Модель дистанционного курса повышения квалификации по подготовке преподавателя дистанционного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 3(59).

Модель дистанционного курса повышения квалификации по подготовке преподавателя дистанционного обучения

Подготовка преподавателей для работы в условиях дистанционного обучения будет успешной, если создать организационно-педагогическое обеспечение подготовки преподавателя для системы ДО, включающее квалификационные требования к преподавателю ДО, перечень компетенций преподавателя ДО, модель дистанционного курса для подготовки преподавателя к работе в системе ДО и описание этапов его проведения. В статье рассматриваются отдельные элементы организационно-педагогического обеспечения: модель и этапы реализации дистанционного курса повышения квалификации по подготовке преподавателя дистанционного обучения.

Distance course model of teacher’s professional training in E-learning.pdf При обсуждении качества дистанционного обучения (ДО) часто встает вопрос не о том, чему учить дистанционно и с помощью каких средств (инструментов), а как учить. Как методически грамотно обучить человека дистанционно, чтобы результат обучения был сравним с очным обучением на курсе или даже превосходил его? Понятие «электронное обучение» (ЭО) было законодательно введено в 2012 г., «дистанционные образовательные технологии» (ДОТ) - в 2005 г., в то время как уже несколько десятилетий (с 90-х гг. XX в.) существует такая область научных знаний, как дистанционное обучение. У истоков ДО в России стояли такие видные ученые, как Е.С. Полат, А.А. Андреев, А.В. Хуторской, С.А. Щенников и др. В нашем исследовании под дистанционным обучением понимается область педагогической деятельности, в рамках которой организовывается интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) [1]. С появлением понятия «дистанционное обучение» в конце 90-х гг. XX в. появился и преподаватель / учитель дистанционного обучения, ведущий обучение дистанционно, обладающий знаниями в области информационных технологий, учитывающий специфику дистанционной формы обучения, психологические особенности взаимодействия с учащимися в процессе дистанционного обучения [2]. Преподаватель несет ответственность за качество обучения своих учеников и соответственно должен быть хорошо подготовлен к процессу преподавания методически и содержательно. При проведении ДО преподаватель должен владеть методикой преподавания предмета с учетом особенностей построения учебного процесса в виртуальной среде, возрастных особенностей обучаемых и быть готовым технически для работы с программным обеспечением и сервисами сети Интернет. С целью выявления качества подготовки преподавателя ДО планировалось провести анализ программ курсов повышения квалификации (ПК) по тематике подготовки дистанционного преподавателя, используя ресурсы сети Интернет. В сети Интернет было найдено 20 курсов ПК для подготовки преподавателей ДО. Из них только в одном случае на сайте была выложена программа курса, 14 сайтов с объявленными курсами содержали лишь описание курса, в 5 случаях не было никакой информации о содержании курса, на запросы по указанным контактам ответов тоже не было. В итоге анализировать пришлось не программы, а описания содержания курсов. Проведенный анализ выявил большие проблемы с наполнением содержания курсов - чему конкретно и как нужно обучить преподавателя, чтобы он смог успешно преподавать дистанционно? На одних курсах слушателя учат работе с Windows (20 % тем), e-mail (25 %), работе с файлами и клавиатурой (20 %), владению программами Word и PowerPoint (40 %), автоматизированными системамы (20 %) и компьютерными сетями (10 %), на других - работе в различных LMS (75 %), сервисам сети Интернет (80 %), и только сама специфика ДО упоминается в 40 % - методика ДО и в 65 % - теория ДО. В результате обучившийся слушатель приобретает больше технических и информационных навыков, чем методических, хотя по изучению Windows, работе с e-mail, файлами и клавиатурой, овладению программами Word и PowerPoint, автоматизированными системами, компьютерными сетями, работе в различных LMS и сервисах сети Интернет можно провести отдельные курсы для начинающих пользователей, а преподавателей ДО обучать уже непосредственно методике и теории ДО. Такая ситуация приводит к низкому уровню подготовки преподавателей ДО, что, несомненно, является следствием в том числе отсутствия единых квалификационных требований к преподавателям ДО, которые должны являться одним из инструментов системы качества образовательного учреждения и могли бы послужить ориентиром для всех образовательных организаций, занимающихся подготовкой преподавателей ДО. В связи с этим возникла необходимость разработать организационно-педагогическое обеспечение подготовки преподавателя ДО, необходимое и достаточное в рамках повышения квалификации, которое