коэффициента детерминации; AF - изменение критерия Фишера; Ap - изменение уровня значимости. Иерархический регрессионный анализ был выполнен и в отношении показателя беглости творческого мышления - скоростного показателя способности генерировать новые идеи. Вместе с тем в корреляционном анализе обнаружена статистически достоверная взаимосвязь беглости с показателем скорости переработки информации. В табл. 5 представлены характеристики регрессионных моделей и оценки параметров регрессии показателя беглости творческого мышления. Таблица 5 Результаты иерархического регрессионного анализа для показателя беглости творческого мышления Модель Предикторы в T p R2 AR2 AF Ap Модель 1 Когнитивный контроль -0,30 -1,65 0,11 0,09 0,09 1,96 0,15 Модель 2 Когнитивный контроль -0,19 -1,12 0,27 «Время реакции выбора» -0,49 -3,5 0,00 «Сравнение множеств» -0,08 -0,54 0,59 «Точки и числа» 0,03 0,19 0,85 «Сравнение физическо- 0 40 2 06 0 06 го размера чисел» , , , 0,36 0,36 3,41 0,01 Примечание. в - стандартизированный регрессионный коэффициент; T - критерий Стьюдента; p - уровень значимости; R2 - коэффициент детерминации; AR2 - изменение коэффициента детерминации; AF - изменение критерия Фишера; Ap - изменение уровня значимости. Согласно табл. 5 уровень развития творческих способностей по показателю беглости предсказывает регрессионная модель 2 с включением регу-ляторных и когнитивных линейных компонентов, объясняя 36% дисперсии этого показателя. При этом единственным значимым предиктором оказалась скорость переработки информации (в = -0,49, р < 0,001). Следовательно, чем выше скоростные характеристики дошкольника, тем с большее количество новых идей он способен создать при выполнении данного творческого тестового задания. Результаты иерархического регрессионного анализа для показателя оригинальности творческого мышления Обсуждение результатов исследования В работе исследовались показатели регуляторной сферы (когнитивный контроль) и когнитивные характеристики (скорость переработки информации и чувство числа) в качестве предикторов уровня развития общих способностей - интеллекта и творческих способностей - в старшем дошкольном возрасте. При этом анализировались два психометрических показателя творческих способностей - оригинальность и беглость творческого мышления, а также показатель невербального интеллекта. В ходе корреляционного анализа выявлено, что среди анализируемых показателей общих способностей когнитивный контроль как индикатор развития регуляторной сферы прямо пропорционально связан только с невербальным интеллектом. Среди когнитивных характеристик скорость переработки информации оказывается статистически значимо взаимосвязанной с показателями невербального интеллекта и беглости творческого мышления. Чувство числа в большей мере связано с интеллектом: два аспекта чувства числа, основанных на умениях оперировать несимволически выраженными множествами и сравнивать физические размеры объектов, прямо пропорционально взаимосвязаны с показателем невербального интеллекта. При этом один из аспектов чувства числа - умение сравнивать физические размеры объектов -оказывается слабо, но статистически достоверно взаимосвязан с показателем оригинальности творческого мышления. Следует подчеркнуть, что третий аспект чувства числа - соотношение несимволически выраженных количеств с их символьным эквивалентом - не связан ни с одним анализируемым показателем общих способностей. Таким образом, согласно результатам данного исследования выявлены различия во взаимосвязях показателей общих способностей с регулятор-ными и когнитивными характеристиками. Так, в старшем дошкольном возрасте уровень развития интеллекта оказался взаимосвязанным как с регуляторными характеристиками - когнитивным контролем, так и с когнитивными характеристиками - скоростью переработки информации и чувством числа. Этот результат соответствует большинству имеющихся данных о взаимосвязях интеллекта как общей способности и базовых когнитивных характеристик на выборках взрослых людей и старшеклассников. В частности, в исследованиях на российской выборке студентов [21] и старшеклассников [25] получены достоверные корреляции между скоростью переработки информации и интеллектом. В подобных работах коэффициент корреляции достигает значений от 0,13 до 0,50 [18, 20]. В данном исследовании с участием детей старшего дошкольного возраста коэффициент корреляции равен по модулю 0,33 при p < 0,01, что свидетельствует лишь об умеренной прямо пропорциональной взаимосвязи между интеллектом и скоростью переработки информации в дошкольном возрасте. В исследовании с участием российских младших школьников [17] и подростков [2] показаны умеренные прямо пропорциональные взаимосвязи двух