может включать в себя следующие элементы: квалификационные требования к преподавателю ДО, перечень компетенций преподавателя ДО, модель дистанционного курса для подготовки преподавателя к работе в системе ДО и описание этапов его проведения. При создании организационно-педагогического обеспечения подготовки преподавателя ДО на базе ФГАУ «ФИРО» была проведена следующая работа: 1) проведено анкетирование преподавателей ДО; 2) сформулированы основные проблемы, которые решает преподаватель ДО; 3) систематизированы основные виды деятельности преподавателя ДО; 4) разработан стандарт деятельности преподавателя ДО; 5) расширены и структурированы группы компетенций преподавателя ДО; 6) сконструирована модель дистанционного курса повышения квалификации по подготовке преподавателя ДО; 7) разработано описание этапов проведения дистанционного курса повышения квалификации по подготовке преподавателя ДО; 8) проведены курсы повышения квалификации по подготовке преподавателей ДО; 9) определена степень сформированности компетенций преподавателя ДО. Формирование нужных преподавателю ДО компетенций может проходить максимально эффективно на курсах повышения квалификации в режиме дистанционного обучения. Проектируя дистанционный курс, необходимо учитывать специфику темы данного курса, сочетающего в себе теорию и практику ДО самим фактом его проведения, - слушатели дистанционно учатся преподавать дистанционно. Важно овладение обучаемым не только определенной суммой знаний, но и навыками самостоятельной работы с информацией, способами познавательной деятельности, для чего целесообразно вовлечение обучаемого в активную познавательную деятельность для решения учебных проблем. Именно ДО поможет педагогам сразу же попасть в новую обучающую среду и воспринять теорию и практику одновременно. Пройдя через роль обучающихся в рамках курсов, преподавателям будет в дальнейшем проще организовать дистанционный учебный процесс, учитывая свой опыт обучения и имея возможность анализа позиции преподавателя и обучающегося в процессе ДО. В начале проектирования курса разработчику важно распланировать формирование необходимых слушателям компетенций через отбор заданий на измерение каждой компетенции и необходимые для этого средства коммуникаций, методы и организационные формы (таблица). Под компетенцией мы понимаем совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [3]. Структурирование содержания дистанционного курса обучения проводилось в соответствии с разработанной моделью дистанционного обучения, которая предполагает, что обучающийся не может посещать очные занятия, а может обучаться только дистанционно, что, однако, не исключает для него систематического опосредованного контакта с преподавателем и другими слушателями. Под моделью мы понимаем любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данного объекта), используемый в качестве его заменителя, представителя [4]. Поскольку модель отображает не все, а лишь основные интересующие исследователя свойства оригинала, связана с задачами исследования и конечной целью использования модели, то для модели дистанционного курса наиболее важны разработанные на основе сформулированных компетенций виды контроля и сформированные на основе видов деятельности дистанционного преподавателя способы взаимодействия преподавателя и слушателя курса. Использовав в качестве основы типовую модель ДО «Сетевое обучение», разработанную Е.С. Полат [2], предлагаем свою модель дистанционного курса ПК по подготовке преподавателя ДО, доработав ее в части объединения имеющихся в модели элементов в смысловые блоки, добавив значимые для проведения данного курса разделы (рис. 1). Модель дистанционного курса ПК по подготовке преподавателя ДО включает следующие компоненты: - представительский блок - раздел, представляющий участников дистанционного курса (автор курса, преподаватель курса, слушатели курса (в форуме знакомств), координатор курса, системный администратор, администрация организации, руководитель организации); - административный блок - раздел описания непосредственно учебного процесса, включающий порядок регистрации в LMS курса, учебно-тематический план, программу курса, расписание основных мероприятий, график выполнения заданий, мониторинг активности, сроки обучения, адреса отправки контрольных заданий, шаблон рефлексии, журнал успеваемости, текущую информацию на доске объявлений; - организационный блок - четко структурированный раздел, включающий инструкцию для слушателей по обучению на данном курсе: краткую аннотацию курса, цели, задачи, перечень компетенций, на овладение которыми направлен данный курс, структуру курса, описание видов деятельности слушателя в ходе курса, разнообразие форм контроля знаний, критерии успешного завершения работы над курсом, условия пересдачи материала в случае неуспешного освоения курса, требования к аппаратному и программному обеспечению; - теоретический блок - раздел учебных материалов, где размещен образовательный контент (теоретические материалы дистанционного курса в формате текста, видеофайлов, подкастов, графиков, таблиц, изображений и т.д., глоссарий, а также ссылки на виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии, лаборатории удаленного доступа и другие электронные ресурсы сети Интернет по тематике курса); - библиотека и медиатека - раздел, включающий мультимедийные материалы к занятиям, энциклопедии, словари, ссылки на литературу и интернет-источники, электронные библиотеки, дополнительные материалы в виде электронных книг, статей; - блок контроля - раздел контрольных заданий, включающий по каждому модулю текущие и итоговые задания (разработка модели дистанционного курса, разработка инструкции для дистанционного обучаемого, составление учебно-тематического плана дистанционного курса с указанием видов контроля, разработка веб-квеста, проведение занятия по технологии «ситуационный анализ», проведение виртуальной дискуссии с дистанционными обучаемыми, разработка шаблона рефлексии и проведение рефлексии, разработка конспекта дистанционного занятия, составление каталога ссылок, ведение тематического блога в сетевом педагогическом сообществе, защита итоговой работы в режиме вебинара) с указанием сроков сдачи заданий; - блок интерактивного взаимодействия - раздел для осуществления общения, включающий электронную почту (e-mail), форум, видеоконференц-связь, сервисы совместного формирования документов, блоги, делишес, доску объявлений. Для реализации данного курса разработано подробное описание его этапов. Каждый этап содержит описание видов деятельности слушателя и преподавателя, направленной на решение четко поставленной задачи с указанием способов её решения. Постепенное усложнение задач сопровождается наличием опор в виде консультирования, примеров выполненных заданий, готовых веб-ресурсов для демонстраций. По мере обучения на курсе у обучаемого происходит постепенное убывание опор и фиксирование внимания на практическом применении методики дистанционного обучения, конкретного для него в его собственной образовательной организации, что существенно повышает его мотивацию и вызывает ещё больший интерес к предметному содержанию курса. Этапы реализации дистанционного курса: 1. Организация психологической адаптации слушателей к курсу ДО. 2. Проведение входного анкетирования. 3. Организация изучения слушателями теоретических модулей курса. 4. Организация выполнения слушателями заданий модулей. 5. Проведение индивидуальных и групповых консультаций со слушателями. 6. Проведение рефлексии слушателей. 7. Обучение слушателей выступать в форуме, блоге. 8. Организация работы в виртуальном педагогическом профессиональном сообществе. 9. Обучение слушателей созданию веб-квеста. 10. Проведение дистанционного занятия (урока) со слушателями. 11. Проведение виртуального круглого стола со слушателями в режиме телеконференции. 12. Проведение итогового анкетирования и рефлексии слушателей. Дистанционный курс «Подготовка преподавателя к работе в системе электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в образовательной организации» был проведен для 120 преподавателей из 15 образовательных учреждений, 15 % из которых были работниками вузов, 38 % - учреждений СПО, 40 % - школ, 7 % - дополнительного образования. Слушатели дистанционных курсов выполнили 11 заданий. Уровень выполненного задания был оценён по пятибалльной системе. Далее был вычислен процент успеваемости (абсолютная успеваемость) - количество слушателей, выполнивших задания на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», умножено на 100 % и разделено на общее количество слушателей: По итогам исследования 4 групп слушателей курса выявлено, что слушатели каждого следующего дистанционного курса по результатам обучения имеют уровень показателей сформированности компетенций выше предыдущей группы, что в итоге составляет от 73 до 86 %. Рост показателей связан с доработкой курса после обучения каждой группы на основе анализа итоговых анкет слушателей. В результате были выявлены недостатки настоящего курса ДО (отсутствие инструкций технического характера, сложность используемых средств коммуникаций, большое количество новых сетевых сервисов для освоения в короткие сроки) и определены основные направления повышения его эффективности (разработка двухуровневых заданий курса - для неподготовленных к работе в сети Интернет слушателей и для уверенных пользователей). Результаты количественной (подсчет и сравнение результатов промежуточного и итогового контроля) и качественной оценки (анкетирование, интервьюирование, анализ рефлексий) учебного процесса показали, что слушатели после дистанционного обучения имеют высокие результаты обученности. Таким образом, создана и экспериментально