аспектов чувства числа - сравнения символически выраженных количеств и оперирования символически выраженными количествами - с невербальным интеллектом. В данном исследовании с участием старших дошкольников коэффициент корреляции достигает значения лишь в 0,26 при p < 0,05, что говорит о слабых взаимосвязях в дошкольном возрасте. Уровень развития интеллекта оказался взаимосвязанным и с анализируемой регуляторной характеристикой - когнитивным контролем. Этот результат согласуется с имеющимися в литературе данными о роли регуляторных характеристик в успешности выполнения тестов интеллекта (см. напр.: [30, 31]). Показано, что те респонденты, которые лучше контролируют свои эмоции, в частности подавляют импульсивное поведение, лучше справляются с выполнением теста интеллекта «Стандартные прогрессивные матрицы», чем их более импульсивные сверстники [39]. Все выявленные корреляционные взаимосвязи являются положительными, т. е. с увеличением одного показателя возрастает взаимосвязанный показатель. При этом, конечно, возникает вопрос о причинно-следственных отношениях показателей когнитивной и регуляторной сферы с интеллектом. Иерархический регрессионный анализ в отношении уровня развития невербального интеллекта фактически повторил полученные в ходе корреляционного исследования результаты. Выявлено, что в успешность выполнения теста интеллекта вносят вклад и когнитивные (25% дисперсии), и регуляторные характеристики (21%). При этом значимыми предикторами невербального интеллекта являются как регуляторные, так и когнитивные характеристики: когнитивный контроль, скорость переработки информации и чувство числа. Таким образом, для успешного выполнения теста интеллекта в старшем дошкольном возрасте необходимо обладать высоким уровнем когнитивного контроля, иметь высокие показатели скорости переработки информации и чувства числа, в частности уметь сравнивать физические размеры объектов. Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте вклад регуляторных и когнитивных предикторов интеллекта является практически равнозначным - 21% и 25% соответственно. Этот результат свидетельствует о значении не только когнитивной, но и регуля-торной сферы ребенка старшего дошкольного возраста в развитии общих способностей, в частности интеллекта. Несколько иные результаты корреляционного анализа получены для анализируемых показателей творческих способностей: выявлены связи с базовыми когнитивными характеристиками при отсутствии связи с регу-ляторными показателями. В частности, показано, что оригинальность творческого мышления слабо связана с одной когнитивной характеристикой - чувством числа, основанным на умении сравнивать физические размеры объектов, а беглость творческого мышления умеренно связана со скоростью переработки информации. Последняя связь оказывается понятной - чем быстрее ребенок, чем большее количество заданий в творческом тесте он успевает выполнить; при этом взаимосвязь с чувством числа требует дальнейшего изучения. Согласно имеющимся в литературе данным, взаимосвязи творческих способностей с базовыми когнитивными характеристиками являются специфичными и зависят от типа творческого теста. Так, например, коэффициент корреляции скорости переработки информации с вербальной креативностью составляет 0,30 при p < 0,001, а с невербальной корреляция оказывается статистически незначимой [19, 22], что соответствует результатам данного исследования. Иерархический регрессионный анализ в отношении уровня развития творческих способностей выявил результаты, специфичные для двух показателей - оригинальности и беглости творческого мышления дошкольников. Так, для показателя оригинальности не обнаружен вклад ни когнитивных, ни регуляторных характеристик среди анализируемых предикторов. Этот факт может быть связан как с анализируемыми показателями сфор-мированности когнитивной и регуляторной сферы, так и с типом тестового творческого задания. Вместе с тем показатель беглости, отражающий количество выполненных заданий в творческом тесте, предсказывает регрессионная модель с включением регуляторных и когнитивных линейных компонентов, объясняя 36% дисперсии с помощью одной когнитивной характеристики - скорости переработки информации. Полученные в исследовании с участием детей старшего дошкольного возраста результаты подтверждают специфику паттернов когнитивных и / или регуляторных характеристик, необходимых для успешного выполнения тестов общих способностей - интеллекта и творческого мышления. Дальнейшие исследования по данной проблематике могут быть направлены на расширение спектра анализируемых когнитивных и регуляторных предикторов и включение иных показателей общих способностей, например вербального интеллекта и креативности.

Ключевые слова

когнитивный контроль, скорость переработки информации, чувство числа, тест, общие способности, интеллект, творческие способности, дошкольный возраст, cognitive control, processing speed, number sense, general abilities, nonverbal intelligence, creativity, preschool years

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Тихомирова Татьяна НиколаевнаПсихологический институт РАОчлен-корреспондент РАО, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетикиtikho@mail.ru
Мисожникова Екатерина БорисовнаДепартамент образования города Москвыандидат психологических наук, советник отдела инспектирования образовательных организаций административных округовmisozhenka@gmail.com
Малых Сергей БорисовичПсихологический институт РАОакадемик РАО, доктор психологических наук, заведующий лабораторией возрастной психогенетикиmalykhsb@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Вербицкая Л.А., Зинченко Ю.П., Малых С.Б., Тихомирова Т.Н. Когнитивные основы успешности обучения русскому языку: кросскультурное исследование // Вопросы психологии. 2017. № 1. C. 26-40.
Тихомирова Т.Н., Воронин И.А., Мисожникова Е.Б., Малых С.Б. Структура взаимо связей когнитивных характеристик и академической успешности в школьном возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 2. С. 55-68.
Verbitskaya L.A., Malykh S.B., Zinchenko Yu.P., Tikhomirova T.N. Cognitive predictors of success in learning Russian // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8 (4). P. 91-100.
Byington E., Felps W. Why do IQ scores predict job performance? An alternative, socio logical explanation // Research in Organizational Behavior. 2010. Vol. 30. P. 175-202.
Guilford J.P. Intelligence, creativity and their educational implications. San Diego, CA, 1968. 229 p.
Silvia P.J. Another look at creativity and intelligence: Exploring higher-order models and probable confounds // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44. P. 10121021.
Rodic M., Zhou X., Tikhomirova T., Wei W., Malykh S., Ismatulina V., Sabirova E., Davidova Y., Tosto M., Lemelin J-P., Kovas Y. Cross-Cultural Investigation into Cognitive Underpinnings of Individual Differences in Early Arithmetics // Developmental Science. 2015. Vol. 18. P. 165-174.
Тихомирова Т.Н., Богомолова М.В. Обогащение среды и развитие способностей: трехкомпонентная модель образовательного пространства // Психология обучения. 2008. № 1. С. 36-46.
Тихомирова Т.Н. Влияние семейной микросреды на способности детей: роль поколе ний // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 4. С.133-141.
Tucker-Drob E.M., Bates T.C. Large cross-national differences in gene x socioeconomic status interaction on intelligence // Psychological science. 2016. Vol. 27, № 2. P. 138-149.
Nisbett R., Aronson J., Blair C., Dickens W., Flynn J., Halpern D., Turkheimer E. Intelligence: New findings and theoretical developments // American Psychologist. 2012. Vol. 67. P. 130 - 159.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б., Тосто М.Г., Ковас Ю.В. Когнитивные характеристики и успешность в решении математических заданий в старшем школьном возрасте: кросскультурный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 1. С. 41-53.
Rodic M., Tikhomirova T., Kolienko T., Malykh S., Bogdanova O., Zueva D.Y., Gynku E.I., Wan S., Zhou X., KovasY. Spatial complexity of character based writing systems and arithmetic in primary school: a longitudinal study // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6 (333). URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00333
Nisbett R. Intelligence and how to get it: Why schools and cultures count. New York, NY: WW Norton, 2009.
Tikhomirova T., Kuzmina Y., Lysenkova I., Malykh S. Development of Approximate Number Sense across the Elementary School Years: a Cross-cultural Longitudinal Study // Developmental Science. 2019. e12823.