проверена модель дистанционного курса повышения квалификации по подготовке преподавателя ДО, отображающая разработанные на основе сформулированных компетенций формы контроля и средства взаимодействия преподавателя и слушателя курса. п/п Формируемые компетенции Задания на измерение компетенций Средства коммуникаций / методы / организационные формы 1 Компетенции методического проектирования учебного процесса посредством построения моделей дистанционного обучения Разработка модели дистанционного курса Средства коммуникаций: е-mail, сервисы совместного формирования документа, видеоконференц-связь. Метод: мозговая атака. Организационные формы: лекция (вебинар) и индивидуальная переписка 2 Компетенции разработки различных видов организационной документации для проведения дистанционного курса с учетом форм и средств его проведения Разработка инструкции для обучающегося при ДО Средства коммуникаций: е-mail, сервисы совместного формирования документа. Метод: дискуссия (виртуальная). Организационные формы: лекция и практическое занятие 3 Компетенции разработки электронного контента, включая различные виды педагогического контроля в системе ДО, проектирования системы дистанционной оценки качества контрольных материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля Составление учебно-тематического плана дистанционного курса с указанием видов контроля. Разработка веб-квеста Средство коммуникации: е-mail. Метод: консультации. Организационная форма: индивидуальная переписка. Средство коммуникации: форум. Метод: ролевая игра. Организационная форма: практическое занятие (вебинар) 4 Компетенции владения формами организации дистанционного обучения, методами, использованием адекватных им средств общения на практике Проведение занятия по технологии «ситуационный анализ» Средства коммуникаций: форум, блог. Метод: ситуационный анализ. Организационные формы: практическое занятие / круглый стол 5 Компетенции проведения контроля обучающихся при ДО Защита итоговой работы в режиме вебинара Средства коммуникаций: форум, е-mail, видеоконференц-связь. Методы: дискуссия, мозговая атака, ситуационный анализ, ролевые игры, проекты. Организационная форма: экзамен (зачет) в режиме вебинара 6 Компетенции проведения учебных мероприятий с учетом психологических особенностей поведения обучающихся в виртуальной среде Проведение виртуальной дискуссии с обучающимися Средства коммуникаций: форум, е-mail, доска объявлений. Методы: беседа, дискуссия (виртуальная). Организационная форма: практическое занятие 7 Компетенции организации и проведения рефлексии и анкетирования обучающихся при ДО Проведение рефлексии Средство коммуникации: е-mail. Метод: анкетирование. Организационные формы: опросная форма на сайте курса, индивидуальная переписка 8 Компетенции образовательно-организационной дистанционной деятельности, в том числе умение анализировать учебную ситуацию курса ДО, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений преподавателей и обучающихся при ДО Разработка конспекта дистанционного занятия Средства коммуникаций: е-mail, видеоконференц-связь. Метод: метод проектов. Организационная форма: практическое занятие - дистанционный урок в режиме вебинара 9 Компетенции самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (социальные сети, виртуальные профессиональные сообщества, электронные библиотеки, LMS, виртуальные миры, технологии веб 2.0 и др.), способность оценивать собственные профессиональные возможности в области совершенствования ДО, навыки самоорганизации Составление каталога ссылок. Ведение тематического блога в сетевом педагогическом сообществе Средства коммуникаций: делишес, форум, е-mail. Метод: дискуссия (виртуальная). Организационная форма: круглый стол. Средство коммуникации: блог. Методы: беседа, дискуссия (виртуальная). Организационная форма: круглый стол

Ключевые слова

carry out a distance course, technique, EL-teacher, distance course, e-learning, дистанционный курс, этапы проведения дистанционного курса, преподаватель дистанционного обучения, дистанционное обучение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Никуличева Н.В.ФГАУ «Федеральный институт развития образования»nikulicheva@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://enc-dic.com/enc_big/Model-37727.html (дата обращения: 13.03.2015).
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 дек. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 17.03.2015).
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.
Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004.
 Модель дистанционного курса повышения квалификации по подготовке преподавателя дистанционного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 3(59).

Модель дистанционного курса повышения квалификации по подготовке преподавателя дистанционного обучения | Открытое и дистанционное образование. 2015. № 3(59).