Von Stumm S., Plomin R. Socioeconomic status and the growth of intelligence from infancy through adolescence // Intelligence. 2015. Vol. 48. P. 30-36.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения. СПб. : Нестор-История, 2017. 312 c.
Deary I.J., Der G., Ford G. Reaction times and intelligence differences. A population-based cohort study // Intelligence. 2001. Vol. 29. P. 389-399.
Rindermann H., Neubauer A.C. Processing speed, intelligence, creativity, and school performance: Testing of causal hypotheses using structural equation model // Intelligence. 2004. Vol. 32. P. 573-589.
Sheppard L.D., Vernon P.A. Intelligence and speed of information-processing: a review of 50 years of research // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44 (3). P. 535-551.
Горюнова Н.Б., Дружинин В.Н. Операциональные дескрипторы ресурсной модели общего интеллекта // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 4. С. 57-64.
Aguilar-Alonso A. Personality and creativity // Personality and Individual Differences. 1996. Vol. 21 (6). P. 959-969.
Vartanian O., Martindale C., Kwiatkowski J. Creative potential, attention, and speed of information processing // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 43 (6). P. 1470-1480.
Der G., Deary I.J. IQ, reaction time and the differentiation hypothesis // Intelligence. 2003. Vol. 31 (5). P. 491-503.
Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 245 с.
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Чувство числа и успешность в обучении математике в младшем школьном возрасте: перекрестно-лонгитюдный анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 6. С. 47-58.
Kroesbergen E.H., Schoevers E.M. Creativity as predictor of mathematical abilities in fourth graders in addition to number sense and working memory // Journal of Numerical Cognition. 2017. Vol. 3 (2). P. 417-440.
Морошкина Н.В., Гершкович В.А. Сознательный контроль в мнемических задачах и задачах научения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. 2008. Вып. 2. С. 91-100.
Roebers C.M., Cimeli P., Rothlisberger M., Neuenschwander R. Executive functioning, metacognition, and self-perceived competence in elementary school children: an explorative study on their interrelations and their role for school achievement // Metacognition Learning. 2012. Vol. 7. P. 151-173.
Roebers C.M., Krebs S.S., Roderer T. Metacognitive monitoring and control in elementary school children: Their interrelations and their role for test performance // Learning and Individual Differences. 2014. Vol. 29. P. 141-149.
Brock L.L., Rimm-Kaufman S.E., Wanless S.B. Delay of gratification in first grade: the role of instructional context // Learning and Individual Differences. 2014. Vol. 29. P. 81 -88.
Fayena-Tawil F., Kozbelt A., Sitaras L. Think global, act local: a protocol analysis comparison of artists' and nonartists' cognitions, metacognitions, and evaluations while drawing // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2011. Vol. 5 (2). P. 135-145.
Livingston J.A. Metacognition: An Overview. 1997. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED474273
Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М. : Ин-т психологии РАН, 2011. 464 с.
Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ковас Ю.В. Взаимосвязь регуляторных, интеллектуальных и когнитивных особенностей учащихся с математической успешностью // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 34. С. 11.
Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Жоу С., Вей В., Родич М., Мисожникова Е.Б., Давыдова Ю.А., Ковас Ю.В. Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и успешности в арифметике у дошкольников: кросскультурный анализ // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 133-143.
Равен Дж.К., Корт Дж.Х., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Ра-вена и Словарным Шкалам / пер. с англ. 2-е изд., стер. М. : Когито-Центр, 2009. Разд. 2: Стандартные Цветные Матрицы (включая Параллельные версии Теста). 80 с.
Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. М. : ИНТОР, 1995. 48 с.
Shamosh N.A., Gray J.R. The relation between fluid intelligence and self-regulatory depletion // Cognition and Emotion. 2007. Vol. 21. P. 1833-1843.
 Когнитивные и регуляторные предикторы успешности выполнения тестов обшдх способностей в старшем дошкольном возрасте | Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. DOI: 10.17223/17267080/75/6

Когнитивные и регуляторные предикторы успешности выполнения тестов обшдх способностей в старшем дошкольном возрасте | Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. DOI: 10.17223/17267080/75/6